Герой Советского Союза
Испытатели авиакосмической техники
Долгов Пётр Иванович

Долгов Пётр Иванович

21.02.1920 - 01.11.1962

Герой Советского Союза

Даты указов

12.12.1962

Долгов Пётр Иванович - старший инструктор-испытатель парашютной техники Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил СССР; командир экипажа стратостата "Волга", полковник.

Родился 21 февраля 1920 года в селе Богоявленское, ныне село Долгово Земетчинского района Пензенской области, в крестьянской семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)КПСС с 1945 года. В 1938 году окончил Мичуринскую профтехшколу по специальности: "кройка и шитьё" и был направлен на работу в Москву. С 1939 года работал шофёром.

В Красной Армии с сентября 1940 года, призван Фрунзенским районным военкоматом города Москвы. В 1942 году окончил Шкотовское военное пехотное училище. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1945 года: командир стрелковой роты 350-го гвардейского стрелкового полка 114-й гвардейской стрелковой дивизии на 3-м Украинском фронте. Участник Будапештской и Венской операций. Гвардии лейтенант П.И. Долгов особенно отличился при штурме Вены, где подбил самоходное орудие и истребил свыше 40 гитлеровцев. Был ранен в бою 6 апреля 1945 года, но остался в строю.

В 1947 году П.И. Долгов окончил Военно-парашютное училище ВДВ в городе Рязани. Старший инструктор-испытатель парашютов полковник Долгов П.И. в течение многих лет испытывал новые образцы авиационных спасательных средств. Совершил 1409 прыжков, большинство из которых - испытательные и 52 катапултирования. испытал средства спасения 25 типов самолётов и вертолетов, 15 типов катапультных установок, 50 типов парашютов и 20 типов иного специального снаряжения лётного состава. Установил 8 мировых и всесоюзных рекордов, среди которых одиночные мировые рекорды с немедленным раскрытием парашюта - ночью на высоте 12974 метра и днём на высоте 14835 метров.

1 ноября 1962 года Долгов П.И. совершил прыжок с аэростата "Волга" из стратосферы, с высоты 25600 метров. Но из-за разгерметизации скафандра отважный парашютист-испытатель погиб во время этого прыжка. Похоронен на воинском кладбище около станции Чкаловская (в черте города Щёлково) Московской области.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новых средств спасения экипажей летательных аппаратов, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1962 года полковнику Долгову Петру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Лауреат Сталинской премии (1952 год). Мастер парашютного спорта СССР.

Приказом от Министра обороны СССР от 3 октября 1968 года навечно зачислен в списки личного состава 1-й роты курсантов Рязанского института Воздушно-десантных войск имени генерала армии В. Ф. Маргелова. На Аллее Героев училища установлен бюст. Именем Героя названы: село в котором он родился, улицы в Москве и Пензе, один из парков города Долгопрудный Московской области. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.


Герой Советского Союза Е.Н. Андреев: "ШТУРМ СТРАТОСФЕРЫ"

Весной 1962 года полковник В.Г. Романюк вызвал П.И. Долгова и меня к себе.

- Требуется испытать новое высотное снаряжение в условиях стратосферы. Прыгать будете почти из космоса. Опыта в мировой практике пока нет. Американцы бросали манекен с той высоты, с какой придётся прыгать вам, но установленные на нём датчики зафиксировали большие перегрузки во время штопора при свободном падении, и они отказались от эксперимента с человеком. Командование предлагает поручить эти испытания вам.

П.И. Долгов и я тут же согласились выполнить это ответственное и необычное задание.

Размышляя над предстоящим прыжком, Пётр Иванович Долгов разработал новую схему ввода парашюта, которую сам же и испытал, выполнив целую серию прыжков.

Для выполнения задания был выбран стратостат "Волга", на котором до нас никто не летал. П.И. Долгов был назначен командиром нашего экипажа.

Когда мы впервые увидели стратостат, удивили его размеры, сложная аппаратура. Большая герметичная кабина имела два отсека - командирский и экспериментальный.

Под руководством опытных специалистов быстро изучили материальную часть корабля, приборы, снаряжение и аппаратуру, находящиеся в гондоле. Затем приступили к освоению управления огромным летательным аппаратом. Вначале на небольших воздушных шарах поднимались от земли на двести - триста метров, учились изменять скорость подъёма, пользоваться балластом. Затем начались высотные тренировки в барокамере.

Высота, с которой предстояло прыгать, немногим меньше тридцати тысяч метров. По заданию я должен был покинуть корабль и падать, не раскрывая парашюта, до высоты тысяча метров. Время свободного падения - пять минут, а наибольшая расчётная скорость свободного падения - двести сорок метров в секунду, то есть около девятисот километров в час. П.И. Долгову предстояло после покидания корабля сразу раскрыть парашют, то есть снижаться в течение тридцати восьми минут.

Кроме нашего, был назначен дублирующий экипаж в составе Василия Лазарева и Ивана Камышева.



Всю подготовку экспедиции в стратосферу проводили совместно. Когда прибыли в район полёта, то долгими вечерами, находясь в гостинице, оживлённо обсуждали каждый этап предстоящего испытания. Мысленно создавали различные аварийные ситуации и коллективно определяли порядок действий. Так составленная инструкция творчески дополнялась, уточнялась, отшлифовывалась.

Во время подготовки к полёту в стратосферу я совершил свой юбилейный полуторатысячный прыжок. Это произошло утром, а чуть позднее почтальон пачками начал носить поздравительные телеграммы. Привёз и приветственный адрес со множеством подписей моих товарищей по работе.

1 ноября 1962 года. Пять часов утра. Проходим тщательный медицинский осмотр и надеваем высотное снаряжение. Через час автобус привозит на аэродром. Специалисты проверяют корабль, и мы занимаем свои места. Начинается комплексная проверка всех систем.

- Все системы работают нормально, - докладывает Пётр Иванович Долгов руководителю полета.

Время семь часов сорок четыре минуты. Последовала команда "Старт", и громадное сооружение высотою более ста метров медленно двинулось вверх. Нет привычного грохота двигателей, стоит тишина, только ожили стрелки многочисленных приборов и по радио запросили первые данные.

Каждый из нас заполняет график полёта, передаёт данные на землю. Специальные датчики посредством телеметрии сообщают вниз о нашем состоянии: пульсе, артериальном давлении, частоте дыхания, работе сердца. С увеличением высоты небосвод меняет окраску. Сначала он становится бледно-голубым, потом сине-фиолетовым и, наконец, чёрным. В корабле тепло и уютно, а за бортом холодно. На высоте тринадцать тысяч метров термометр показывает шестьдесят пять градусов ниже нуля, потом немного теплеет, и температура устанавливается на отметке минус шестьдесят один градус Цельсия.

Высота двадцать две тысячи метров. Такой рубеж впервые в мире был достигнут 30 января 1934 года нашими советскими стратонавтами П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскиным на стратостате "Осоавиахим-1".

Ещё чуть более получаса подъёма, и выходим в зону равновесия. Скороподъёмность ноль. Высота двадцать пять тысяч четыреста пятьдесят восемь метров. Два часа двадцать минут потребовалось нам, чтобы набрать её.

Пётр Иванович Долгов запрашивает землю о разрешении выполнять задание.

- Разрешаю, - отвечает руководитель полёта.

- Приготовиться к прыжку! - Это команда мне.

Начинаю разгерметизацию кабины, жду, когда в высотный костюм начнёт поступать под избыточным давлением кислород. Срабатывает компенсирующее устройство костюма, и меня сжимает со всех сторон. Докладываю Долгову:

- Избыточное давление есть, - и получаю разрешение разгерметизироваться полностью.

Через стеклянную стенку гермоперегородки вижу спокойное, улыбающееся лицо Петра Ивановича.

- До свидания, Петя!

- Счастливого пути!

По старой традиции прикладываю правую руку к гермошлему для приветствия. Затем переношу её на поручень кресла. Резко сжимаю рычаги кресла и выстреливаюсь в пустоту.

Привычной упругости воздуха не чувствуется. Чтобы меньше замерзало остекление гермошлема, переворачиваюсь на спину.

В беспредельной темноте черного неба светятся звезды, они кажутся очень близкими и какими-то не настоящими. Смотрю на высотомер - уже девятнадцать тысяч метров. На этой высоте падение происходит с наибольшей скоростью. Когда достиг высоты двенадцать тысяч метров, скорость уменьшилась, натяжные устройства высотного костюма ослабли. Свободно вздыхаю, выпрямляю тело и переворачиваюсь лицом вниз. Падать становится очень легко. Внизу Волга с ее многочисленными притоками. Хотя поверх высотного снаряжения надет морской спасательный жилет, купаться не хочется, решаю уйти от воды, выбрав ориентиром громадное поле, разворачиваюсь и под углом сорок пять градусов планирую в его сторону. На высоте тысяча пятьсот метров срабатывает сигнальное устройство. Через двадцать секунд прибор откроет парашют. В последний раз осматриваю свое снаряжение и берусь левой рукой за вытяжное кольцо. Выдергивать его не приходится, парашют открывается автоматически.

Осмотрел купол - всё в порядке. Снял остекление гермошлема и определил примерную точку приземления. Вот и земля. Устоял на ногах и пробежал метров двадцать, пока погасил парашют. Расстелил купол на земле, чтобы меня быстрее обнаружили с воздуха, и лёг в центре.

Все мысли теперь были с Долговым. Как он там? Напряженно вглядываясь в небо, увидел далеко в стороне два раскрытых купола, на которых снижался друг. Но Петра Ивановича уже не было в живых. В момент выхода из кабины корабля произошла нелепая случайность - разгерметизация скафандра. Отверстие с булавочную головку - но через него мгновенно вырвался кислород.

У испытателя хватило сил раскрыть парашют, предложенная им схема сработала безотказно, но сознание уже оставляло его. Купола парашютов бережно опустили тело Долгова на землю Родины, ради которой он жил и трудился.

Отважного парашютиста-испытателя похоронили недалеко от аэродрома, с которого он не раз поднимался в воздух, покоряя высоту, побивая рекорды.

Над аэродромом по-прежнему летают самолёты, оборудованные катапультами, которые испытывал П.И. Долгов, прыгают спортсмены с парашютами, надежность которых тоже проверял он. Значит, наш товарищ в строю завоевателей больших высот. Его дело продолжается.

Есть в Москве в Тушинском районе улица имени П.И. Долгова, а на ней средняя школа № 829. При школе создан музей, посвященный покорителям воздушного океана. Здесь имеются уникальные документы о П.И. Долгове, редкостные фотографии, вырезки из газет, интереснейшие экспонаты, собранные школьниками. Они - убедительное доказательство сердечной признательности подрастающего поколения смелым и мужественным людям.

1 ноября, в день гибели П.И. Долгова, пионеры школы № 829 возлагают на его могилу цветы. Я всегда присутствую при этой торжественной и грустной церемонии. Смотрю на серьёзные лица мальчишек и девчонок и думаю, что, может быть, некоторым из них пример мужественного испытателя поможет в трудную минуту жизни принять правильное решение и до конца выполнить свой гражданский долг перед Родиной.

В память Петра Ивановича Долгова учрежден переходящий приз, который ежегодно разыгрывается между спортсменами-парашютистами.

Через несколько дней после полёта в стратосферу вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении П.И. Долгову и мне высшего отличия Родины - звания Героя Советского Союза.

Андреев Е.Н. "Небо вокруг меня". - М.: ДОСААФ, 1983, стр. 63-67.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Андреев С.А. Герои Родины в названиях улиц Москвы. М., 2010.

Бабкин В.С., Бирюков А.И. Прыжок из стратосферы. М., 1963

Воздушно-десантные войска в лицах. Под ред. В.А.Шаманова. – Москва, 2010.

Герои и подвиги. Книга 1. М.: Воениздат, 1963

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.