Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Балабанов Анатолий Иванович

 
Балабанов Анатолий Иванович
01.01.1912 - 25.05.1980
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 29.06.1945 Медаль № 6349
Орден Ленина № 42526


Балабанов Анатолий Иванович - командир эскадрильи 135-го гвардейского бомбардировочного авиационного Таганрогского Краснознаменного ордена Суворова полка (6-я гвардейская бомбардировочная авиационная Таганрогская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии майор.

Родился 1 января 1912 года в Санкт-Петербурге в семье рабочего фанерной фабрики. Русский. В 1917 году с родителями переехал в Алтайский край. В 1926 году поступил в школу имени 3-го Интернационала в Барнауле и за 3 года обучения прошел курс семилетки. В 1932 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал в Барнауле в детской колонии инструктором производственного обучения. Параллельно с 1934 года занимался в Барнаульском аэроклубе, который окончил в 1935 году.

В сентябре 1935 года призван на военную службу, служил в краснофлотцем в Амурской военной флотилии. В апреле 1936 года был направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в декабре 1936 года, получив звание старшины.

С 1937 по 1939 год служил в Белорусском военном округе (г.Орша) пилотом в 46-й легкобомбардировочной эскадрилье, 1-м легкобомбардировочном авиаполку. В 1939 году при введении советских войск в Литву вместе с полком переброшен в Прибалтийский военный округ (г. Шяуляй), где служил в этом полку, затем с 2 февраля 1940 года – в 46-м скоростном бомбардировочном авиационном полку старшим летчиком. В апреле 1941 года окончил курсы командиров звеньев при 7-й смешанной авиационной дивизии и был назначен командиром звена.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с первых дней войны.

Совершил 1 боевой вылет на бомбардировку Тильзита на самолете СБ, после чего полк был выведен в тыл и направлен на переформирование в Ворошиловград (ныне Луганск), где перевооружен на пикирующие бомбардировщики Пе-2 и получил наименование 603-го ближнебомбардировочного авиационного полка. После переобучения личного состава на новый бомбардировщик в начале октября 1941 года полк прибыл на Западный фронт, был включен в состав 43-й смешанной авиационной дивизии и участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой.

Здесь с 13 октября 1941 по 4 января 1942 года в должности командира звена А.И.Балабанов совершил 116 боевых вылетов на бомбардировку войск противника. Был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени. 

При выполнении специального задания с посадкой на территории противника 4 января 1942 года был сбит атакой трех истребителей Ме-109. Самолет сгорел, члены экипажа были ранены. Скрываясь на территории противника, летчики в течение 7 дней пробирались к линии фронта, всем экипажем вышли к своим и прибыли в свою часть.

В мае 1942 года при переформировании 603-го бомбардировочного авиаполка А.И.Балабанов со своим экипажем был направлен в 1-ю дальнюю разведывательную эскадрилью, 18 июня 1942 года преобразованную в 10-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк. Служил в нем заместителем командира, командиром эскадрильи до июня 1944 года.

За период работы в этом полку на Западном (с 24 апреля 1944 года – 3-м Белорусском) фронте выполнил 147 вылетов на дальнюю разведку тылов противника, а также оборонительных рубежей на его переднем крае, в том числе с фотографированием. Прорываясь сквозь заградительный огонь зенитной артиллерии и отражая атаки вражеских истребителей, снабжал высококачественной разведывательной информацией командование 1-й воздушной армии и наземных войск фронта перед проведением важнейших наступательных операций, в том числе Ржевско-Сычёвской наступательной операции (30 июля – 23 августа 1942 года), Ржевско-Вяземской наступательной операции (2 – 31 марта 1943 года), Орловской стратегической наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года), Смоленской стратегической наступательной операции (7 августа – 2 октября 1943 года).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении разведывательных полетов, был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красного Знамени, Суворова 3-й степени.

С июня 1944 года А.И.Балабанов воевал на 3-м Белорусском фронте в 135-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии командиром звена, затем командиром эскадрильи.

Участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» - в Витебско-Оршанской (23 - 28 июня 1944 года), Минской (29 июня – 4 июля 1944 года), Вильнюсской (5 – 20 июля 1944 года) и Каунасской (28 июля – 28 августа 1944 года) наступательных операциях; Гумбиннен-Гольдапской наступательной операции (16 – 30 октября 1944 года); Восточно-Прусской стратегической операции – Инстербургско-Кёнигсбергской (13 – 27 января 1945 года), Кёнигсбергской (6 – 9 апреля 1945 года) и Земландской (13 – 25 апреля 1945 года) наступательных операциях.

К 23 апреля 1945 года совершил 322 боевых вылета на дальнюю и высотную разведку, а также на бомбардировку переднего края обороны врага, его опорных пунктов, стратегических объектов, скоплений войск и боевой техники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, Балабанову Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны А.И.Балабанов продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. Служил заместителем командира 123-го гвардейского бомбардировочного полка 6-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии 15-й воздушной армии в Прибалтийском военном округе (ПрибВО) и Орловском военном округе (ОрВО), с дислокацией в городе Брянск. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы усовершенствования.

С 1954 года подполковник А.И.Балабанов – в запасе. Жил в Брянске. Скончался 25 мая 1980 года.

Награжден орденом Ленина (29.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (18.12.1941; 7.09.1943), орденами Суворова 3-й степени (6.11.1943), Александра Невского (15.04.1945), Отечественной войны 2-й степени (10.12.1942), 2 орденами Красной Звезды (5.12.1941; 17.05.1951), медалью "За боевые заслуги" (6.11.1945), другими медалями.

 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза (в сокращении)

С первых дней Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии тов. Балабанов активно участвует в разгроме немецких захватчиков. 
Горя любовью к Родине и священной ненавистью к врагу, тов. Балабанов на Западном и 3-м Белорусском фронтах 322 успешных боевых вылета  на самолете Пе-2 с общим боевым налетом 498 часов 34 мин. Из них 147 вылетов на дальнюю высотную разведку войск противника и 175 вылетов – водил группы на атаку переднего края обороны противника. опорных пунктов, аэродромов, железнодорожных станций, узлов и портов.

Тов. Балабанов водил в бой звено 116 раз, группы и девятки – 29 раз, группы по 18 самолетов – 4 раза, 27 самолетов – 1 раз. Всего водил в бой 1196 самолетов. Сбросил лично бомбовый груз 154 800 кг, сбросил листовок для немецких солдат и офицеров – 2 миллиона 850 тысяч штук.

На Западном фронте, когда немецкие орды рвались к сердцу нашей Родины – Москве, тов. Балабанов в качестве командира звена с низких и средних высот без прикрытия истребителей водил в бой свое звено и группы и весь 1941 год воевал без единой потери.

Своими боевыми действиями нанес огромный ущерб противнику. Только за период по 13 ноября 1941 года  он произвел 51 успешный самолетовылет и уничтожил 22 танка, 132 автомашины с пехотой и боеприпасами, 2 цистерны с горючим, 3 зенитных батареи, 1 пулеметную установку, 9 мотоциклов и разгромил много вражеской пехоты.

21.10.1941 года в районе Малоярославец, бомбардируя звеном Пе-2 с высоты 1500 м  скопление войск и техники противника, уничтожил и повредил 42 автомашины с пехотой и одну зенитную установку. Предполавшаяся атака противника противника была сорвана. Данные подтверждены фотоснимками. 

4.01.1942 года бомбардировал скопление войск противника у моста западнее Гжатска. Меткими бомбовыми ударами мост был разрушен, переправа противника была прекращена. Данные подтверждены фотосхемой.

С июня 1942 года, производя дальнюю разведку в составе 10-го отдельного Московского дальне-разведывательного авиаполка, тов. Балабанов произвел 147 успешных разведывательных полетов. За это время он сфотографировал оборонительных сооружений противника 4500 квадратных километров, 147 фильмов, 8870 кадров, что дало возможность перед началом наступательной операции в районах под Москвой, Оршей и Витебском обеспечить наземных командиров до командира роты фактическими данными о состоянии обороны и расположении огневых средств противника.

Только при производстве воздушной разведки тов. Балабанов провел 42 воздушных боя с группами от 1 до 7 истребителей противника и всегда из этих неравных схваток с врагом выходил победителем, применяя умелый и хитрый маневр.

18.11.1942 года произвел 2 вылета на разведку аэродромов противника в районах: Вязьма, Сеща, Шаталово. Им обнаружено и зафотографировано 12 аэродромов с наличием 322 самолетов, за что командиром полка объявлена благодарность. Данные разведки были немедленно переданы в штаб армии.

18.12.1942 года производил разведку в районе Вязьмы. Был атакован двумя Ме-109. Смело принял бой. Метким огнем штурмана и стрелка-радиста один Ме-109 был сбит, второй уклонился от боя. Только после полной разведки заданного района экипаж возвратился на свой аэродром.

Тов. Балабанов – летчик высокого мастерства и сильной воли. Летает в любых метеоусловиях. Самоотверженный, точный в выполнении боевых задач, настойчивый, обладающий военной хитростью разведчика, работающего в глубоком тылу у немцев и над передним краем обороны противника в районах, густо насыщенных зенитной артиллерией.

Особых успехов тов. Балабанов добился в фотографировании оборонительных рубежей в районах Дорогобуж, Ярцево, Смоленск, Ельня,  за что в августе 1943 года он получил благодарность начальника штаба 1-й воздушной армии.

В 1944 году, командуя бомбардировочной эскадрильей, тов. Балабанов овладел высоким классом пилотирования самолета Пе-2 – бомбардированием с пикирования. Являясь талантливым организатором боевой работы, тов. Балабанов  добивается, чтобы каждая бомба, сброшенная его эскадрильей, накрыла цель.

Только за время вторжения в Восточную Пруссию и ликвидации группировки противника в районах Хайлигенбайль, Кенигсберг и на Земландском полуострове его эскадрилья произвела 476 успешных самолетовылетов. По неполным данным, эскадрильей уничтожено и повреждено на земле самолетов – 17, зданий в опорных пунктах – 72, блиндажей – 8, дотов – 5,  железнодорожных вагонов – 13, автомашин – 84, повозок – 23, танков – 2,  станционных построек – 4, барж – 1, портовых складов – 1, пакгаузов – 2. Эти данные подтверждены фотодокументами.

Общим результатом бомбовых ударов во взаимодействии с другими родами войск явился прорыв обороны противника в районе Гумбиннен, на Хайлингбайльском направлении и на Земландском направлении.

Особо отличительными вылетами являются:

20 января 1945 года водил в бой 9 Пе-2 на атаку опорного пункта Гумбиннен. Задание выполнялось в сложных метеоусловиях при сильном противодействии зенитной артиллерии и истребительной авиации.  Грамотно маневрируя, группа обманула вражеские зенитки и точно сбросила бомбы. Разрушено 15 зданий, склад с военным имуществом, повреждено здание вокзала, уничтожено 4 автомашины, 5 вагонов, разрушено до 70 м железнодорожного полотна, 30 м шоссе, поврежден мост севернее станции. Результат удара подтвержден фотоснимками и выездом комиссии на место атаки после занятия нашими войсками города Гумбиннен.

7 марта 1945 года в составе 27 Пе-2 бомбардировал портовые сооружения и плавсредства в порту Розенберг. Противник прикрывал порт сильным огнем зенитной артиллерии всех калибров. Черная стена разрывов стояла над городом. Прямым попаданием зенитного снаряда был разбит правый блок правого мотора на самолете Балабанова, мотор отказал. На одном моторе он дошел до цели, точно сбросил бомбы, после бомбометания перетянул самолет на свою территорию, чем спас жизнь экипажа и самолет. В результате удара в портовом районе города разрушено 12 зданий, возникло 6 очагов пожара, из них 2 – в порту. Результат подтвержден фотосхемой.

16 апреля 1945 года водил в бой 20 экипажей Пе-2 на атаку переднего края обороны противника в 500 м западнее Розенталь. Преодолев интенсивный огонь зенитной артиллерии. группа точно отбомбилась по заданной цели. Фотодокументами отмечено 50 разрывов бомб в зоне обороны, 10 прямых попаданий в траншеи, 2 разрыва в блиндажах, разбиты 2 автомашины и 3 повозки. После атаки пункт был занят нашими войсками.

За храбрость и отвагу, героизм и мужество, проявленные в боях за Родину, за 322 успешных боевых вылета, из них 147 на дальнюю и высотную разведку, а также за 22 успешных самолетовылета, произведенные после последнего награждения, в которых он водил группы самолетов на атаку войск противника, представляю командира эскадрильи гвардии майора Балабанова Анатолия Ивановича к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза».

Командир 135 гвардейского бомбардировочного авиационного Таганрогского Краснознаменного ордена Александра Невского полка Герой Советского Союза гвардии майор Палий
23 апреля 1945 года

Фотографии Героя предоставили работники Брянского государственного краеведческого музея и.о. директора С.А.Лысак и В.И.Баранников, которым составитель приносит благодарность.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Кузнецов И.И., Джога И.М. Золотые Звёзды Алтая. - Барнаул: 1982