Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Симоненко Алексей Фёдорович

Симоненко Алексей Фёдорович

08.1917 - 24.03.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Симоненко Алексей Фёдорович – заместитель командира эскадрильи 312-го Белостокского штурмового авиационного полка (233-я Ярцевская Краснознаменная штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), капитан.

Родился в августе 1917 года в селе Дьяконово ныне Октябрьского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил семилетнюю школу. В 1936 году поступил в Курский педагогический институт.

С октября 1937 года – в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. С августа 1941 года – в действующей армии. Воевал на Юго-Западном фронте в должности уполномоченного особого отдела НКВД 63-й авиационной дивизии. Совершил 5 боевых вылетов на самолете Су-2 в качестве третьего стрелка. С июня 1942 года проходил службу в учебно-тренировочном авиационном полку. С 30 августа 1943 года снова в действующей армии. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах в 312-м штурмовом авиационном полку в должностях летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи.

В период с 15 сентября 1943 года по 1 декабря 1944 года совершил 118 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку и бомбардировку живой силы, техники и вооружения, коммуникаций на переднем крае и в тылу противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Симоненко Алексею Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1945 года был назначен командиром эскадрильи в 62-й Гродненский ордена Суворова штурмовой авиационный полк той же дивизии. Совершил еще 25 успешных боевых вылетов ведущим группы в 4-8 самолетов на штурмовку объектов противника на территории Восточной Пруссии.18 марта 1945 года при выполнении боевого задания капитан А.Ф.Симоненко был тяжело ранен и эвакуирован в 124-й полевой эвакуационный пункт, где 24 марта 1945 года скончался от полученных ран.

Похоронен в городе Торунь (ныне Куявско-Поморское воеводство, Польша).

Награжден орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (22.02.1944, 24.10.1944), орденами Александра Невского (22.02.1945), Отечественной войны 1-й степени (12.07.1944), Красной Звезды (16.11.1943), медалью «За отвагу» (20.02.1942).

В 1985 году студенты художественно-графического факультета Курского педагогического института (ныне Курский государственный университет) изготовили два бюста Героя. Один установлен на территории университета, второй – перед зданием Залиненской школы села Дьяконово Октябрьского района Курской области. На здании Курского государственного университета установлена мемориальная доска А.Ф.Симоненко.


Из наградного листа на А.Ф.Симоненко:

«Зам. командира авиаэскадрильи капитан СИМОНЕНКО прибыл в штурмовой полк 30 августа 1943 года из УТАПа. До этого служил офицером штаба, но благодаря большого желания летать добился своего и стал летчиком-штурмовиком.
В полку прошел доучивание на самолете ИЛ-2 и в первом же боевом вылете показал свою неиссякаемую волю, выполнив боевое задание во что бы то ни стало. Непрерывно совершенствуясь, проявляя большую страсть к познанию теории, к овладению боевым опытом, отрабатывая в воздухе противозенитный маневр, СИМОНЕНКО спустя две недели своего пребывания в полку стал выполнять боевые задания ведущим пары.
За период с 15 сентября 1943 года по 1 декабря 1944 года произвел на самолете Ил-2 118 успешных боевых вылетов и вырос от рядового летчика до зам. командира авиаэскадрильи.
6 ноября 1943 года за успешное выполнение 20 боевых вылетов в полку был награжден впервые орденом «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».
Продолжая непрерывно летать на боевые задания, тов. СИМОНЕНКО каждый раз возвращался на свой аэродром без единой пробоины.
На 35 боевом вылете его назначили командиром семерки Ил-2 и приказали нанести удар по скоплению немецких автомашин и живой силы противника в р-не ЖАКОВКА-СЛОБОДКА. При подходе к цели немецкие зенитки вначале молчали, а затем открыли сильный ЗА огонь.
Симоненко то стремительно бросал машину то вправо или влево, то круто лез ввысь, то снова снижался. Его маневр точно повторяли ведомые. Пр-ку так и не удалось преградить путь штурмовикам. Они приняли боевой порядок и весь свой смертельный груз обрушили на врага. В результате атаки тремя заходами группа уничтожила 6 автомашин и до 40 солдат и офицеров.
22 февраля 1944 года за успешное выполнение 25 боевых вылетов был награжден второй правительственной наградой – орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Получив награду, капитан СИМОНЕНКО еще с большим рвением и упорством стал совершенствовать свои навыки и знания, учиться летать в самых неблагоприятных метеорологических условиях и наносит эффективные удары по врагу. Делая в день по 3-4 боевых вылета, водил группы 4-8 самолетов Ил-2 на выполнение самых ответственных заданий.
За период боевых действий в Белоруссии и Северной Польше он совершил в качестве командира группы свыше 70 успешных боевых вылетов, за что был награжден последующими двумя правительственными наградами: орденом «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1 СТЕПЕНИ» и орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Исключительная дерзость штурмовки, точность бомбометания с угла пикирования 30-40 град., меткость воздушной стрельбы, умение быстро принять в воздухе решение, передать свою волю подчиненным, стремление во что бы то ни стало выполнить боевое задание – эти качества отличают капитана СИМОНЕНКО, как ГЕРОЯ.

Вот несколько примеров, с достаточной убедительностью характеризующих высокое боевое мастерство, мужество, находчивость и героизм капитана СИМОНЕНКО:
22 октября 1943 года. В составе группы 8 самолетов Ил-2 под командой ст. лейтенанта МИХАЙЛОВА произвел два успешных боевых вылета. Действуя в первом боевом вылете по арт.мин. батареям и живой силе пр-ка в р-не дер. НОВОЕ СЕЛО, несмотря на сильный ЗА огонь, смело атаковал и подавил огонь ЗА батареи, уничтожив при этом 15 солдат и офицеров. Во втором боевом вылете, благодаря меткости стрельбы пулеметно-пушечным огнем, РС-ми и серией бомбовых ударов уничтожил 2 шестиствольных миномета и свыше 10 солдат и офицеров. Успешность боевых вылетов была подтверждена наземным наблюдением.
3 февраля 1944 года. В этот день тов. Симоненко произвел 3 успешных боевых вылета. В первом боевом вылете в составе 4-х самолетов Ил-2 под командой ст. л-та СТУПИШИНА, действуя в районе СОСНОВКА по арт. мин. батареям и живой силе пр-ка, смелой атакой и метким пулеметно-пушечным огнем, РС-ми и бомбами уничтожил 3 арт. орудия, 2 миномета и до 15 солдат и офицеров.
В последующих двух боевых вылетах, действуя по переднему краю обороны пр-ка в составе группы 6-8 с-тов Ил-2, уничтожил 4 арт. орудия, подавил огонь одной минометной батареи. Эффективность боевого вылета была подтверждена участвующими экипажами и истребителями прикрытия.
27 июня 1944 года. Командиром группы 4 самолетов Ил-2, под прикрытием 4 Як-1, с высоты 700 до 50 мт. атаковал двумя заходами ж.д. эшелон и отдельные вагоны на станции противника КОПЫСЬ. В результате бомбардировочных и штурмовых действий, по данным проверки после освобождения станции нашими войсками, эшелон был уничтожен. На обратном пути в р-не дер. ЖУКОВЕЦ внезапной и смелой атакой уничтожил 5 автомашин с грузом и 3 арт. орудия на тяге.
Военным Советом 2-го Белорусского фронта за эффективные боевые действия по переднему краю, живой силе и технике пр-ка капитану СИМОНЕНКО была объявлена благодарность.
22 августа 1944 года командиром 8 самолетов Ил-2, произвел штурмовку двух ж.д. эшелонов на станции пр-ка СНЯДОВО. В результате атаки тремя заходами оба эшелона были взорваны. После освобождения станции нашими войсками данные подтвердились.
24 августа 1944 года. Командиром 8 самолетов Ил-2 вылетел на штурмовку войск пр-ка по срыву контратаки на высоте 210, что юго-восточнее населенного пункта ГЕЛЬЧИН, у самого переднего края наших войск. Благодаря отличному ведению радиосвязи с наземной радиостанцией, группу точно вывел на цель и атаковал ее тремя заходами. После атаки станция наведения отметила отличную работу штурмовиков.
4 сентября 1944 года командиром второй четверки в составе 8-ми самолетов Ил-2 вылетел на боевое задание по уничтожению переправы немцев через реку НАРЕВ у населенного пункта КАМЕНКА. Противник в это время, поспешно отступая, переправу прикрывал сильным огнем зенитной артиллерии. Несмотря на потерю ведущего восьмерки еще до подхода к заданной цели, СИМОНЕНКО точно вывел группу на цель. Зайдя с северо-запада со стороны солнца и лесного массива, с первого захода группа бомбовым ударом разрушила переправу, а затем двумя последующими заходами пулеметно-пушечным огнем и РС-ми атаковала у переправы на вост. берегу р. НАРЕВ скопление автомашин и живой силы немцев. Было уничтожено свыше 10 автомашин и до 40 солдат и офицеров. Результаты удара группы наблюдали экипажи 198 ШАП, пришедшие на данную цель во время последнего захода группы, а также истребители сопровождения.
29 и 30 сентября 1944 года командиром 4-х самолетов Ил-2 в общей колонне дивизии, принимал участие в массированном налете на крупные танко-сборочные мастерские противника в районе МХОВО-НАСАЖЕВО.
Как опытный летчик-штурмовик, свою группу вывел точно на цель и успешно атаковал главные сборочные цеха мастерских. В результате бомбардировочных и штурмовых действий, по данным спец. проверки, в р-не МХОВО было разбито 7 бараков, сожжено 4 барака, уничтожено 7 танков, 17 бочек с бензином, разрушен офицерский клуб и офицерская канцелярия и повреждено 31 барак; в районе НАСАЖЕВО уничтожено: 8 танков, 2 арт. батареи, 4 гаража с автомашинами, 2 барака с людьми; разбит штаб, убито 10 человек и ранено 135 ч. и 6 лошадей.
12.10.44 года. Полку была поставлена боевая задача - нанести бомбардировочный и штурмовой удар по опорному пункту противника, мешавшему продвижению наземных войск. Из вылетевших 3-х групп две группы из-за плохих метеоусловий возвратились на свой аэродром, к цели прорвалась только одна группа в составе 4 Ил-2, ведомая капитаном СИМОНЕНКО. Учитывая сложность обстановки (опорный пункт пр-ка к моменту вылета уже был блокирован с трех сторон нашими войсками), ведущий группы, выйдя в р-н СОКОЛОВО-ЗАМЕСКИ-КОСЦЕЛЬНЯ, произвел над своей территорией два круга, связался с рацией наведения командира дивизии «АРКА-25» и попросил ее уточнить цель, что последняя и выполнила.
Для большей уверенности и гарантии от удара по своим войскам капитан СИМОНЕНКО приказал группе в первом заходе бомб не сбрасывать, произвести холостой заход и внимательно просмотреть цель.
Произведя холостой заход, ведущий дал сигнал: «Я СВОЙ САМОЛЕТ», на который наземные войска обозначили себя цветными ракетами. При этом, просматривая цель, ведущий обнаружил артиллерийско-минометную группу до двух батарей, замаскированную на безымянной высоте, что 1,5 км юго-западнее ПШЕРАДОВО. Немедленно обратил внимание своих ведомых на обнаруженную цель и приказал на втором заходе по его примеру с индивидуальным прицеливанием атаковать эту точку. Группа точно ударила по обнаруженной цели, и в это время «АРКА-25» передала: «СИМОНЕНКО, заходите правильно. Бейте - там артиллерия мешает нашим продвигаться». На повторном заходе группа обнаружила движение отдельных групп противника из опорного пункта на север и северо-запад и атаковала их. При этом ведущий группы капитан СИМОНЕНКО заметил трассы МЗА на северо-зап. опушке леса, что 1,5 км юго-зап. ПШЕРАДОВО. Немедленно довернул свой самолет, атаковал зенитную точку РС-ми и пулеметно-пушечным огнем, в результате огонь МЗА был подавлен.
После третьего захода «АРКА-25» передала: «СИМОНЕНКО, вы работали хорошо, идите домой и передайте, чтобы больше групп не высылали из-за метеоусловий», при этом поблагодарила за хорошую работу и связь.
В результате действий штурмовиков капитана СИМОНЕНКО огонь арт. мин. группы и огонь батареи МЗА был подавлен. Было убито до 40 солдат и офицеров пр-ка. Наземные войска перешли в атаку и овладели опорным пунктом перед левым флангом нашего плацдарма.
На обратном маршруте метеообстановка резко ухудшилась: 10-балльная облачность прижимала группу до 50 мт, видимость ухудшилась от 2 км до 500 мт, а в р-не ОСТУВ-МАЗОВЕЦКИЙ группа встретила сплошной дождь. Однако благодаря хорошей подготовке, сколоченности группы и умелому руководству ею со стороны ведущего капитана СИМОНЕНКО группа вышла точно на свой аэродром и благополучно произвела посадку.
Еще до возвращения группы с задания н-к штаба 4 ВА генерал-майор авиации АЛЕКСЕЕВ по СТ-35 сообщил в штадив, что наземные войска благодарят летчиков группы капитана СИМОНЕНКО за отличную работу, а начальник штаба 48 армии, оценив работу группы отличной, просил передать его БЛАГОДАРНОСТЬ ведущему и всем летчикам группы.
13.10.44 г. Совершая свой 101 боевой вылет (а в этот день ведущим произвел 4 боевых вылета), капитан СИМОНЕНКО повел 8 с-тов Ил-2 на штурмовку скопления техники и живой силы немцев в лесу, что в 2 км юго-восточн. города МАКУВ. Несмотря на усложненные метеоусловия, плохую видимость из-за густой дымки и сильный зенитный огонь из г. МАКУВ, восьмерка Ил-2, возглавляемая капитаном СИМОНЕНКО, с высоты 800 до 300 мт. дважды успешно атаковала скопление танков и автомашин. В результате штурмового налета было уничтожено: 4 танка, 5 автомашин, бензозаправщик и до 20 человек живой силы, о чем подтвердила станция наведения.
30.10.44 года. Капитан СИМОНЕНКО парой вылетел на разведку войск пр-ка 5 км сев.вост. г. ПУЛТУСК. Полет был совершен в очень сложных метеорологических условиях: при низкой облачности от 50 до 100 мт. и ограниченной видимости до 1 км. На бреющем полете СИМОНЕНКО появился над заданным р-ном разведки и обнаружил большое движение танков до 30 шт. по лесной дороге, что идет из нас. пункта ШВЕЛИЦЕ на ПОЖЕВО. Разведданные немедленно были переданы на станцию наведения. Кроме того, успешной атакой противотанковыми бомбами парой уничтожил два танка.
Всего на боевом счету капитана СИМОНЕНКО числится: 10 уничтоженных танков, 15 поврежденных и выведенных из строя батарей полевой и зенитной артиллерии, 4 взорванных склада с горючим и боеприпасами, 2 уничтоженных жел.дорожных эшелона, 50 уничтоженных автомашин, уничтожил и вывел из строя свыше 300 немецких солдат и офицеров.
Капитан СИМОНЕНКО успешно руководит боевой работой авиаэскадрильи, умело воспитывает летчиков, неустанно передает им свой богатый боевой опыт, смело водит их в бой в самых сложных метеоусловиях.
Активный коммунист, исключительно дисциплинированный офицер, храбрый и волевой летчик, капитан СИМОНЕНКО является одним из питомцев Сталинской Авиации, служит для каждого примером в боевой работе.

За 118 эффективных боевых вылетов на самолете Ил-2, за выдающиеся мужество, отвагу и умение, проявленные в боях с немецкими захватчиками, за проявленный героизм – капитан СИМОНЕНКО Алексей Федорович ДОСТОИН ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Командир 312 штурмового авиационного Белостокского полка
майор Рубцов

31 декабря 1944 г.»

Биографию подготовил: Олег Кожухарь

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы на сайте «Мемориал»

Ефимов А. Н. Над полем боя. — М.: Воениздат, 1976.

Золотые Звёзды курян. Воронеж: Центрально-Чернозёмное изд.,1966