Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Зацепа Лев Григорьевич

 
Зацепа Лев Григорьевич
20.02.1916 - 22.11.1996
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 8802
Орден Ленина № 56252


 Зацепа Лев Григорьевич – штурман 571-го штурмового авиационного Остропольского полка (224-я штурмовая авиационная Жмеринская Краснознаменная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), майор.

Родился  20 февраля  1916 года в городе Тифлис (Тбилиси, ныне Республика Грузия) в семье рабочего. Русский. После окончания 7 классов и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) работал слесарем. Призван в армию в 1936 году Тбилисским горвоенкоматом. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков в 1938 году.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии младший лейтенант Л.Г.Зацепа – с ноября 1941 года.

В боевых вылетах принимал участие с июня 1942 года. Сражался на Западном, Брянском, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Летал в 1942 году на одноместном штурмовике Ил-2, в 1943 – 1944 годах – на двухместном Ил-2, с конца марта 1945 года – на штурмовике Ил-10. 

К 17 октября 1944 года совершил 91 успешный боевой вылет на уничтожение живой силы и техники противника, на разведку, на штурмовку железнодорожных эшелонов, на поддержку наземных войск при прорыве переднего края обороны противника. 

Уничтожил 37 танков, 3 самоходных орудия «Фердинанд», 127 автомашин, 146 повозок с грузами, 18 орудий различных калибров, 9 самолетов на земле, взорвал 3 склада с боеприпасами, разрушил до 250 метров железнодорожного полотна, пустил под откос 8 железнодорожных эшелонов, создал 28 очагов пожара, взорвал 12 дзотов, уничтожил до 580 солдат и офицеров противника. Провел 7 воздушных боев с численно превосходящими силами противника, в результате которых сбил два истребителя Ме-109 и один самолет – артиллерийский корректировщик Хш-126.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, Зацепе Льву Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1948 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов. С 1960 года полковник Л.Г.Зацепа – в   в запасе.  Жил в городе Луцк Волынской области (Украина), работал на Луцком автомобильном заводе. Скончался 22 ноября 1996 года.

Награжден орденом Ленина (23.02.1945), 4 орденами Красного Знамени (30.10.1942; 12.08.1944; 29.09.1944; …), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (29.05.1943) степеней, Красной Звезды, медалями.

 На Западном фронте Л.Г.Зацепа  в составе 1-й воздушной армии участвовал в 1-й (30 июля – 23  августа 1942 года) и 2-й (25 ноября – 20 декабря 1942 года) Ржевско-Сычёвских наступательных операциях; Ржевско-Вяземской наступательной операции (2 – 31  марта 1943 года).

На Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в Орловской стратегической наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года) – завершающем этапе Курской битвы, в том числе в освобождении города Карачев Брянской области.

На 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии поддерживал наземные войска фронта при освобождении правобережной и западной Украины в Проскуровско-Черновицкой наступательной операции (4 марта – 17 апреля 1944 года), в том числе освобождении украинских городов Жмеринка Винницкой области и Тернополь; Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 29  августа 1944 года), в том числе освобождении города Зборов Тернопольской области.

На 4-м Украинском фронте участвовал в составе 8-й воздушной армии в Карпатско-Ужгородской наступательной операции (9 сентября – 28 октября 1944 года) – составной части Восточно-Карпатской стратегической наступательной операции.

В декабре 1944 года вместе со своим полком был отозван с фронта и направлен в город Куйбышев (ныне Самара) на авиационный завод для освоения нового штурмовика Ил-10. 19 марта 1945 года после переобучения и оснащения полка новыми штурмовиками он вылетел обратно на 4-й Украинский фронт, в свою дивизию.

Там с апреля 1945 года принял участие в освобождении Чехословакии – в Моравско-Остравской наступательной операции 4 УФ (10 марта – 5 мая 1945 года), в том числе освобождении городов Опава и Моравска-Острава (ныне Чешская Республика) и Пражской стратегической наступательной операции (6 – 12 мая 1945 года), в том числе в освобождении чешского города Оломоуц.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В Великой Отечественной войне принимает участие с 15 мая 1942 года. В полк прибыл в ноябре 1941 года командиром звена в звании младшего лейтенанта и вырос до штурмана полка – майора.
 За время пребывания на фронте произвел 91 успешный боевой вылет на уничтожение живой силы и техники противника, на разведку, на штурмовку железнодорожных эшелонов, на прорыв переднего края обороны противника на различных направлениях. Наносил удары по вражеским аэродромам Сеща, Олсуфьево, Брянск. За 91 боевой вылет уничтожил: 37 танков, 3 самоходных орудия «Фердинанд», 127 автомашин, 146 повозок с грузами, 18 орудий различных калибров, 9 самолетов на земле, взорвал 3 склада с боеприпасами, разрушил до 250 м железнодорожного полотна, пустил под откос 8 железнодорожных эшелонов, создал 28 очагов пожара, взорвал 12 дзотов, уничтожил до 580 солдат и офицеров противника. Мастерски провел 7 воздушных боев с численно превосходящими силами противника, в результате которых сбил два Ме-109, один Хш-126 и подбил один Ме-109.
Майор Зацепа успешно громил  немецко-фашистских захватчиков на полях сражений Западного, Брянского, 1-го Украинского фронтов и  сейчас продолжает громить в Карпатских горах в составе 4-го Украинского фронта.

Первый боевой вылет младший лейтенант Зацепа совершил 20 июня 1942 года в составе шестерки штурмовиков с задачей нанесения удара в районе Выползово-Якимова по войскам противника, стремившимся уничтожить окруженный 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Белова. Несмотря на сильный заградительный огонь зениток, шестерка штурмовиков произвела 4 захода на цель. Зацепа уничтожил 2 танка, 2 автомашины, до 7 солдат противника. Огнем зенитной артиллерии у его самолета был выведен из строя элерон, повреждены шасси, руль глубины, самолет получил до 30 пробоин. Благодаря спокойствию и выдержке Зацепа посадил свой самолет на свой аэродром.
Уже на 4-м боевом вылете он ведет в бой шестерку Ил-2 и, искусно маневрируя, наносит большой ущерб врагу в живой силе и технике, за что получает благодарность командующего 1-й воздушной армией генерал-лейтенанта Худякова. 

5 августа 1942 года лейтенант Зацепа вылетел в составе шестерки на разгром подходящих резервов противника на шоссе Вязьма-Гжатск. Еще на подходе к цели летчики увидели колонну до 220 автомашин протяжением до 15 километров, двигающуюся к фронту. Шестерка зашла с хвоста колонны и проштурмовала ее, уничтожив до 50 автомашин.
В тот же день шестерка штурмовиков, ведомая капитаном Домущеем, снова вылетела на штурмовку этой колонны. Новые костры пожаров возникли на большом протяжении дороги. При выходе из атаки на шестерку Ил-2 напало 4 Ме-109. Завязался воздушный бой. На ведущего – капитана Домущея произвел атаку один Ме-109Г. Прикрывая Домущея,  лейтенант Зацепа короткой очередью из пушек поджег вражеский истребитель, и он камнем полетел вниз. В этот момент второй Ме-109  сбоку сзади атаковал Зацепу и повредил плоскости его самолета, сделав полутораметровую дыру, пробил аварийный воздушный баллон, отбил половину стабилизатора и руля глубины. Трудно управляемая машина вышла из строя и тянулась сзади, шарахаясь из стороны в сторону. Благодаря своему летному мастерству, лейтенант Зацепа  привел машину на свой аэродром и блестяще совершил посадку. Самолет насчитывал, кроме крупных повреждений, до 95 пробоин. В этот день две шестерки штурмовиков уничтожили 180 автомашин и до 330 солдат и офицеров противника.

15 августа 1942 года летал ведомым в составе шести Ил-2  на штурмовку скопления  танков, автомашин и артиллерии в район юго-восточнее Погорелое Городище. На встречном курсе на одной высоте со штурмовиками оказался самолет противника Хш-126, вылетевший на корректировку артиллерийского огня. Ведущий проскочил, не заметив его, а Зацепа атаковал и сжег его. Во время атаки цели  уничтожил 1 автомашину,  прицеп с боеприпасами, 12 солдат и офицеров противника.

Как опытный летчик, в октябре 1942 года выдвинут на должность заместителя командира эскадрильи.

Период войны в 1942 году характерен тем, что летчикам-штурмовикам приходилось воевать на одноместном самолете Ил-2, у которого задняя полусфера не была защищена  от нападения вражеских истребителей. Поэтому требовалось исключительное мужество и отличная техника пилотирования, чтобы отразить воздушного противника и не иметь потерь в воздушных боях.

12 января 1943 года в паре уничтожил на железнодорожной станции Дудоровская эшелон с грузами.

7 мая 1943 года водил 18 самолетов Ил-2 на аэродром Брянск. Группа сплоченным строем, зайдя на аэродром с тыла, внезапно обрушилась на него, подавляя пушечно-пулеметным огнем зенитки и уничтожая самолеты. На бреющем полете группа сбросила на аэродром бомбы, создав 8 очагов пожара на самолетных стоянках, взорвала водонапорную башню, уничтожила 3 ангара, подавила огонь двух зенитных батарей. Старший лейтенант Зацепа  на взлетной полосе уничтожил два Ме-109, выруливших для взлета.
При атаке аэродрома в  самолет правого ведомого гвардии лейтенанта Коломникова попал снаряд – в патронный ящик, который загорелся. Коломников шарахнулся в сторону и оказался над самолетом Зацепы. Уходя от зенитного огня, он прижимался к земле, прижимая своим самолетом к земле и Зацепу. Стараясь уйти из-под самолета Коломникова, Зацепа снизился до опасной высоты, задел своим самолетом высоковольтную линию, вырвал из земли два столба с проводами и потащил за собой. Машина теряла управление. Вскоре столбы оторвались от самолета, зацепившись за лес, и машина пошла легче. 
На расстоянии 15 км от Брянска на группу напали 12 ФВ-190. Истребители сопровождения были связаны воздушным боем и защитить штурмовиков не смогли. В результате завязавшегося воздушного боя штурмовики сбили два ФВ-190, причем одного из них сбил Зацепа.

С апреля 1943 года работает помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе. Напряженно и много работает над вводом в строй молодых летчиков и воздушных стрелков. С июля 1943 года работает штурманом полка. 

25 июля 1943 года водил 12 самолетов Ил-2 в район Белые Берега на уничтожение живой силы и техники противника. В результате штурмового удара группа уничтожила до 8 танков, 30 автомашин, до 45 солдат и офицеров противника.

С сентября 1943 по январь 1944 года подготовил 45 молодых летчиков, которые не имели случаев потери ориентировки в боевых вылетах.

С марта 1944 года воюет на 1-м Украинском фронте.
 
8 апреля 1944 года водил группу в 30 самолетов Ил-2 в район Ходачкув-мале, где намечался прорыв обороны противника. Удар был нанесен по опушке леса, где было сконцентрировано большое количество замаскированных танков, боеприпасов и артиллерии противника. По рации ему указали точное расположении цели, и штурмовики всей мощью огня обрушились на танки. Лес запылал, все окуталось дымом. Сразу после атаки штурмовиков наземные войска пошли в наступление. За этот боевой вылет капитан Зацепа получил благодарность командующего фронтом Маршала Советского Союза Жукова.

13, 14, 15 и 16 апреля водил группы в 6 – 8 самолетов Ил-2 по два – три раза в день в район Скалат на уничтожение окруженной группировки противника.

Во время Львовской операции водил группы по 24 – 30 самолетов Ил-2 по два-три раза в день.

25 июля 1944 года водил 18 самолетов в район Подборце на уничтожение танков и живой силы противника, прорывавшегося к окруженной группировке. Несмотря на сильный зенитный огонь, группа сделала три захода и уничтожила 6 танков, 28 автомашин, 12 повозок с грузами, вызвала 3 очага больших пожаров, истребила до 80 гитлеровцев.

В сложных условиях Карпатских гор сам ориентируется хорошо, и среди летного сотава полка случаев потери ориентировки не было.

22 сентября 1944 года водил группу в 6 Ил-2 в район Морковице для уничтожения живой силы и техники противника. Группа произвела 4 захода, выбила противника из занимаемых рубежей и помогла пехоте продвинуться вперед и занять выгодные позиции. Группа уничтожила два танка «Тигр», 4 средних танка, 3 автомашины, подавила огонь двух батарей полевой артиллерии и истребила до 75 солдат и офицеров противника.

За проявленное личное геройство, мужество и отвагу в боях, за лично совершенный 91 успешный боевой вылет на самолете Ил-2, уничтожение живой силы и техники противника достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 571 штурмового авиационного Остропольского полка Герой Советского Союза майор Безух
17 октября 1944 года

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»