Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Шапкин Николай Михайлович

 
Шапкин Николай Михайлович
03.1923 - 05.10.1984
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 15.06.1971 Медаль № 17243
Орден Ленина № 414910

    Памятники
  Надгробный памятник


Шапкин Николай Михайлович – командир корабля – инструктор Транспортного управления международных воздушных линий гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, город Москва.

Родился в марте 1923 года в деревне Каташево, ныне Углического района Ярославской области, в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Воспитанник Московской авиационной спецшколы № 1 Наркомпроса.

По направлению спецшколы направлен в 3-ю военную школу пилотов. В 1943-47 годах учился на Курсах высшей лётной подготовки (КВЛП) и в Школе высшей лётной подготовки (ШВЛП) в Ташкенте, Минеральных Водах и Бугуруслане. Освоил пилотирование самолётов Ли-2 и Ил-12.

С 1948 года работал лётчиком в 210-м лётном авиаотряде «Аэрофлота». Летал на многих внутренних рейсах, постоянно повышая квалификацию и переучиваясь на новейшие самолёты. Работал на самолётах Ил-14, Ил-18, Ан-10, Ту-104.

26 декабря 1960 года вышел приказ руководства Главного управления ГВФ о начале подготовки к пассажирским перевозкам на самолёте Ту-114. Н.М.Шапкин был в числе первых 10 лётчиков, освоивших этот авиалайнер. С лета 1961 года он работал командиром экипажа Ту-114 на трассе Москва – Хабаровск. Через некоторое время география полётов Ту-114 была расширена. Экипаж Шапкина вышел на маршруты, связывающие Москву с Новосибирском и Ташкентом.

Параллельно шло освоение международных трасс. Экипаж Н.М.Шапкина одним из первых стал летать из Шереметьево в Дели, Токио, Гавану, Сингапур. Им также выполнялись эпизодические полёты в Нью-Йорк и Сан-Паулу (Бразилия).

В августе 1967 года по решению министра гражданской авиации в составе 210-го лётного отряда ТУ МВЛ была образована авиаэскадрилья новейших самолётов Ил-62. Её возглавили комэск Б.С.Егоров и пилот-инструктор Н.М.Шапкин. Впоследствии по мере увеличения числа экипажей Ил-62 был образован 217-й лётный отряд самолётов Ил-62.

Организация и выполнение полётов Ил-62 на международных линиях, за которые отвечал Н.М.Шапкин, вначале сопровождались большими трудностями. Никто не снимал ответственности с командира авиаотряда за выполнение рейсов на Ту-114 параллельно с подготовкой новых экипажей для самолёта Ил-62, поэтому летать Н.М.Шапкину и другим лётчикам приходилось одновременно на двух совершенно разных типах самолёта – Ту-114 и Ил-62. Кроме того отсутствовали рекомендации по пилотированию самолёта Ил-62 при заходе на посадку, и это приводило к самодеятельным действиям экипажей.

Рейсы с пассажирами на Ил-62 Н.М.Шапкин начал выполнять с сентября 1967 года. Он выявил необходимость значительных конструктивных доработок материальной части в вопросах, впрямую связанных с международными требованиями по безопасности полётов и коммерческой эффективностью.

К июню 1971 года Ил-62 уже выполняли 42,9% рейсов центрального расписания ЦУМВС. Экипаж Н.М.Шапкина обслуживал маршруты Москва-Рабат-Гавана, Москва-Париж-Монреаль, а с марта 1970 года перешёл на транссибирские рейсы, выполнявшиеся «Аэрофлотом» совместно с соответствующими зарубежными авиакомпаниями: Париж-Москва-Токио, Лондон-Москва-Токио, Копенгаген-Москва-Токио, Амстердам-Москва-Токио, Копенгаген-Москва-Сингапур и другие.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана по перевозке пассажиров воздушным транспортом, применению авиации в народном хозяйстве страны и освоении новой авиационной техники Шапкину Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

До 1980 года Н.М.Шапкин возглавлял лётный отряд самолётов Ил-62, а затем перешёл на наземную инструкторскую и руководящую работу по организации международных перевозок.

Жил в Москве. Умер 5 октября 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Заслуженный пилот СССР (15.08.1969).

Награждён 2 орденами Ленина (15.08.1966, 15.06.1971), орденом Трудового Красного Знамени (03.11.1959), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (25.12.1948). 

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)