Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Лозоренко Борис Иванович

 
Лозоренко Борис Иванович
06.02.1919 - 15.06.1969
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 9023
Орден Ленина № 59824


Лозоренко Борис Иванович – командир эскадрильи 568-го штурмового авиационного полка (231-я штурмовая авиационная Рославльская дивизия, 2-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), капитан.

Родился 6 февраля 1919 года в Омске в семье рабочего. Русский. Окончил неполную среднюю школу и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при заводе «Сибсельмаш». Работал в Омске на заводе имени Куйбышева диспетчером механического участка. Призван в армию в 1939 году. Окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году.

В действующей армии – с июня 1941 года. Начал войну на Западном фронте в качестве летчика 62-й отдельной корпусной авиационной эскадрильи связи в составе 22-й армии. В июне – июле 1941 года совершил 7 боевых на самолете У-2.

В конце июля эскадрилья была расформирована, и младший лейтенант Б.И.Лозоренко получил назначение во вновь формировавшийся 568-й штурмовой авиационный полк. После переобучения на штурмовик Ил-2 был назначен командиром звена. В марте 1942 года полк прибыл на Северо-Западный фронт, где был включен в состав 2-й ударной авиагруппы. Участвовал в Демянской наступательной операции – наносил штурмовые удары по врагу в районе Демянска и Рамушевского коридора. За 16 боевых вылетов был награжден орденом Красного Знамени.

В июне 1942 года 568-й штурмовой авиационный полк был перебазирован в Куйбышев на пополнение материальной частью и летным составом, а в конце июля прибыл на Сталинградский фронт, до 23 августа 1942 года воевал в составе 226-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии. Здесь лейтенант Б.И.Лозоренко выполнил 13 боевых вылетов, в воздушном бою сбил 2 транспортных самолета Ю-52. Был награжден вторым орденом Красного Знамени.

С ноября 1942 по июнь 1943 года 568-й штурмовой авиаполк воевал на Калининском фронте в составе 231-й штурмовой авиационной дивизии 3-й воздушной армии.
Участвовал в Великолукской наступательной операции (24 ноября 1942 г. – 20 января 1943 года) и освобождении города Великие Луки, Ржевско-Вяземской наступательной операции (2 – 31 марта 1943 года) и освобождении городов Ржев и Белый.

В июне 1943 года вместе с 231-й штурмовой авиационной дивизией полк Б.И.Лозоренко был передислоцирован на Западный фронт и введен в состав 1-й воздушной армии. Здесь командир эскадрильи старший лейтенант Б.И.Лозоренко совершил 8 боевых вылетов. 

В очередном вылете 26 июля 1943 года во время выполнения боевого задания в районе города Жиздра, деревня Луковец самолет Ил-2 (летчик – старший лейтенант Б.И.Лозоренко, воздушный стрелок – младший сержант В.М.Лызо), был сбит. Б.И.Лозоренко, будучи тяжело раненым, попал в плен. При эвакуации   в германский тыл 4 сентября 1943 года вместе с другими военнопленными бежал из поезда, двигавшегося по территории Белоруссии. Попал в партизанскую бригаду имени Щорса, где воевал до января 1944 года, после чего на самолете По-2 был вывезен на советскую территорию. Вернулся в свой полк и продолжал боевую деятельность в качестве командира эскадрильи 568-го (с 27 октября 1944 года - 187-го гвардейского) полка 231-й (с 27 октября 1944 года – 12-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии.

На 2-м Украинском фронте в составе 5-й воздушной армии участвовал в Ясско-Кишинёвской стратегической наступательной операции (20 – 29 августа 1944 года); Дебреценской наступательной операции (6 – 28 октября 1944 года); Будапештской стратегической наступательной операции (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года); Венской наступательной операции (16 марта – 15 апреля 1945 года); Братиславско-Брновской наступательной операции ( 25 марта – 5 мая 1945 года); Пражской стратегической наступательной операции (6 – 12 мая 1945 года).

К 6 сентября 1944 года капитан Б.И.Лозоренко совершил 81 боевой вылет на штурмовку живой силы, укреплений и боевой техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Лозоренко Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны гвардии капитан Б.И.Лозоренко имел на своем счету 133 успешных боевых вылета.

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Служил заместителем командира по лётной подготовке 720-го штурмового авиационного полка 134-й штурмовой авиадивизии 54-й воздушной армии Дальневосточного военного округа (ДВО) с дислокацией в посёлке Лазарево Еврейской АО. 

С 1960 года полковник Б.И.Лозоренко – в запасе. Жил и работал в городе Алма-Ата (ныне Алматы, Республика Казахстан). Скончался 15 июня 1969 года.

Именем Героя названа улица в Омске.

Награжден орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (15.05.1942; 22.09.1942; 8.06.1945), орденами Александра Невского (14.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (21.06.1944), 2 орденами Красной Звезды (13.06.1945; 26.10.1955), медалями "За боевые заслуги" (13.06.1952), "За оборону Сталинграда" (22.12.1942), "За взятие Будапешта" , "За взятие Вены", "За победу над Германией".

 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Отечественную войну начал рядовым пилотом на самолете По-2 в составе отдельной 62-й авиационной эскадрильи. Совершил 7 полетов на связь по заданию командующего 22 армией (Западный фронт). После реорганизации корпусных эскадрилий был переведен на должность командира звена в 568-й штурмовой авиационный полк.
С первых дней пребывания в полку проявил настойчивость в изучении материальной части грозного самолета «Ильюшин-2», доказав стремление быстрей идти на фронт, громить ненавистного врага.
С 17 марта 1942 года участвовал в боях с окруженной 16-й армией фон Буша. В бою вел себя спокойно, проявляя самопожертвование для взаимной выручки.

21 марта 1942 года в составе восьмерки выполнял задачу уничтожения материальной части на аэродроме Глебовщина (район Демянска). В результате штурмового удара, по показанию прикрывающих истребителей, уничтожено 10 самолетов противника типа Ю-52. При выполнении задачи самолет младшего лейтенанта Лозоренко получил серьезные повреждения -  зенитными снарядами поврежден винт, пробиты маслобак и картер мотора. Внизу леса. Вынужденная посадка грозит аварией. Самолет надо спасти, так как промышленность не успевает удовлетворять потребность фронта в самолетах. Тов. Лозоренко принял решение спасти самолет и, дотянув до аэродрома, с хода произвел посадку. Самолет был спасен.

13 апреля 1942 года, выполняя в составе звена задание по уничтожению войск противника по дороге Рамушево – Борисово и в просеке леса, штурмовики уничтожили 6 – 8 автомашин, до 10 повозок, до 70 человек пехоты и подавили батарею зенитной артиллерии.

За 16 боевых вылетов и взаимовыручку в бою награжден орденом Красного Знамени.

30 мая 1942 года ведущим пары Ил-2 под прикрытием 3 ЛаГГ-3 вылетел  на перехват транспортных самолетов в район Шумилов Бор. Обнаружив колонну из 14 самолетов Ю-52, атаковал последнее звено. В результате атак было сбито 3 Ю-52. Лозоренко лично сбил один самолет и один  – в паре с младшим лейтенантом Солей. Факты сбития подтвердили прикрывавшие истребители.

На Сталинградский фронт в грозный час для Родины прибыл уже подготовленным ведущим малых групп. В сложных условиях наземной и воздушной обстановки совершил 10 успешных боевых вылетов. Сознавая, что необходимо на головы врагов сбросить как можно больше бомб, в шести вылетах на одноместном самолете поднимал по 600 кг и метко сбрасывал на врага.

31 июля 1942 года в составе шестерки уничтожал скопление танков и мотопехоты в районе южнее Колхозный Стан и севрнее Липоголовский. Несмотря на сильный зенитный огонь, штурмовики уничтожили до 30 крытых автомашин и до 5 танков, отмечены 8 пожаров.

2 августа 1942 года ведущим пятерки уничтожал живую силу, танки и подавлял артиллерию в пункте Липоголовский и на высотах 135,0,  111,6 и 125,4. Несмотря на ураганный зенитный огонь и большое количество пробоин в самолетах, произвел 2 атаки. Группой уничтожено 3 танка, до 50 человек пехоты, создано 12 очагов пожара.

7 августа 1942 года в составе восьмерки штурмовики уничтожали скопление танков, автомашин и живой силы противника в овраге 5 км южнее разъезда 74. При выполнении задачи вели воздушный бой с истребителями противника и все же задачу выполнили. Уничтожили 4 танка, 12 автомашин, до 40 человек пехоты.

За 13 успешных боевых вылетов и сбитие 2 транспортных самолетов Ю-52 тов. Лазаренко награжден вторым орденом Красного Знамени.

На Калининский фронт он прибыл уже зрелым штурмовиком, мастером вождения групп и штурмовых атак – сталинградцем.

С 4 декабря 1942 по 15 марта 1943 года совершил 11 боевых вылетов. Несмотря на сложность ориентировки в зимних условиях и неустойчивость погоды, точно выходил на цель. Его штурмовые и бомбардировочные удары способствовали освобождению городов Белый, Ржев, Великие Луки.

4 декабря 1942 года, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, ведущим восьмерки подавлял минометные позиции на южной окраине города Белый. В результате атаки подавлено 2 миномета и 2 зенитные точки. Разрушены 3 дома в районе минометных позиций.

9 декабря 1942 года ведущим пары нанес удар по скоплению танков и автомашин. Уничтожено 3 танка, 6 автомашин, доставлены ценные разведданные о скоплении войск противника на южной окраине города Белый.

26 февраля 1943 года ведущим четверки уничтожал войска и технику противника  северо-восточнее города Витебск в пунктах Красный Двор, Балашовка без прикрытия истребителей. Несмотря на боевой вылет на пределе горючего, штурмовики задачу выполнили отлично, уничтожив 1 танк, 2 бронетранспортера, рассеяно и частично уничтожено до 70 человек пехоты противника.

После освобождения городов Великие Луки, Ржев, Белый полк в составе корпуса был перебазирован на Западный фронт для нанесения очередного удара по немецкой армии.

На Западном фронте тов. Лозоренко совершил 8 боевых вылетов ведущим. Неизменно проявлял настойчивость и бесстрашие при выполнении боевых заданий.

14 июля 1943 года группой из 6 самолетов Ил-2 уничтожал живую силу и технику противника на дороге Хотьково – Зикеево. В ходе выполнения задания на станции Зикеево обнаружил железнодорожный эшелон. По радио дал команду «Атаковать эшелон» и повел группу в атаку. Бомбы точно легли по цели, последовали сильные взрывы. Из опроса экипажей установлено – группой уничтожено 6 вагонов, в том числе 2 вагона с боеприпасами.

18 июля 1943 года ведущим шестерки при разведке с боем на подходе к железнодорожной станции Щигры в районе населенного пункта Полюдово. В результате атаки было вызвано крушение поезда.

26 июля 1943 года в районе Жиздры был сбит зенитной артиллерией противника, ранен и захвачен в плен. Находился в госпитале пленных по 22 августа 1943 года. Патриот, попавший в плен из-за тяжелой раны, не мог примириться с пленом и искал способ сбежать и снова встать в ряды защитников Родины. Этот случай представился. 4 сентября при эвакуации в тыл, сговорившись о побеге с товарищами, вырезали ножом в вагоне отверстие и в районе города Борисов бежали. С 4 сентября 1943 года по 8 января 1944 года находился в партизанской бригаде имени Щорса, откуда был вывезен на самолете По-2 в советский тыл. Факт побега установлен войсковой разведкой бригады им. Щорса, о чем имеется справка от 18 октября 1943 года за подписями командования бригады. Вторая справка, подтверждающая это же и отправку в советский тыл самолетом, – за  подписью командира военно-оперативной группы при Могилевском подпольном обкоме ВКП(б).

Вернувшись в часть и вступив в командование эскадрильей, с еще большей ненавистью к врагу приступил к боевой работе. В первых же шести боевых вылетах на 2-м Украинском фронте доказал свою преданность Родине образцовым выполнением боевых задач.

3 мая 1944 года ведущим восьмерки Ил-2 уничтожал скопление живой силы и техники противника в районе северо-восточнее Тыргу-Фрумос. Уничтожил 2 танка, подавил огонь двух батарей полевой артиллерии, рассеял и уничтожил до двух взводов пехоты. За отличное выполнение задачи командиром 2-го штурмового авиационного  Смоленского корпуса объявлена благодарность.

22 мая 1944 года пробился сквозь сильный зенитный огонь в районе Яссы – Бухэск, обнаружил на станции Скитнея скопление железнодорожных составов. Атакой пары поджег один эшелон.

За 25 успешных боевых вылетов и уничтожение двух эшелонов противника награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Эскадрилья под командованием капитана Лозоренко после последнего представления совершила 190 боевых вылетов, из их в Ясской наступательной операции – 68 без потерь экипажей.
Лично после последнего награждения совершил 14 боевых вылетов, из них в Ясской наступательной операции – 6 вылетов.

Водит группы мастерски, сводил на задания 118 самолетов, не потеряв ни одного самолета, несмотря на сильное зенитное противодействие. Отлично управляет группами по радио. Летчики любят своего командира-вожака и смело ходят с ним в бой.

20 августа 1944 года восьмеркой с круга тремя заходами в районе 2 км южней Поду-Илоаей подавлял артиллерийские батареи, уничтожил 2 танка и 2 автомашины. Группа без потерь возвратилась на свой аэродром.

22 августа 1944 года группе Ил-2, ведущий – капитан Лозоренко, была поставлена задача – уничтожать технику и живую силу противника на дороге Дмитриешти, Елицей, Чиортешти. Придя в район цели, обнаружил небольшое движение по дороге. На участке Поений – Чиортешти увидел большое скопление автомашин. Проявил разумную инициативу, двумя заходами уничтожил 16 автомашин, 10 повозок и до взвода пехоты.
Эффективность подтверждена фотоконтролем.

1 сентября 1944 года ведущим четверки производил разведку войск противника по дороге Чик-Чичо до Сент-Демокан. Обнаружил до 15 автомашин, уничтожил 2 автомашины, создал 2 очага пожара.

В период подготовки Ясской наступательной операции эскадрильей заснято 4 маршрута дорог длиной 90 км на направлении главного удара. Фотографирование производилось с бреющего полета счетверенной установкой.  Это способствовало успешному продвижению наших войск, особенно танковым частям. Лично два раза ходил на прикрытие от зенитного огня фоторазведчика. Несмотря на сильный зенитный огонь, снимки произведены отлично и получили высокую оценку наземного командования.

Эффективность боевых вылетов на 2-м Украинском фронте подтвержлена фотоконтролем и докладами экипажей.

За совершенный 81  личный боевой вылет на самолете Ил-2, из них 6 – в Ясской наступательной операции, за умелое командование эскадрильей, совершившей 224 боевых вылета, за сбитие двух самолетов противника Ю-52 достоин представления к высшей правительственной награде – присвоению звания Героя Советского Союза.

Командир 568-го штурмового авиационного полка подполковник Н.Хомутов
6 сентября 1944 года

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Давтян С.М. Пятая воздушная. - М.: Воениздат, 1990.
 Документы на сайте «Подвиг народа»