Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Фёдоров Иван Ильич

 
Фёдоров Иван Ильич
12.11.1915 - 13.12.1943
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 04.02.1944

    Памятники
  Аллея Героев в поселке Нарышкино
  Памятный знак в Донецке


Фёдоров Иван Ильич – командир эскадрильи 135-го штурмового авиационного полка (308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Брянский фронт), капитан.

Родился 12 ноября 1915 года в деревне Солнцево ныне Урицкого района Орловской области. В 1929 году семья переехала в город Сталино (ныне Донецк, Украина), где И.И.Фёдоров окончил 7 классов. Работал слесарем на заводе «Точмаш», одновременно занимался в аэроклубе.

С 10 ноября 1938 года – в Красной Армии. В 1941 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков. В действующей армии – с 23 сентября 1941 года. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском и Брянском фронтах в должностях пилота, командира звена и командира эскадрильи в 135-м ближнебомбардировочном (с мая 1943 года – штурмовой) авиационном полку. Летал на самолетах Су-2 и Ил-2.

К августу 1943 года И.И.Фёдоров совершил 169 боевых вылетов на разведку и штурмовку узлов сопротивления, железнодорожных станций, переправ, скоплений живой силы и техники противника на переднем крае и в глубине обороны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Фёдорову Ивану Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза.

13 декабря 1943 года капитан И.И.Фёдоров не вернулся с боевого задания.

Награжден орденами Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (19.07.1942), Отечественной войны 1-й степени (02.08.1943), Красной Звезды (29.12.1941).

В поселке городского типа Нарышкино на Аллее Героев установлена стела с барельефом Героя, в городе Донецк (Украина) – мемориальная плита на памятнике погибшим работникам завода «Точмаш».

Из наградного листа на И.И.Фёдорова:

«ФЕДОРОВ Иван Ильич в Отечественной войне против немецко-фашистских оккупантов принимает участие с сентября 1941 года на Юго-Западном и Сталинградском фронтах в должности рядового летчика и командира звена. На Брянском фронте в должности командира эскадрильи.
Произвел 169 успешных боевых вылетов, в том числе 54 вылета на боевую разведку и 115 вылетов на уничтожение узлов сопротивления, ж-д станций и ж-д мостов, переправ через водные рубежи, живой силы и техники на переднем крае и резерве противника. В боях за РОДИНУ показал образцы самоотверженности, мужество и геройство. Будучи отличным и умелым воздушным бойцом, во имя победы над врагом совершил десятки боевых подвигов, за что был трижды награжден орденами СОЮЗА ССР.
Первую правительственную награду орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» получил за мужество и отвагу, проявленную в 5-ти боевых вылетах на самолете СУ-2. За последние 50 боевых вылетов награжден второй правительственной наградой орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
С каждым боевым вылетом тов. ФЕДОРОВ совершенствовал свое боевое мастерство. Участвуя в боях за город СТАЛИНГРАД сделал 48 успешных боевых вылетов, беспощадно громя фашистских гадов.

Вот краткое описание его боевых подвигов:
15.7.1942 года ведущим группы 5-ти самолетов СУ-2 бомбардировал скопление войск и танков противника на заправочном пункте в районе КАЛАЧ-СТАЛИНГРАДСКИЙ. Под обстрелом ЗА* и атак истребителей противника сделал на цель 3 захода. Группой сожжено 3 склада с горючим, 2 танка и другое военное имущество и снаряжение.
20.7.1942 года ведущим группы 5-ти самолетов СУ-2 бомбардировал станцию ж-д, где происходила выгрузка войск противника и стоял состав с горючим. В результате бомбардирования разбито 4 цистерны и 4 вагона. Задание выполнялось при ураганном обстреле ЗА. Отважный командир сделал на цель три захода. Задание выполнил и благополучно возвратился на свой аэродром.
24.7.1942 г. в районе ВЕРТЯЧИЙ группой в 3 самолета СУ-2 уничтожил переправу через реку ДОН. На цель сделал 4 захода под сильным заградительным огнем ЗА. На обратном пути группу встретили два МЕ-109, которые сделали две атаки, но благодаря высокому мастерству ведущего и меткого огня пулеметов стервятники отбиты и все экипажи вернулись на свой аэродром.
За период участия в боях за СТАЛИНГРАД сделал 20 боевых вылетов одиночным экипажем на бреющем полете в р-ны: КАЛАЧ, АБГАНЕРОВО, озеро ЦАЦА и на переправы реки ДОН. Прилетая с разведки всегда привозил ценные сведения и по обнаруженным им целям ходили группы самолетов на задания.
Выполнял ответственные задания по разведке в интересах командования АРМИИ и с донесением садился на блокированном авиацией противника аэродроме города СТАЛИНГРАД.
Выполняя боевые задания командования, уничтожил в составе группы до 80-ти солдат, 4 танка, до 40 повозок с военными грузами, до 15-ти автомашин и другое военное имущество и снаряжение.
Участвовал в 17-ти оборонительных воздушных боях, не имея при этом потерь мат.части и экипажей.
В период формирования полка переучился на новую мат.часть. В совершенстве овладел дневной и ночной подготовкой на самолете ИЛ-2 и свое боевое мастерство показал в боях на БРЯНСКОМ ФРОНТЕ. В полку вырос с рядового летчика до командира авиаэскадрильи и в июле 1943 года повел в бой молодых летчиков. В ходе боев на БРЯНСКОМ ФРОНТЕ стал подлинным героем части. На его примерах воспитываются молодые летчики.
За период участия на БРЯНСКОМ ФРОНТЕ сделал 11 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2 ведущим.
18.7.43 года бомбардировал ж-д станцию ЗОЛОТАРЕВО и бронепоезд, который своим огнем препятствовал на участке продвижению наших войск. В паре отважный летчик полетел на выполнение ответственного задания. Огнем из РС** он заставил замолчать бронепоезд, эффективно отбомбившись, преградил ему путь. Задание выполнялось в сложных метеоусловиях.
22.7.43 года бомбардировал и штурмовал скопление автомашин и танков в районе РЖАВЕЦ, ведущим группы 6-ти самолетов ИЛ-2. Обстрелян сильным огнем ЗА. Отбил атаки 4-х ФВ-190 и задание выполнил успешно. Отмечено 5 очагов пожара и взорвана одна штабная палатка. Все экипажи вернулись на свой аэродром.
23.7.43 г. бомбардировал переправу на реке ОПТУХА в р-не БАКИНО. В сложных метеоусловиях без прикрытия группой 4 самолетов ИЛ-2 ведущим. При подходе к цели группа была встречена сильным заградительным огнем ЗА. На обратном пути встретились с 3 истребителями пр-ка ФВ-190. Несмотря на противодействие ЗА, сделал 5 атак на цель, сохранил все экипажи. Самолет тов. ФЕДОРОВА был сильно поврежден и перебита нога шасси. Отважный летчик привел группу на свой аэродром и блестяще справился с посадкой на одну ногу.
24.7.43 года бомбардировал арт. позиции юго-западнее КОЛОМНА ведущим группы 6-ти самолетов ИЛ-2. Задание выполнялось на высоте 300 мет., был обстрелян ЗА и ЗП***. При подходе к цели были встречены 4-мя ФВ-190 и 2-мя МЕ-109. Несмотря на все преграды тов. ФЕДОРОВ сделал группой на цель 4 захода. Уничтожил 3 орудия и подавил огонь 2-х ЗП и одну точку ЗА. На поврежденном самолете привел группу на свой аэродром.
31.7.43 года выполнял задание одиночным экипажем на разведку в район восточной окраины ОРЕЛ. Имел задачу установить выдвижение войск противника из ОРЕЛ и его силы. Полет выполнялся на рассвете. Всюду, куда не направлялся экипаж, его встречал сильный огонь ЗА и ЗП. Искусно маневрируя, экипаж задание выполнил, привез важные сведения для командования. 24.8.43 года ведущим группы участвовал в ударе по прорыву укрепрайона КОЗЕЛЬ – ДУБРОВКА. После бомбардирования цели вся полоса была затянута дымом. Задание выполнялось при ураганном обстреле ЗА. После выполнения задач штурмовыми действиями подавил огонь 3-х ЗА. О работе группы получил хороший отзыв командования.
За мужество и отвагу, проявленную в 3-х боевых вылетах и успешное выполнение боевых заданий на БРЯНСКОМ ФРОНТЕ, награжден третьей правительственной наградой орденом ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ.

На его боевом счету:
1. После выполнения боевых заданий экипажами отмечалось до 10-ти очагов пожара в населенных пунктах.
2. 22.7.43 года группой ФЕДОРОВА сбит один ФВ-190.
3. Уничтожено и выведено из строя до 40 автомашин с живой силой и военным имуществом.
4. Подавлен огонь 6-ти точек ЗА.
5. Уничтожено до 8-ми подвод с грузом.
6. Выведен из строя один бронепоезд.
В сделанных им 169 боевых вылетах приобрел богатый опыт, который повседневно передает летному составу вверенной ему АЭ.
За период командования эскадрильей сделано 64 боевых вылета на разгром и уничтожение ненавистного врага. Весь летный состав за отличное выполнение боевых заданий награжден правительственными наградами.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, за проявленное при этом мужество и героизм достоин присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Командир 135 ШАП
подполковник Корзинников
26.8.1943 г.»


_____________________

* ЗА – зенитная артиллерия
** РС – реактивный снаряд
*** ЗП – зенитный пулемет

При составлении биографии использована статья Ивана Ворохобкина «Громил фашистов на родной земле». (http://epressa.su/news/society/gromil_fashistov_na_rodnoy_zemle/)

Биография предоставлена Олегом Кожухарем

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Документы на сайте «Мемориал»