Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Трухов Андрей Игнатьевич

 
Трухов Андрей Игнатьевич
22.06.1921 - 19.02.1994
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8694
Орден Ленина № 54954

    Памятники
  Надгробный памятник


 Трухов Андрей Игнатьевич – командир  звена 103-го штурмового авиационного Гродненского Краснознаменного  полка (230-я штурмовая Кубанская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), лейтенант.

Родился 22 июня 1921 года в деревне Суборово ныне Руднянского района Смоленской области в крестьянской семье. Русский. В 1932 году его семья переехала в Канский район Красноярского края. Там окончил семилетнюю школу, работал в совхозе. В 1936 году поступил в Иркутский финансово-экономический техникум, одновременно занимался в аэроклубе.  В 1939 году окончил  техникум и был призван в армию. В 1941 году окончил военное авиационное училище в городе Чкалов (ныне Оренбург).

В действующей армии – с  августа 1942 года. Сражался в 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии на Северо-Кавказском, Закавказском, снова Северо-Кавказском, 2-м Белорусском фронтах.

В качестве рядового летчика с августа 1942 года сражался в 210-м штурмовом авиационном полку в составе Северной группы войск Закавказского фронта, обороняя  Минеральные воды, Прохладный, Нальчик, Моздок, Малгобек, Владикавказ, Грозный  и другие города Северного Кавказа.

С 1 января по 4 февраля 1943 года участвовал в Северо-Кавказской наступательной операции Северной группы войск Закавказского фронта, в ходе которого к середине января были освобождены Малгобек, Моздок, Нальчик, Прохладный, Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск. 

С 9 февраля по 16 марта 1943 года на Северо-Кавказском фронте участвовал в Краснодарской наступательной операции. В апреле-июне 1943 года участвовал в сражениях на Кубани  в районе вражеской оборонительной «Голубой линии».

В июне 1944 года лейтенант А.И.Трухов окончил Высшую офицерскую школу ВВС и вернулся в свою дивизию, где снова начал воевать уже в составе 103-го штурмового авиационного полка.

На 2-м Белорусском фронте  сражался до конца войны. 

Участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» (23 июня — 29 августа 1944 года) – в  освобождении Могилева, Минска, Гродно, Волковыска и других городов и населённых пунктов Белоруссии. Вплоть до ноября 1944 года наносил штурмовые удары по врагу в районах западной Белоруссии и восточных районах Польши.

С 14 по 26 января 1945 года  участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции – составной части Восточно-Прусской стратегической операции, где 230-я штурмовая авиационная дивизия обеспечивала штурм наземными войсками крепости Грауденц на берегу Вислы. 

С 10 февраля по 4 апреля  1945 года участвовал в Восточно-Померанской стратегической операции, где его дивизия в конце марта поддерживала наземные войска в  боях за порты Гдыню и Данциг, в апреле 1945 года – при прорыве обороны противника в нижнем течении реки Одер, в районе Штеттина (Щецин, Польша).

С 16 апреля по 8 мая 1945 года участвовал в Берлинской стратегической наступательной операции, где 103-й штурмовой авиаполк поддерживал войска 65-й армии при форсировании Одера в районе Штеттина, а затем 1-й гвардейский танковый корпус, принимал участие  во взятии города Пренцлау (Германия) в 80 км юго-западнее города Штеттин .

К 1 апреля 1945 года совершил 152 успешных боевых вылета на самолете Ил-2  на уничтожение живой силы и техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за отвагу и личный героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, за 152 успешных боевых вылета Трухову Андрею Игнатьевичу  присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1946 года старший лейтенант А.И.Трухов в запасе. Жил в  Витебске (ныне Республика Беларусь). Скончался 19 февраля 1994 года. Похоронен на Мазуринском кладбище в Витебске.

Награжден орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (20.07.1944; 24.10.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (23.02.1945; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (13.08.1944), медалями.

 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Участвуя на фронте Отечественной войны с августа 1942 года, тов. Трухов своей отличной боевой работой доказал преданность партии Ленина-Сталина. Пройдя путь от рядового летчика до командира авиационного звена, настойчиво совершенствуя свое боевое мастерство, по праву завоевал себе славу опытного летчика-штурмовика, мастера штурмового удара. Придя в полк в дни напряженной боевой работы 2-го Белорусского фронта по освобождению Советской Белоруссии с богатым опытом противозенитного маневра, полученным в боях по освобождению Кубани, т. Трухов умело передавал его молодому летному составу эскадрильи.

За время Отечественной войны он совершил 152 эффективных боевых штурмовых вылета на самолете Ил-2, из них 6 вылетов в качестве ведущего группы, на уничтожение живой силы и техники противника. В дни напряженной боевой работы совершает по 3 – 4 боевых вылета в день, не зная усталости. Отлично владея радиосвязью, неоднократно помогал ведущему в перенацеливании наземной станцией наведения найти цель и метко поразить ее. В трудных метеоусловиях, при сильном зенитном огне противника умело и мужественно выполняет боевые задания командования.

19.01.1945 года группе из 7 Ил-2, где т. Трухов был заместителем ведущего, было приказано нанести бомбардировочно-штурмовой удар по автомашинам и пехоте противника в пункте Щепково-Борове. При подходе к цели группа попала в облака. Несмотря на плохие метеоусловия, при видимости менее 500 метров и отсутствии высоты облачности, группа нашла цель  и с бреющего полета, в упор расстреливая  автомашины и пехоту, нанесла мощный удар по скоплению техники и живой силы противника. В результате удара было вызвано несколько очагов пожара.

20.01.1945 года в составе четверки Ил-2, идя заместителем ведущего, бомбил и штурмовал колонну автомашин с пехотой и железнодорожный эшелон в движении на Вилленберг. Держа связь с радиостанцией наведения, группа, умело маневрируя в зенитном огне, на первом заходе прицельно отбомбилась по эшелону, Эшелон остановился. В повторном заходе группа огнем пушек, пулеметов и реактивных осколочно-фугасных снарядов произвела штурмовку автомашин и эшелона противника. В результате удара было уничтожено 5 автомашин, убито до 20 солдат и офицеров противника.

4.02.1945 года в составе четверки Ил-2, идя заместителем ведущего, получил приказание станции наведения Орех-6 нанести бомбардировочно-штурмовой удар по автомашинам противника в районе Мигенен. При подходе к цели группа была встречена огнем зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника. Резко произведя разворот вправо и перейдя в пикирование, группа вышла из зоны зенитного огня и точно накрыла цель своим бомбовым грузом. По докладу истребителей прикрытия, в районе цели произошел сильный взрыв и пожар, который бал виден на обратном маршруте за 20 километров. Группа, не имея повреждении, возвратилась на свой аэродром. Удар по цели фотографировал Трухов.

5.02.1945 года, идя заместителем ведущего группы из 4 Ил-2, по приказанию станции наведения бомбил и штурмовал артиллерию противника на огневых позициях в районе Вормдитт. Несмотря на противодействие зенитной артиллерии, группа точно вышла к цели и. снизясь до бреющего полета, уничтожила 2 автомашины и подавила огонь 1 артиллерийской батареи противника. Тов. Трухов фотографировал удар по цели. Станция наведения передала: «Идите домой, работали отлично».

21.02.1945 года идя в группе из 4 Ил-2 заместителем ведущего, получил приказание станции наведения нанести бомбардировочно-штурмовой удар по автомашинам с пехотой в движении с Гросс-Яблау на Пельплин. При подходе к цели группа была встречена огнем малокалиберной зенитной артиллерии противника. Перестроившись в правый пеленг, группа резко спикировала на цель. Тов. Трухов одновременно произвел штурмовку зенитных точек противника, в результате чего в двух последующих заходах зенитный огонь был слабым. Группа уничтожила 4 автомашины, подавила огонь 1 батареи малокалиберной зенитной артиллерии.

9.03.1945 года группе из 4 Ил-2 (т.Трухов – заместитель ведущего) было приказано нанести бомбардировочно-штурмовой удар по скоплению автомашин и подвод противника в населенном пункте Пенау. Подойдя к цели, группа встретила сильное противодействие зенитной и  малокалиберной зенитной артиллерии противника (до 8 батарей). Маневрируя в зенитном огне, группа пробилась к цели и с разворотом на 90 градусов резко спикировала на цель, поразив ее своим бомбовым грузом и огнем пушек и пулеметов. При выходе из атаки группа была атакована 8 истребителями Ме-109. Приняв плотный боевой порядок и правильно маневрируя в воздушном бою, группа без потерь возвратилась на свой аэродром, сбив 1 Ме-109.

24.03.1945 года группе из 7 Ил-2 (т. Трухов – ведущий второй четверки) станция наведения приказала нанести бомбардировочно-штурмовой удар по артиллерии противника в населенном пункте Мигау. Получив приказание, группа резко изменила направление полета, внезапно оказалась над целью и прицельным бомбометанием и штурмовкой точно накрыла ее. На втором заходе группа  была встречена сильным огнем зенитной и  малокалиберной зенитной артиллерии противника (до 7 батарей). Умело маневрируя в зенитном огне, группа проштурмовала артиллерийские батареи противника. В результате удара батареи были подавлены.

В плену и окружении не был. В настоящее время находится при части.

За совершение 152 успешных боевых штурмовых вылетов на самолете Ил-2, из них 6 боевых вылетов в качестве ведущего группы, и проявленные при этом отвагу, мужество и геройство достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 103 штурмового авиационного Гродненского Краснознаменного полка подполковник Ермилов
31 марта 1945 года

Из книги  К.Ф.Белоконя «В пылающем небе»

Завязались упорные бои непосредственно за порты Данциг и Гдыню. Мы без устали летали туда, где наши боевые товарищи в тяжелейших условиях отвоевывали каждый метр земли. Непрерывным потоком шли штурмовики в район Данцига.
В воздухе шестерка «илов» во главе с Андреем Труховым, у него заместителем — Игорь Коноров. К Данцигу Андрей подошел на высоте полторы тысячи метров. Самолеты, пикируя, устремились в атаку, в логово врага посыпались бомбы. Но в это время зенитный снаряд впивается в заднюю кабину самолета ведущего, и от его разрыва шеститонную машину так швырнуло вверх, что у Трухова заискрилось в глазах. Невидимая сила вырвала у Андрея ручку управления и в этот миг он потерял сознание, а когда очнулся, машина круто лезла вверх и вот-вот могла свалиться в штопор. По поведению самолета Трухов понимал, что повреждение очень серьезное, и энергичная работа рулевым управлением может закончиться катастрофой. При отходе от цели он попытался командовать группой, но понял, что его никто не слышит: оказалось, что антенна отбита под корень. Андрей в форточку махнул рукой Конорову: «Идите домой!» Сам же еле-еле поплелся за группой. С самолетом делалось что-то необъяснимое: он так вибрировал, что летчик с трудом удерживал ноги на педалях. С горем пополам дотянул до аэродрома, перед самой посадкой выключил мотор. «Ил», наконец, коснулся земли.
Когда к самолету примчались две машины, все ахнули: воздушный стрелок Евгений Пегов без сознания вместе с парашютом свободно вывалился в огромную дыру фюзеляжа, пробитую разрывом снаряда. Его тут же увезла санитарная машина. Трухов начал было докладывать командиру полка о выполнении задания и ужаснулся: его, оказывается, контузило, и он не слышал самого себя.
Подошел трактор, взял машину на буксир и только тронулся с места, как самолет на глазах у всех нас развалился пополам. Только через несколько дней у Трухова постепенно начал восстанавливаться слух. «И не везет же Андрею», — подумал я, глядя на изувеченный самолет и оглохшего летчика. И я вспомнил его рассказ об одном вылете на Кубани 30 июня 1943 года. Был он тогда в 210-м штурмовом полку, которым командовал прославленный ас, гроза гитлеровцев гвардии подполковник Николай Зуб.
...Над целью, откуда ни возьмись, появились два немецких истребителя «Фокке-Вульф-190». Они зашли сзади со стороны солнца, поэтому воздушные стрелки заметили их слишком поздно. Трухов в группе шел крайним левым, и оба вражеские истребители атаковали замыкающего. Удар был настолько сильный, что Андрею показалось, как будто он с кем-то столкнулся. Тут же самолет потянуло в крутое пикирование. Только опыт летчика помог ему дотянуть до своего аэродрома — Днепровская. После посадки он попытался вылезти из кабины, но не смог: осколком снаряда заклинило фонарь. Только с помощью механика самолета фонарь, наконец-то, открыли.
А в это время товарищи вытащили из кабины безжизненное тело воздушного стрелка Павла Воробьева. На Пашу страшно было смотреть, он был без шлемофона, с тусклыми открытыми глазами. По середине живота пушечной очередью перерезан пополам. Вечером Павла Петровича Воробьева похоронили возле летной столовой. Спустя много послевоенных лет Герой Советского Союза Андрей Игнатьевич Трухов навестил те места и поклонился братской могиле, где покоится теперь прах его боевого друга.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Белоконь К. Ф. В пылающем небе. — X.: Прапор, 1983
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»