Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Рассохин Леонид Васильевич

 
Рассохин Леонид Васильевич
23.08.1921 - 21.11.1998
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 13.03.1944 Медаль № 3379
Орден Ленина № 17752

    Памятники
  Надгробный памятник


 Рассохин Леонид Васильевич - командир корабля 4-го гвардейского авиационного полка (9-я гвардейская авиационная дивизия, 6-й авиационный корпус, Авиация дальнего действия),  гвардии старший лейтенант.

Родился  23 августа  1921 года в поселке Чусовая, ныне город Чусовой Пермского края (по другим данным, в Перми) в семье рабочего. Русский. Окончил  в Перми 7 классов и школу фабрично-заводского обучения № 3 при Мотовилихинском заводе. Работал фрезеровщиком на этом  заводе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. Призван в армию в 1939 году. Окончил Молотовскую (Пермскую) военную школу пилотов в 1940 году.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с августа 1941 года. Воевал в качестве летчика, затем командира корабля в Авиации дальнего действия в 250-м (с 18 августа 1942 года – 4-м гвардейском)  авиационном полку 62-й (с 18 сентября 1943 года – 9-й гвардейской) авиационной дивизии дальнего действия.  В начале своей боевой деятельности летал на тяжелом бомбардировщике ТБ-3 в качестве второго пилота. В сентябре 1942 года полк был перевооружен транспортными самолетами Ли-2, приспособленными для бомбометания. На этих самолетах Л.В.Рассохин летал до коца войны.

Совершал ночные боевые вылеты в интересах различных фронтов на бомбардировку ближних и дальних тылов противника, скоплений войск и боевой техники, стратегических объектов – железнодорожных узлов, портов, аэродромов, скоплений войск и техники противника.  Доставлял оружие, боеприпасы, медикаменты и продовольствие окруженным частям Красной Армии и партизанам, вывозил раненых и больных, выбрасывал в тыл врага парашютистов с особыми заданиями. Принимал участие в ряде крупнейших стратегических операций. Во время Сталинградской битвы совершил  55 боевых вылетов, за что был награжден орденом Ленина. 

К 26 ноября 1943 года совершил 274 боевых вылета. Сбросил 259 тонн бомб на военные объекты, скопления живой силы и техники, доставил нашим окруженным частям и партизанам 51 тонну боеприпасов, горючего, медикаментов и продовольствия. Выбросил в тыл противника 59 парашютистов и 1 750 000 советских листовок. Перевез людей на фронт и раненых с фронта 291 человека. Совершал  вылеты в сложных метеорологических условиях. Неоднократно подвергался обстрелу зенитной артиллерией и атакам истребителей противника, но приводил самолет, получивший тяжелые повреждения, на свой аэродром. Дважды ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за мужество и героизм,  проявленные при выполнении 274 боевых вылетов,  Рассохину Леониду Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В декабре 1944 года Авиация дальнего действия была преобразована в 18-ю воздушную армию с теми же боевыми задачами. Полк, где служил Л.В.Рассохин, стал 220-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком, а дивизия -  22-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизией.

Свои последние боевые вылеты заместитель командира эскадрильи гвардии капитан Л.В.Рассохин совершил на бомбардировку Берлина и порта Свинемюнде в конце апреля 1945 года.

Всего в течение войны совершил 321 вылет с  общим налетом 1770 часов.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах.  С 1976 года полковник Л.В.Рассохин – в  запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). До 1982 года работал в Ленинградском аэропорту Пулково в службе управления воздушным движением.

Скончался 21 ноября 1998 года. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.

Награжден 2 орденами Ленина (25.03.1943; 13.03.1944), орденом Красного Знамени (20.06.1942), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.05.1945; 11.03.1985), медалями.

 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В Отечественной войне участвует с августа 1941 года в должностях летчика и командира корабля на самолетах ТБ-3 и Ли-2. За это время совершил 274 ночных боевых вылета, из них 192 успешно выполненных. В системе АДД совершил 175 ночных боевых вылетов. Общий налет составляет 1326 часов, из них боевой ночной налет составляет 1002 часа. Совершил 22 полета в глубокий тыл противника с продолжительностью полета от 6 с половиной до 8 часов. Сбросил бомб на военные объекты, по скоплениям живой силы и техники 259 тонн. Доставил нашим окруженным частям и партизанам 51 тонну боеприпасов, горючего, медикаментов и продовольствия. Выбросил в тыл противника 59 парашютистов и 1 750 000 советских листовок. Перевез людей на фронт и раненых с фронта 291 человека.

От бомбометания тов. Рассохина сожжено самолетов противника – 2, танков – 3, автомашин – 12, цистерн с горючим – 2. Отмечено прямое попадание в корабль противника в порту Осипенко. Разрушены переправы в 5 местах, сожжен 1 эшелон противника и отмечены 3 попадания в железнодорожное полотно. Взорвано 3 склада с горючим, 2 склада с боеприпасами, уничтожено 8 точек зенитной артиллерии и 3 прожектора. Вызвано взрывов невыясненного характера – 21, из них 8 большой силы, возникло пожаров от бомбометания – 56.

На боевые задания летает в составе экипажа: штурман – гвардии лейтенант Юдин, бортмеханик – гвардии старшина Назаренко, воздушный стрелок – радист – гвардии старшина Топилин, воздушный стрелок – гвардии старшина Дячкин.

Тов. Рассохин является одним из лучших командиров кораблей полка. В совершенстве владеет техникой самолетовождения в сложных метеоусловиях ночи. Часто летает осветителем цели, разведчиком погоды и наводящим на цель. Имея отличную технику пилотирования и отличные волевые качества командира, не имеет ни одной поломки, аварии, потери ориентировки, неотыскания цели.

Вся боевая работа тов. Рассохина характерна героическими боевыми эпизодами.

9 мая 1942 года после выброски боеприпасов в районе Ельни войскам генерала Белова на обратном пути, в районе Серпухова самолет ТБ-3 был атакован истребителем противника. Приняв неравный бой, экипаж в течение 15 минут отражал атаки истребителя. Был убит борттехник, тяжело ранен помощник борттехника и другие члены экипажа. Самолет загорелся, 2 мотора вышли из строя. Сам Рассохин был также ранен и, несмотря на это, на плохо управляемом горящем самолете ушел от истребителя и благополучно посадил самолет. Тов. Рассохин вместе с воздушным стрелком, обжигаясь, вытащили из горящего самолета всех раненых членов экипажа.

15 января 1943 года при бомбардировании аэродрома Питомник днем в районе цели самолет т. Рассохина был атакован двумя истребителями противника. Отражая атаки истребителей. С боем прорвался к цели и успешным бомбардированием вызвал 1 взрыв и пожар. При отходе от цели самолет был вторично атакован истребителем противика. Экипаж мужественно отражал атаки истребителя. В результате нескольких атак истребителя самолет Рассохина получил сильные повреждения – была оторвана часть левого элерона, перебиты тросы, пробит правый задний бензобак, разбит один мотор, повреждена кабина летчика. Сам т. Рассохин был ранен но, несмотря на это, сумел уйти от истребителя противника и привести самолет на свой аэродром. Посадив самолет, он потерял сознание.

16 мая 1943 года при бомбардировании железнодорожного узла Днепропетровск был вызван сильный взрыв и подавлена точка зенитной артиллерии.

6 июня 1943 года при бомбардировании порта Темрюк вызвано 3 больших пожара, уничтожена точка зенитной артиллерии и один прожектор.

9 июля 1943 года при бомбардировании железнодорожного узла Белгород при сложных метеоусловиях пробился к цели. Видя интенсивное противодействие противовоздушной обороны противника при малой высоте бомбометания, тов. Рассохин принял решение – из пулеметов УБТ и мелкими бомбами парализовать средства ПВО.  После этого произвел удачное бомбометание – вызвал взрыв и сильный пожар.

14 августа 1943 года при бомбардировании скопления противника в пункте Валки тов. Рассохин, снизившись почти до бреющего полета, начал расстреливать скопление войск, вызвав при этом 4 взрыва и 2 пожара.

20 октября 1943 года при бомбардировании железнодорожного узла Никополь вызвано 4 взрыва, перешедшие в пожары.

24 октября 1943 года при бомбардировании порта Севастополь впереди идущий самолет попал в лучи прожектора и под сильный зенитный огонь. Тов. Рассохин, снизившись, начал расстреливать средства ПВО из всех видов вооружения самолета, чем дал возможность отбомбиться товарищам и самому выполнить боевое задание. В порту был вызван сплошной пожар.

Как опытный летчик, охотно передает свой  боевой опыт новому летному пополнению. На боевые задания летает с большим желанием. В воздухе смел и вынослив, дисциплинирован.

За доблесть и геройство, проявленные в боях против  немецко-фашистских захватчиков, достоин высшей правительственной награды -  звания Героя Советского Союза.

Командир 4 гвардейского авиаполка дальнего действия гвардии подполковник Глущенко
26 ноября 1943 года

При  подготовке биографии использовано фото Героя, предоставленное  Государственным краевым бюджетным учреждением культуры "Пермский краеведческий музей", за что составитель от лица сайта приносит благодарность музею и лично Н.С.Нецветаевой и Л.Колчановой.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... — М.: ООО «Дельта НБ», 2004
 Документы на сайте «Подвиг народа»