Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Ксёндзов Григорий Васильевич

 
Ксёндзов Григорий Васильевич
23.04.1916 - 01.11.2006
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 7013
Орден Ленина № 55759


Ксёндзов Григорий Васильевич – штурман эскадрильи 33-го гвардейского бомбардировочного авиационного Минского полка (12-я бомбардировочная авиационная Мгинская Краснознаменная дивизия, 3-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия), гвардии капитан.

Родился 23 апреля 1916 года в деревне Речки ныне Ветковского района Гомельской области (Белоруссия) в крестьянской семье. Белорус. Окончил Гомельский селскохозяйственный техникум. Призван в армию в 1937 году. Окончил Краснодарское военное авиационное училище летнабов и штурманов в 1940 году. 

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 по январь 1942 года. В июне 1942 года окончил Рязанскую высшую авиационную школу штурманов. Вновь в действующей армии – с июня 1942 года. Летал на самолете Ли-2 в 102-м транспортном авиационном полку 1-й транспортной авиационной дивизии, 28 июля 1942 года переименованным соответственно в 102-й авиационный полк дальнего действия 1-й авиационной дивизии дальнего действия.

С июня 1942 по январь 1943 года совершил 135 боевых вылетов, из них 105 ночью, на бомбометание коммуникаций, техники и живой силы противника в районах Ржев, Вязьма, Курск, Орел, Полтава и других, а также на Сталинградском фронте. Выполнял ночью полеты на бомбометание, днем – по переброске вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, медикаментов на передовые позиции Сталинградского и Воронежского фронтов, а также по эвакуации раненых. Перевез 50 тонн груза, 310 раненых. Был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

С февраля по апрель 1943 года полк действовал в интересах Юго-Западного, а затем Северо - Кавказского фронта, нанося бомбовые удары по вражеским объектам в Крыму и на Таманском полуострове.

30 апреля 1943 года Г.В.Ксёндзов был тяжело ранен. После излечения воевал в 110-м авиационном полку дальнего действия (с 5 ноября 1944 года – 33-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, с 26 декабря 1944 года – 33-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк). Полк также был вооружен самолетами Ли-2.

Участвовал во многих важнейших стратегических наступательных операциях Красной Армии, в том числе в Курской битве – в Орловской наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года), Ленинградско-Новгородской наступательной операции (14 января – 1 марта 1944 года) по окончательному снятию блокады Ленинграда, за что его  дивизия получила наименование Мгинской, Белорусской наступательной операции "Багратион" (23 июня – 29 августа 1944 года), за что его полк получил наименование Минского. Освобождал Прибалтику, Польшу, воевал на территории Восточной Пруссии. Закончил войну участием в бомбардировках Берлина в ходе Берлинской операции.

К концу войны совершил 255 боевых вылетов. Был дважды ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в боевых вылетах, Ксёндзову Григорию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Г.В.Ксёндзов продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. Окончил Военно-воздушную академию. Служил в вертолетном полку в должности старшего штурмана-летчика.

С 1961 года полковник Г.В.Ксёндзов – в запасе. Жил в Минске, работал с 1963 по 1973 год старшим инспектором по кадрам СУ-24 стройтреста № 5 (с 1963 по 1973 год), старшим инспектором по кадрам Белорусского филиала ВНИИ технической эстетики (с 1973 года). 

Скончался 1 ноября 2006 года. Похоронен в Минске на Северном кладбище.
                    
Награжден орденом Ленина (15.05.1946), З орденами Красного Знамени (12.03.1943; 30.03.1944; …), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (18.08.1942; …), медалями.

 Из наградного листа

Весь период Отечественной войны находился в действующей армии. За это время совершил 255 боевых вылетов, из которых  42  произведены днем на самолете Ил-4.

Из числа совершенных боевых вылетов имеет: на бомбардирование военно-промышленных объектов противника – 22 (Хельсинки – 2,  Котка – 1, Турку – 1, Тильзит – 4,  Инстербург – 1,  Мемель – 3, Либава – 3, Данциг – 2, Кенигсберг – 3, Берлин – 2), переднего края обороны противника и армейских тылов в пунктах Нарва, Псков, Тарту, Тапа, Аувере, Бобруйск. Буда, Оболь, Толочин, Полоцк, Борисов, Валмиера,  Даркемен, Пярну,  Пилькаллен, Свинемюнде, Мюнхенберг, Ржев, Рига, Вязьма, Курск, Орел, Полтава, районы Сталинградского фронта, Керчь, Брянск, Унеча, Валуйки, Гумрак, Смоленск, Житомир – 233.

Летает в составе экипажа: командир эскадрильи гвардии капитан Керимов, летчик гвардии младший лейтенант Мокин, борттехник – гвардии старшина Чижов, стрелок-радист гвардии старший сержант Кувшинов и воздушный стрелок гвардии старший сержант Олейников.

Общий налет  днем – 360 часов, ночью – 900 часов.

Гвардии капитан Ксендзов является лучшим штурманом эскадрильи в полку, участвовавшим во всех крупных сражениях Красной Армии, начиная от обороны Сталинграда и кончая штурмом Берлина. Его боевая практика изобилует героическими эпизодами, мужество, настойчивость и инициатива, проявленные при выполнении боевых заданий командования, достойны подражания.

Так, например, в ночь на 16 июля 1943 года при бомбардировании сильно укрепленного узла противника в пункте Болхов при подходе к цели прямым попаданием зенитного снаряда на его самолете было разбито хвостовое оперение. Несмотря на это, по настоянию капитана Ксендзова экипаж продолжал полет, выполнил задание, взорвав при этом прямым попаданием бомбы большой склад с боеприпасами. Результат бомбардирования подтвержден контролером штаба и  фотодонесением.

В ночь на 25 августа 1942 года, несмотря на сильное противодействие противовоздушной обороны противника, произведя шесть заходов, метким попаданием разбил переправу немцев, чем во многом способствовал срыву начавшегося наступления противника. За успешное выполнение задания получил благодарность от командующего фронтом.

В ночь на 26 января 1945 года при подходе к цели – порту Либава экипаж встретил исключительно интенсивное  сопротивление противовоздушной обороны противника. Будучи командиром эшелона бомбардировщиков  и заметив замешательство среди молодых экипажей, гвардии капитан Ксендзов подал сигнал «Иду на цель». Выйдя на порт, обозначил себя ракетой и личным примером предотвратил срыв боевого задания, так как остальные экипажи, видя пример командира, последовали за ним.

Приведенные примеры мужества в практике гвардии капитана Ксендзова насчитываются десятками.

Специальная подготовка как штурмана – безупречная. Боевые задания выполнял в исключительно сложных метеоусловиях и ни разу не имел случая потери ориентировки.
Дисциплинирован. В боях с немецкими захватчиками имеет два ранения. Среди личного состава пользуется авторитетом боевого командира. Свой богатый опыт практической работы передает подчиненным умело и с желанием. За короткий срок ввел ввел в строй свыше 20 штурманов кораблей.

Морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родины предан.

За мужество, настойчивость и отвагу, проявленные в боях с немецким фашизмом, достоин высшей правительственной награды – присвоения звания  Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 33  ГВ БАМП полковник Березин
2 июня 1945 года

При подготовке биографии использованы сведения, предоставленные Управлением Вооруженных Сил Республики Беларусь по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн (начальник – полковник   В.В.Шумский), которому составитель приносит благодарность.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»