Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Бердичевский Георгий Александрович

 
Бердичевский Георгий Александрович
12.12.1918 - 10.10.1978
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 03.01.1974 Медаль № 13479
Орден Ленина № 422042

    Памятники
  Мемориальная доска


Бердичевский Георгий Александрович – директор Новочеркасского электровозостроительного завода Министерства электротехнической промышленности СССР, Ростовская область.

Родился 12 декабря 1918 года в городе Изюм ныне Харьковской области Украины. Русский.

Семья Бердичевских родом из Ленинграда, его отец был руководителем крупного предприятия. Когда началась война, отец отправился в эвакуацию, оставив жену и сына в Ленинграде. Вряд ли он думал о том, что им придется пережить вместе с остальными жителями блокадного города. В блокаду потерял мать, сам был эвакуирован в город Пржевальск Киргизской ССР (ныне город Каракол Иссык-Кульской области Кыргызстана), где в 1943 году закончил Николаевский кораблестроительный институт по специальности «машиностроение».

По окончании института был направлен в только что освобожденную Одессу в Управление по восстановлению, восстанавливать морские порты Черноморского побережья, а через несколько лет стал директором судоремонтного завода в Херсоне.

В дальнейшем был назначен директором завода по изготовлению двигателей для подводных лодок имени Магомеда Гаджиева в городе Махачкала Дагестанcкой АССР. С 1954 года – второй секретарь Махачкалинского горкома КПСС. Являлся начальником управления металлообрабатывающей промышленности и членом Совета Дагестанского совнархоза, а затем – начальником управления электротехнической промышленности Северо-Кавказского совнархоза в Ростове-на-Дону.

С ноября 1965 года – директор Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) Министерства электротехнической промышленности СССР в городе Новочеркасск Ростовской области. Руководил заводом 13 лет до последнего дня своей жизни.

С первых же месяцев руководства заводом новому директору пришлось столкнуться с самой серьезной за всю историю НЭВЗа проблемой качества и надежности электровозов, которые не всегда выдерживали такие тяжелые условия эксплуатации как 45-градусные сибирские морозы или горный рельеф. Десятки выпущенных электровозов, возвращались для замены выходивших из строя двигателей. Весь 1966 год прошел под знаком борьбы за качество. Учитывались предложения ученых, инженеров и рабочих, которых только за один год поступило около 2 тысяч. С его приходом на завод началось коренное техническое перевооружение предприятия. Многое сделал, чтобы добиться слияния усилий коллективов завода и Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электровозостроения (ВЭлНИИ), создав фактически единое объединение, решающее общую задачу. Уделял внимание совершенствованию технологии и организации производства, созданию экспериментально-испытательской и исследовательской базы, повышению качества проектирования электровозов. По его инициативе началась коренная реконструкция завода.

С 1967 года на НЭВЗе был начат выпуск электровозов ВЛ 80Т с электрическим реостатным торможением. За создание этого электровоза коллективу ученых, конструкторов и производственников НЭВЗа, ВЭЛНИИ и МПС была присуждена Государственная премия. Развитие металлургического производства, повышение в стране объемов добычи полезных ископаемых открытым способом, увеличение глубины карьеров ставили перед электровозостроителями задачу по созданию перспективных промышленных электровозов. В 1968 году для работы в карьерах с уклоном выездных путей до 4 процентов был разработан тяговый агрегат переменного тока ОПЭ 1. Изготовленный в 1969 году, он успешно прошел все испытания, использовался на разработках крупных карьеров Советского Союза, а в 1971 году ему был присвоен Знак качества. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1971 году НЭВЗ был награжден орденом Ленина. Такой же награды был удостоен и директор завода.

В начале 1970-х годов курирует работы по созданию конкурентоспособного на европейском рынке электровоза переменного тока для финских железных дорог. Этому способствовала высокая надежность новочеркасских электровозов и широкая известность среди железнодорожников других стран. Торжественный пуск в эксплуатацию первого электровоза Sr 1 состоялся 3 декабря 1973 года. О важности этого события свидетельствует тот факт, что в нем принимали участие Генеральный директор финских железных дорог Э. Рекола, члены финского парламента, большое количество гостей и журналистов. Президент Финляндии У. Кекконен лично поблагодарил директора завода. В течение 10 лет НЭВЗ осуществлял изготовление и поставку 110 электровозов Sr 1 для Финляндии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1974 года за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств Бердичевскому Георгию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Успешные результаты в разработке и поставке электровозов Sr 1 позволили получить заказ на создание электровоза постоянного тока ЕТ 42 для Управления польских железных дорог. Первые три электровоза были изготовлены в конце 1977 года, а всего было сделано 50 локомотивов для Польши. Внес большой вклад в улучшение культурно-бытового обслуживания электровозостроителей: было закончено строительство заводского Дворца культуры, построены кинотеатр «Октябрь», инженерный корпус ВЭлНИИ, поликлиника на 600 посещений в день, благоустроены жилые районы, производственные помещения.

Делегат XXIV съезда КПСС (1971). Депутат Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970-1974). Также неоднократно избирался депутатом Новочеркасского городского Совета депутатов, членом Ростовского обкома и Новочеркасского горкома КПСС.

Умер 10 октября 1978 года. Похоронен в Новочеркасске.

Лауреат Государственной премии СССР (1974) – за разработку конструкции, освоение серийного производства и организацию эксплуатации восьмиосных магистральных электровозов переменного тока ВЛ80Т.

Награжден 2 орденами Ленина (20.04.1971; 03.01.1974), орденом «Знак Почета» (08.08.1966), медалями.

В память о Г.А. Бердичевском одна из улиц Новочеркасска носит его имя. На здании заводоуправления НЭВЗ установлена мемориальная доска Г.А. Бердичевскому.

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Герои Труда Дона: биобиблиографический справочник. - Ростов-на-Дону, 2008.
 Публикации в сети Интернет