Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Изотов Сергей Петрович

 
Изотов Сергей Петрович
30.06.1917 - 06.05.1983
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 29.08.1969 Медаль № 13072
Орден Ленина № 391034

    Памятники
  Надгробный памятник
  Надгробный памятник (вид 2)


Изотов Сергей Петрович - конструктор авиационных двигателей, генеральный конструктор и директор Машиностроительного завода имени В.Я. Климова Министерства авиационной промышленности СССР, город Ленинград.

Родился 30 июня 1917 года в поселке станции Синельниково, ныне город Днепропетровской области, в семье рабочего. Русский. В 1931 году окончил 7 классов школы, в 1934 году – техникум. Работал чертежником и вечерами учился на подготовительных курсах.

В 1935 году поступил в Запорожский индустриальный институт, в 1937 году перевёлся в Ленинградский политехнический институт на энергомашиностроительный факультет, который окончил в январе 1941 году по специальности «Автомобили и тракторы». Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.

В 1941 году был распределён на завод № 451, инженером-конструктором в конструкторское бюро авиадвигателей жидкостного охлаждения под руководством В.Я. Климова. В ноябре 1941 года КБ было эвакуировано в Уфу, где возобновило работу на базе авиамоторного завода № 26. В составе КБ С.П. Изотов работал над созданием семейства "сотых" двигателей - основных двигателей для фронтовой авиации, которые в годы войны и несколько лет после её окончания устанавливались на истребители и бомбардировщики А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, В.М. Петлякова и других. В 1943 году назначен уже заместителем начальника конструкторского отдела завода, в 1944 - заместителем начальника инженерно-конструкторского бюро.

В 1946 году из КБ Климова была выделена часть перспективных работников и во главе с самим Климовым переведена в Ленинград, где стала основой нового опытно-конструкторского бюро (ОКБ-117). В этом ОКБ С.П. Изотов сразу был назначен заместителем Главного конструктора. Один из ведущих участников создания реактивных двигателей РД-10 (устанавливался на Як-15, Як-17), ВК-1 (устанавливался на истребители МиГ-15бис, МиГ-17, Су-15, Як-50, Ла-200, бомбардировщики Ил-28, Ту-82, торпедоносец Ту-14), ВК-3, ВК-5.

С 1960 года, после ухода В.Я. Климова на заслуженный отдых - Главный конструктор ОКБ-117 и директор государственного машиностроительного завода № 117 (с 1963 года - Машиностроительного завода имени В.Я. Климова). Руководил переводом коллектива КБ на новую специализацию - создание газотурбинных двигателей для вертолётов. И на этом направлении ОКБ добилось больших успехов, его двигателями оснащались вертолёты М.П. Миля Ми-2, Ми-8, Ми-14, Ми-24 и другие. В 1970-х годах С.П. Изотов стал разрабатывать двигатели и для вертолётов ОКБ имени Н.И. Камова (Ка-32, Ка-50 "Черная акула").

За выдающиеся заслуги в создании новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 29 августа 1969 года Изотову Сергею Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Третье направление творчества С.П. Изотова - создание газотурбинных танковых двигателей. После ряда опытных и экспериментальных образцов был создан танк Т-64 с двигателем "изделие 71", а затем разработан и принят на вооружение первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем Т-80 (модификации Т-80Б, Т-80БВ, T-80У). И, наконец, он создавал жидкостные реактивные двигатели, которые устанавливались на боевые ракеты различного назначения коллективов В.Н. Челомея и П.Д. Грушина.

В последние годы жизни С.П. Изотов разрабатывал двигатели РД-33 и РД-35 для выдающегося российского истребителя МиГ-29 (поднялся в небо в 1977 году). В конце 1970-х годов конструкторское бюро С.П. Изотова принимало участие в разработке двигателя для орбитального самолета "Спираль". Многие двигатели конструктора считались лучшими в мире, оснащённые ими самолёты и вертолёты устанавливали многочисленные мировые рекорды. Его двигатели имеют настолько высокий запас прочности, что и через три десятка лет после смерти их создателя улучшаются, модифицируются и сохраняют своё значение двигателей для ведущих самолётов российской авиации.

С 1981 года - Генеральный конструктор Ленинградского научно-производственного объединения имени В.Я. Климова.

Доктор технических наук (1968). «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 6 мая 1983 года. Похоронен на Богословском кладбище города Санкт-Петербург.

Ленинская премия (1976). Сталинская премия (1949). Государственная премия СССР (1971).

Награждён орденами Ленина (29.08.1969), Трудового Красного Знамени (12.07.1957), медалями, иностранным орденом.

Бюст Героя установлен на территории АО «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге (2017), его именем также назван расположенный рядом с предприятием сквер (2017). Мемориальная доска установлена в здании Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета (2007), на здании авиамоторного завода имени В.Я. Климова.

Сын Героя Пётр Сергеевич Изотов (1942-2008) также стал крупным учёным и конструктором вертолётных двигателей, трудился в НПО имени В.Я. Климова, был главным конструктором вертолётных двигателей.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Герои труда. – Уфа: Китап, 2011.
 Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
 Москва - родина космонавтики. Биогр. энциклопедия. - М.: АвиаРус-ХХI. 2006
 Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.
 Смелов В.А. Политехники: Герои Сов. Союза, Герои Соц. Труда. - ЛПИ, 1989