Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Орлов Михаил Яковлевич

 
Орлов Михаил Яковлевич
21.05.1916 - 15.05.1968
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 9061
Орден Ленина № 59869

    Памятники
  Аллея Героев в Чугуеве


Орлов Михаил Яковлевич – штурман авиаэскадрильи 336-го бомбардировочного авиационного полка (53-я Сталинградская бомбардировочная авиационная дивизия, 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия), капитан.

Родился 8 (21) мая 1916 года на хуторе Голубинка ныне Белокалитвинского района Ростовской области в крестьянской семье. Русский. В раннем детстве вместе с родителями переехал в город Шахты (ныне Ростовской области), где учился в средних школах №4 и №13. Окончил горный техникум в городе Шахты в 1936 году, работал на шахте имени Петровского.

Призван в армию в 1937 году Шахтинским райвоенкоматом. В 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Младший лейтенант М.Я.Орлов начал воевать на Западном фронте в 1-м тяжёлом бомбардировочном авиационном полку в качестве стрелка-бомбардира самолёта ТБ-3. Полк участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой (с 5 декабря 1941 года). К 15 ноября 1941 года М.Я.Орлов совершил 33 боевых вылета на бомбардировку скоплений войск и техники, оборонительных узлов, железнодорожных станций, артиллерийских позиций, стратегических объектов противника. Был награждён орденом Красной Звезды.

С 20 марта 1942 года его полк (с 18 августа 1942 года – 1-й гвардейский авиаполк дальнего действия) входил в систему Авиации дальнего действия, которая действовала в интересах различных фронтов, в том числе Центрального, Сталинградского, Донского, Ленинградского, 1-го Украинского. 1-го Белорусского, на важнейших стратегических направлениях, участвовала в крупных стратегических и фронтовых операциях.

М.Я.Орлов в качестве штурмана корабля, штурмана звена, штурмана эскадрильи на самолётах ТБ-3, а затем Ли-2 летал в экипаже командира корабля М.Ф.Костенко – также будущего Героя Советского Союза. Бомбил днём и ночью в любых метеорологических условиях военно-промышленные объекты противника, в том числе в его глубоком тылу, совершал разведывательные полёты, а также полёты на транспортировку людей и грузов – горючего, боеприпасов, продовольствия передовым частям Красной Армии и частям, находящимся в окружении, летал к партизанам на советской территории и территории Чехословакии во время словацкого национального восстания в 1944 году.

На Сталинградском фронте штурман корабля гвардии старший лейтенант М.Я.Орлов совершил 90 боевых вылетов. За 50 вылетов в период обороны Сталинграда награждён орденом Ленина, за 171 боевой вылет – вторым орденом Ленина.

В конце декабря 1944 года Авиация дальнего действия была преобразована в 18-ю воздушную армию. М.Я.Орлов с этого времени воевал до конца войны в 336-м бомбардировочном полку. Участвовал в последних решающих сражениях Великой Отечественной войны, в том числе в Берлинской стратегической операции в апреле – мае 1945 года на 1-м и 3-м Белорусском фронтах. К 23 апреля 1945 года совершил 408 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отличное выполнение боевых заданий командования, мужество и героизм, проявленные при совершении боевых вылетов, капитану Орлову Михаилу Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1955 года майор М.Я.Орлов – в запасе.

Жил в городе Черновцы (Украина). Работал в различных учреждениях. Скончался 15 мая 1968 года.

Награждён 3 орденами Ленина (31.12.1942; 13.03.1944; 15.05.1946), орденом Красного Знамени (21.06.1942), 2 орденами Красной Звезды (05.12.1941; …), медалями.

Его именем названа улица в городе Шахты Ростовской области. В городе Шахты на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Мемориальные доски М.Я.Орлову установлены на Аллеях Славы в городе Чугуев Харьковской области (Украина) и городе Белая Калитва Ростовской области.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года. Работая в должности штурмана корабля 1-го гвардейского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия, ныне 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брянского Краснознаменного полка, летал в составе экипажа: командир корабля гвардии капитан Костенко, летчик младший лейтенант Овчинников, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Тютюниченко и воздушный стрелок старшина Богданенко.

За период Отечественной войны совершил 408 боевых вылетов на бомбардирование политико-административного центра Финляндии города Хельсинки, промышленных объектов, скоплений войск, живой силы и техники противника.  Из них 60 боевых вылетов совершил к Орловским и Брянским партизанам  (с 1 июня по 31 июля 1943 года), к украинским партизанам (с 1 по 15 сентября и с 2 по 15 октября 1943 года).
Кроме того, 5 боевых вылетов с посадкой в тылу противника в районе Сарны к партизанам Бегмы и Ковпака, а также 70 полетов днем на транспортировку грузов – горючего, боеприпасов и продовольствия передовым частям Красной Армии.

После последнего награждения совершил 42 боевых вылета, из них 5 вылетов на бомбардирование политико-административного центра Финляндии города Хельсинки и 1 боевой вылет на Котку, а также 40 полетов на транспортировку боевого груза передовым частям Красной Армии. 7 боевых вылетов совершил с посадкой в тылу противника на аэродром  Три Дуба (Чехословакия), где 18 сентября 1944 года, выполняя боевое задание по доставке людей Чехословацкой бригаде, первым нашел цель в гористой местности и приземлил самолет на аэродром без костров, а затем, выложив костры, дал возможность делать посадку другим экипажам.

Общий боевой налет ночью 2450 часов.

С первых дней капитан Орлов ведет непрерывную борьбу против немецких захватчиков, разрушая их военно-промышленные центры, аэродромы, железнодорожные узлы, уничтожая живую силу и технику противника.
Будучи штурманом корабля, в дни, когда возникла угроза городу Москве, тов. Орлов уделял максимум внимания и сил разгрому немецких полчищ под Москвой. За период с октября 1941 по март 1942 года, проявляя мужество, героизм и отвагу, совершил 60 успешно выполненных боевых вылетов.

7 декабря 1941 года, когда командование поставило задачу выбросить десант в районе западнее Клина с целью уничтожения живой силы и техники противника, отступающего  в беспорядке под ударами Красной Армии, тов. Орлов, несмотря на очень плохие метеоусловия, отыскал пункт выброски десанта, отлично выбросил его и в таких же условиях вернулся на свой аэродром без потери ориентировки и вынужденных посадок, за что получил благодарность от командующего Западным фронтом.

В интересах Центрального фронта тов. Орлов совершил  90 боевых вылетов без единого случая потери ориентировки, а также вынужденных посадок по его вине, что позволяло ему успешно выполнять боевые задания в сложных метеоусловиях.

20 ноября 1941 года, выполняя боевое задание – бомбардировать живую силу и технику противника в районе Красная Поляна, штурман капитан Орлов, попав под сильный зенитный огонь с высоты 800 метров произвел бомбометание. В результате зенитного огня самолет получил до 70 пробоин, был выведен из строя один мотор. Несмотря на это, в очень плохих метеоусловиях без блужданий возвратился на свой аэродром.
Такие примеры у капитана Орлова не единичны.

В ночь с 16 на 17 мая 1942 года при выполнении боевого задания по выброске боеприпасов передовым частям Красной Армии в районе юго-западнее Вязьмы капитан Орлов точно вывел корабль на цель. При атаке истребителями противника корабль был подожжен. Посадочные сигналы, которые должны были быть, отсутствовали. Капитан Орлов, несмотря на это, был твердо уверен, что находится над целью. Горящий самолет пошел на посадку и приземлился в 600 метрах от цели. В результате был спасен экипаж и выполнено боевое задание по доставке боеприпасов нашим войскам.

В августе 1943 года командование была поставлена задача – уничтожить артиллерийские позиции немцев, которые вели обстрел Ленинграда. Капитан Орлов совершил 20 боевых вылетов на уничтожение артиллерийских позиций и дотов.

С декабря 1943 года работал в интересах окончательного снятия блокады Ленинграда.
Капитан Орлов в одну ночь совершал до 6 боевых вылетов, а всего совершил 22 боевых вылета на бомбардирование  долговременных узлов обороны и артиллерийских батарей, которые вели обстрел Ленинграда. Кроме того, совершил 5 вылетов на бомбардирование политико-административного центра Финляндии города Хельсинки и 1 боевой вылет на Котку.

В ночь с 18 на 19 февраля 1944 года была поставлена задача – бомбардировать железнодорожный узел и скопление эшелонов в городе Псков. По всему маршруту экипаж встретил 10-балльную облачность с высотой 100 – 50 метров. Только благодаря настойчивости, умению и желанию во что бы то ни стало выполнить боевое задание, капитан Орлов нашел цель, успешно поразил ее возвратился в таких же метеоусловиях на свой аэродром без блужданий, за что экипаж самолета получил благодарность.

В дни напряженных боев под Сталинградом капитан Орлов совершал по 2 боевых вылета за ночь с налетом по 1 – 2 часа; всего совершил 90 боевых вылетов на бомбардирование переправ, аэродромов, скоплений войск и техники противника. С переходом наших войск в наступление командование поставило задачу – разрушать  пути отхода противника и аэродромы Морозовская,  Обливская, Лихая,  Миллерово, Тацинская и другие. Капитан орлов, несмотря на сильное противодействие противника, успешно выполнял боевые задания в очень плохих метеоусловиях. Были случаи, когда корабли в большинстве возвращались с боевых заданий по метеоусловиям. Капитан Орлов в тех же условиях находил цель и, прицельно отбомбившись, возвращался на аэродром.

Например, в ноябре 1942 года при бомбардировании станицы Морозовская, не доходя до цели 100 – 150  км корабль попал в сильное обледенение, метеоусловия были очень плохими. Другие экипажи, вылетев, возвращались, не выполнив боевого задания.  Капитан Орлов, благодаря проявленной отваге, мужеству и умению, цель отыскал, точно поразил ее и возвратился на свой аэродром.

В феврале 1943 года при выполнении боевого задания по бомбардированию железнодорожной станции Лихая, где было скопление эшелонов, живой силы и техники противника, при очень плохих метеоусловиях, а также сильном противодействии зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, многие экипажи совершили вынужденные посадки. Капитан Орлов быстро отыскал цель и прицельно отбомбился, взорвав два эшелона, и при еще более ухудшихся метеоусловиях возвратился на свой аэродром.

В ночь с 8 на 9 февраля 1944 года, выполняя боевое задание по бомбардированию складов и железнодорожной станции Сиверская, при очень плохих метеоусловиях снизился до 700 метров, нашел цель и прицельно поразил ее. Взорвав склад с боеприпасами, и в таких же метеоусловиях возвратился на свой аэродром.

Работая в должности штурмана авиаэскадрильи, умело руководит штурманской работой, в результате эскадрилья случаев блуждания  по вине штурманского состава не имеет.

За период боевой работы авиаполка эскадрилья совершила 244 боевых вылета, из них 74 – на транспортировку горючего, боеприпасов и продовольствия передовым частям Красной Армии. Капитан Орлов подготовил 12 штурманов, из них 10 – к полетам в сложных метеоусловиях. Качество подготовки – хорошее. Штурманское дело знает отлично. Радионавигацию и РПК* освоил отлично. Летает днем и ночью в сложных метеоусловиях. Свою работу любит. Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. Пользуется заслуженным авторитетом у личного состава. Морально устойчив. Политически развит хорошо.

Достоин правительственной награды – присвоению звания «Герой Советского Союза».

Командир 336 бомбардировочного авиаполка  гвардии подполковник Равич
23 апреля 1945 года
…………………
*радиополукомпас

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»