Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Мельников Михаил Васильевич

 
Мельников Михаил Васильевич
26.08.1919 - 07.05.1996
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 17.06.1961 Медаль № 9948
Орден Ленина № 344950

    Памятники
  Надгробный памятник


Мельников Михаил Васильевич – начальник отдела ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике, Московская область.

Родился 26 августа 1919 года в Москве, в семье фармацевта. Русский.

В 1937 году окончил 10 классов средней школы в Москве. С 1937 года - студент Московского авиационного института. В июне 1941 года окончил 4 курса института, одновременно работал на авиастроительных предприятиях Москвы, а с 1940 года - на опытном авиационном заводе № 293 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР под руководством авиаконструктора В.Ф. Болховитинова.

С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года вместе с заводом был эвакуирован в посёлок Билимбай Свердловской области. Там под руководством А.М. Исаева принял активное участие в создании жидкостного ракетного двигателя для первого советского реактивного самолета «БИ-1», на котором в мае 1942 года лётчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи выполнил первый в СССР реактивный полёт. В 1943 году вернулся из эвакуации в Москву, где в коллективе А.М. Исаева продолжил работу над созданием жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) многократного использования; предложил целый ряд принципиально новых технических решений и осуществил их реализацию на практике.

В 1945 году завершил образование и получил диплом Московского авиационного института. С 1945 года работал начальником лаборатории в НИИ-1 по созданию ракетной техники (ныне ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники»). За годы работы в НИИ-1 выполнил ряд разработок, в которых впервые обеспечил практически полное сгорание топлива в камере ЖРД, предложил метод анализа потерь и расчета удельного импульса ЖРД, разработал ЖРД замкнутой схемы. В 1947 году находился в трёхмесячной командировке в Австрии для изучения немецкого опыта создания и производства реактивной техники. В 1952 года переведён в НИИ-88 (ныне Центральный НИИ машиностроения) на должность начальника отдела, но проработал там всего несколько месяцев.

С 1952 года - начальник отдела в ОКБ-1 (впоследствии ЦКБЭМ, НПО «Энергия», ныне ОАО РКК «Энергия» имени С.П. Королёва), с 1961 года - заместитель главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королёва, заместитель главного конструктора - руководитель комплекса. В этом прославленном коллективе в полной мере раскрылся талант выдающегося конструктора-двигателиста. Начав с создания ЖРД для легендарной «семёрки» (ракета-носитель Р-7, первый старт в мае 1957 года), уже в 1958 году совместно с С.А. Косбергом завершил создание космического ЖРД для блока "Е". Этим ЖРД были оснащены космические аппараты, на которых стартовал в космос Ю.А. Гагарин, запущены исследовательские космические аппараты к Луне. В 1960 году завершена разработка и создание ЖРД для блока "Л" (ими оснащены искусственные спутники Земли типа «Молния», межпланетные аппараты для исследования Венеры и Марса). Тогда же М.В. Мельников успешно решил проблемы регенеративного охлаждения кислородно-керосиновых ЖРД керосином и создания сверхзвуковых диффузоров для наземных испытаний ЖРД. В 1963-1981 годах много работал над проблемой безотказной эксплуатации ЖРД в условиях космических полётов.

За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года Мельникову Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Продолжая выдающуюся научно-конструкторскую работу, к 1967 году разработал ЖРД многократного использования для блока "Д" (многочисленные искусственные спутники Земли и межпланетные аппараты). В 1974 году создан ЖРД для блока "ДМ", в котором Мельников впервые в мире практически решил задачу полного использования энергии топлива (этот двигатель продолжает успешно использоваться вот уже 40 лет!). Создал ЖРД замкнутой схемы для ракет-носителей космических пилотируемых кораблей типа «Союз». В 1964-1970 годах разработал уникальную комплексную автоматизацию испытаний ЖРД с контролем 180 параметров процесса работы двигателя, что на порядки сократило сроки наземных испытаний и всего процесса разработки ракетных двигателей.

С 1986 года - главный научный сотрудник -научный руководитель, главный научный сотрудник, научный консультант головного конструкторского бюро НПО «Энергия». Многие разработки М.В. Мельникова значительно опережали своё время и были использованы и практически воплощены следующим поколением советских и российских ракетных двигателистов. В частности, это относится к последнему этапу творческой деятельности ученого - создание термоэмиссионной ядерной энергоустановки большой мощности.

Одновременно много внимания уделял преподавательской работе в Московском авиационном институте, где преподавал с 1945 года. Автор первого отечественного учебника по теории ЖРД и ряда научных трудов. Подготовил 90 кандидатов и 8 докторов наук.

Доктор технических наук (1959). Профессор (1962). Автор свыше 250 научных работ, обладатель авторских свидетельств на изобретения.

С 1984 года - на пенсии. Жил в городе-герое Москве. Скончался 7 мая 1996 года. Похоронен на Останкинском кладбище Москвы.

Награждён двумя орденами Ленина (21.12.1957, 17.06.1961), двумя орденами Трудового Красного Знамени (16.09.1945, 20.04.1956), медалями «За оборону Москвы» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945» (1945).

Ленинская премия (1960). Государственная премия СССР (1976).

Использованы материалы сайтов журнала «Новости космонавтики» и «Космический мемориал».

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Информация из открытых источников
 Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.