Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Гуськов Леонид Алексеевич

 
Гуськов Леонид Алексеевич
23.03.1912 - 11.08.1995
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 17.06.1961 Медаль № 9964
Орден Ленина № 344966

    Памятники
  Надгробный памятник


Гуськов Леонид Алексеевич – директор завода № 47 Оренбургского совета народного хозяйства.

Родился 23 марта 1912 года в городе Люблино Московской губернии (ныне район Люблино Юго-Восточного административного округа города Москвы) в семье рабочего.

Трудовую деятельность начал в 1927 году столяром на вагоноремонтном заводе имени Войтовича в Москве. В 1930-1935 годах учился в Московском авиационном технологическом институте. В 1935-1936 годах – инженер-конструктор опытного завода имени Кирова в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). В 1936-1941 годах – инженер-конструктор, затем начальник бригады завода № 84 в городе Химки Московской области. С июля 1938 года по август 1939 года по линии Наркомата оборонной промышленности СССР находился в служебной командировке в США на заводе Дугласа (город Санта-Моника, штат Калифорния).

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году вместе заводом эвакуирован в город Ташкент Узбекской ССР (ныне – Узбекистан). В 1941-1946 годах – начальник бригады, заместитель начальника, начальник сборочного цеха завода № 84 в Ташкенте. В 1946-1947 годах – начальник сборочного цеха завода № 30. В 1946-1947 годах – начальник производственно-технического отдела Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР.

В 1948-1950 годах – главный инженер, а в 1950-1955 годах – директор Ташкентского авиационного завода.

С 16 июня 1955 по 16 октября 1972 года – директор авиационного завода № 47 – Оренбургского машиностроительного завода (ныне – ОАО «ПО «Стрела»).

За 17 лет руководства заводом зарекомендовал себя как опытный руководитель и компетентный специалист, требовательный к себе и к подчиненным, талантливый организатор и новатор производства. В 1954-1958 годах завод серийно производил вертолеты МИ-1. Всего их было выпущено 597. Начиная с 1947 года заводом выпускаются спортивные планеры АН-1, АН-2 КБ О.К. Антонова, десантные планеры ЦЕ-25 конструктора П.В. Цибина, ЯК-14 КБ А.С. Яковлева, самолет ПО-2 в санитарном и пассажирском вариантах КБ Н.Н. Поликарпова. Шло освоение и выпуск штурмовиков-бомбардировщиков ИЛ-10М КБ С.В. Ильюшина. В 1957-1958 годах успешно освоен и обеспечен серийный выпуск беспилотного самолета-снаряда конструкции КБ А.Я. Березняка. 

В течение 1950-1980-х завод выполнял заказы на изготовление ракет 8К11, баллистических одноступенчатых ракет средней дальности 8К63 (ракетный комплекс Р-12) М.К. Янгеля, межконтинентальных баллистических ракет 8К84, 15А20, противокорабельных ракет морского базирования. В 1959 году боевой ракетный комплекс с ракетой 8К63 был принят на вооружение. Из боевых частей, на вооружении которых находились эти комплексы, были сформированы Ракетные войска стратегического назначения. 

Организация серийного выпуска ракетного комплекса проходила в условиях исключительного напряжения сил всех работающих на заводе. К изготовлению оснащения, инструмента, средств механизации были привлечены многие предприятия страны. Для этого организовывались командировки инженеров и рабочих ведущих профессий с целью изучения опыта работы на заводах Перми, Омска, Днепропетровска и Москвы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за успешное выполнение заданий правительства по созданию специальной техники авиационный завод № 47 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Не обошли наградой и директора завода.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года (под грифом «совершенно секретно») за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Гуськову Леониду Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

15 октября 1961 года завод № 47 переименован в Оренбургский машиностроительный завод (ОМЗ), который в 1965 году передан в ведение созданного Министерства общего машиностроения СССР. В 1965-1972 годах ОМЗ освоен целый ряд современных, технически сложных изделий. Велась работа над заказами главного конструктора Г.Н. Бабакина по изготовлению блоков автоматических станций, предназначенных для исследования Луны, Марса и Венеры. Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 января 1971 года ОМЗ был награжден высшей государственной наградой – орденом Ленина. 

В 1972 году работал в Главном управлении Министерства общего машиностроения СССР. В 1973-1988 годах – главный инженер КБ «Салют», город Москва.

С 1988 года – на заслуженном отдыхе.

Жил в Москве. Умер 11 августа 1995 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Неоднократно избирался членом бюро Оренбургского обкома КПСС, членом ЦК Компартии Узбекистана (1952 год), депутатом Верховного Совета Узбекской ССР. Делегат XXII и XXIV съездов КПСС (1961 и 1971 годы).

Лауреат Государственной премии СССР.

Почетный гражданин города Оренбурга (10.05.2012, посмертно).

Награжден 3 орденами Ленина (16.09.1945; 17.06.1961; 29.08.1969), орденами Октябрьской Революции (08.10.1985), Трудового Красного Знамени (12.08.1976), «Знак Почета» (10.07.1943), медалями, в том числе "За трудовую доблесть" (11.01.1957).

При подготовке биографии использованы материалы с официального сайта ОАО «Производственное объединение «Стрела» (http://www.pa-strela.com) и с сайта «Космический мемориал» (http://sm.evg-rumjantsev.ru/).

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Публикации в сети Интернет
 Россовский В.П. Герои труда. - Калуга, 1999