Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Старжинский Иван Ильич

 
Старжинский Иван Ильич
13.03.1912 - 01.05.1980
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 2858
Орден Ленина № 59180

    Памятники
  Мемориальная доска


Старжинский Иван Ильич - штурман 27-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брестского полка (14-я гвардейская бомбардировочная авиационная Брянская дивизия, 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия), гвардии подполковник.

Родился 13 марта 1912 года в селе Баландино ныне Асекеевского района Оренбургской области в крестьянской семье. Русский. Образование среднее. Работал конюхом в городе Миллерово Ростовской области.

Призван в армию в 1930 году, учился в военной пехотной школе города Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Оттуда по собственному желанию был откомандирован в Оренбургскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей, которую окончил в 1934 году. Участвовал в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов, был награжден орденом Красного Знамени.

Во время Великой Отечественной войне в действующей армии – с июня 1941 года.

Совершал боевые вылеты на самолете СБ в составе 125-го бомбардировочного полка 13-й смешанной авиадивизии на Западном фронте. В середине июля полк, потерявший почти все самолеты, был выведен из боев и отправлен в Казань для переучивания на пикирующие бомбардировщики Пе-2. С сентября 1941 по январь 1942 года в составе 222-й бомбардировочной дивизии воевал на Ленинградском фронте, совершив 80 боевых вылетов на самолете Пе-2. Был награжден вторым орденом Красного Знамени.

В январе 1942 года 125-й бомбардировочный полк был выведен из боев и на аэродроме Монино проходил переобучение на ленд-лизовский средний бомбардировщик Б-25 Митчелл. В мае – июне И.И.Старжинский уже совершал боевые вылеты на самолете Б-25 на бомбардировку войск, железнодорожных станций и других стратегически важных объектов противника.

С июля по октябрь 1942 года 222-я бомбардировочная дивизия находилась в Резерве Ставки Верховного Главнокомандования, а в октябре была включена в создаваемую Авиацию дальнего действия, где наносила бомбовые удары по врагу в интересах различных фронтов, действуя в ходе важнейших стратегических и фронтовых операций на направлении главных ударов. 125-й бомбардировочный авиаполк получил название 125-го авиаполка дальнего действия, а 26 марта 1943 года был преобразован в 15-й гвардейский авиаполк дальнего действия.

К концу сентября 1943 года И.И.Старжинский имел на своем счету 188 боевых вылетов. Бомбил, главным образом ночью, железнодорожные узлы Витебск, Вязьму, Невель, Брянск, Смоленск и другие. Наносил бомбовые удары по врагу в период оборонительных боев Курского сражения и в последующем контрнаступлении, бомбил Варшаву и Кёнигсберг. Был награжден орденом Ленина.

В ноябре 1943 года в системе Авиации дальнего действия был создан 113-й авиационный полк ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, задачей которого было при нанесении  самолетами дальнего действия бомбовых ударов по какому-либо объекту блокировать близлежащие аэродромы противника, препятствуя взлету вражеских истребителей, могущих помешать операции. Полк летал на ленд-лизовских ударных самолетах А-20G. В этом полку, который 5 января 1944 года был преобразован в 27-й гвардейский авиационный полк ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, а 26 декабря 1944 года, в связи с преобразованием Авиации дальнего действия в 18-ю воздушную армию, – в 27-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк, И.И.Старжинский воевал с момента создания до конца войны.

К концу войны совершил 250 успешных боевых вылетов, в том числе в глубокий тыл врага на бомбардировку военно-промышленных объектов Германии, нанеся противнику большой ущерб в технике и живой силе. В заключительном периоде войны – в ходе Берлинской операции наносил бомбовые удары по Берлину.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбовых ударов по противнику, Старжинскому Ивану Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1947 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Служил в Рязани на должности помощника старшего штурмана по самолётовождению 30-й военной авиационной офицерской школы боевой подготовки дальней авиации (БПДА).

С 1957 года подполковник И.С.Старжинский – в запасе. Жил в Рязани. Скончался 1 мая 1980 года.

На доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.

Награжден 3 орденами Ленина (13.03.1944; 15.05.1946; 30.12.1956), 3 орденами Красного Знамени (11.05.1940; 3.12.1941; 15.11.1950), орденами Отечественной войны 1-й степени (10.04.1943), Красной Звезды (6.11.1946), медалью "За боевые заслуги" (3.11.1944), другими медалями. 

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Гвардии подполковник Старжинский И.И. на фронте Отечественной войны с немецкими захватчиками принимал участие с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

В 27-м гвардейском бомбардировочном авиационном Брестском полку летал на боевые задания на самолете А-20G в составе экипажа: командир корабля – командир полка гвардии подполковник Дедов – Дзядушинский,  воздушный стрелок-радист – гвардии старший лейтенант Ерофеев. 

В боях с германским фашизмом лично совершил 250 боевых  успешно выполненных вылетов, из них днем – 84 (самолеты Пе-2 – 80, А-20G – 4), ночью – 166 (самолеты Б-25 – 160, А-20G – 6).

Гвардии подполковник Старжинский И.И.  в составе 15-го гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольского полка имеет 12 боевых вылетов на специальные задания командования в глубокий тыл противника на бомбардировку военно-промышленных центров Кенигсберг, Тильзит, Инстербург, Варшава. Выполняя задания, находился в полете продолжительностью 10 – 11 часов.

В 1941 году, выполняя боевое задание на самолете Пе-2 по уничтожению танковой колонны противника, после совершения нескольких атак приостановил движение колонны и поджег 4 вражеских танка. При возвращении на свой аэродром неожиданно был атакован большим числом истребителей Ме-109. В результате воздушного боя лично сбил один самолет противника, умело вышел из боя и возвратился на свой аэродром.

Находясь на аэродроме Барбаровка, в период подготовки к очередному вылету, тов. Старжинский проявил образец мужества и инициативы. На аэродром был совершен налет вражеской авиации. Под обстрелом и разрывами бомб подполз к стоявшему самолету Пе-2, влез в него, из огневых точек открыл огонь и сбил второй по счету самолет Ме-109. 

В 1941 году тов. Старжинский получил задание сжечь станцию Локня, на которой находилось 4 железнодорожных эшелона. В составе трех экипажей вылетел ведущим. Не долетая до намеченной цели, экипаж был атакован вражеским истребителем, а при выходе на цель – обстрелян зенитной артиллерией противника. Несмотря на ожесточенный огонь, тов. Старжинский на высоте 600 метров точно вывел звено на цель, сжег станцию  и уничтожил 4 эшелона.

В октябре 1941 года при выполнении боевого задания в районе Старой Руссы прямым попаданием вражеского снаряда был сорван верхний колпак кабины летчика и осколком снаряда в голову был ранен командир корабля. Тов. Старжинский, не теряя самообладания, оказал первую помощь боевому другу. Произведя противозенитный маневр, обеспечил успешное выполнение боевого задания и благополучное возвращение на свой аэродром.

Выполняя днем боевое задание по бомбардировке Минска, тов. Старжинский обнаружил аэродром противника в районе Смолевичи. Проявив разумную инициативу, совершил заход на аэродром, точным попаданием бомб зажег три транспортных четырехмоторных самолета врага.

25 мая 1942 года при бомбардировке  железнодорожного узла Могилев, не долетая до цели, экипаж был атакован истребителями противника. В воздушном бою воздушным стрелком был сбит один самолет противника, который упал горящим на землю и взорвался.

В июле – августе 1943 года тов. Старжинский летал ночью исключительно на бомбардирование переднего края обороны противника. Особенно отличился в районе Мга и в период наступления советских войск на Орловско-Курском направлении.

С первых дней организации нового 113-го авиаполка ночных охотников-блокировщиков – с ноября 1943 года, позже переименованного в 27-й гвардейский бомбардировочный авиационный Брестский полк, тов. Старжинский неустанно готовит кадры высококвалифицированных штурманов, учитывая особенности при выполнении заданий на самолете А-20G. С этой задачей тов. Старжинский отлично справился. Не прекращая боевую деятельность, личным боевым опытом обучил и ввел в строй 31 молодого летчика, большинство из которых теперь летают самостоятельно на боевые задания и награждены орденами Союза ССР.

Работая охотником-блокировщиком на самолете А-20G, тов. Старжинский вынужден находиться над целью, воздействуя на противника бомбами, снарядами и пулями, в каждом боевом вылете от 40 минут до двух часов, производя до 15 атак цели.

8 октября 1944 года, обеспечивая блокировку аэродромов противника  при массированном налете 4-й и 5-й дивизий на железнодорожный узел Бреслау, проявляя мужество, невзирая на противовоздушную оборону противника, более часа держал под ударом аэродром Бриг.

28 августа 1944 года, выполняя задание по блокировке аэродрома Белград, несмотря на сильную защиту цели, держал аэродром под ударом один час 20 минут, не давая возможности производить взлет вражеским самолетам. Этим обеспечил успех нашим бомбардировщикам.

4 апреля 1945 года, выполняя боевое задание по бомбардировке города Бреслау, точным выходом на цель произвел 5 попаданий.

Гвардии подполковник Старжинский особо отличился при выполнении боевых заданий по бомбардировке укрепленных опорных пунктах на подступах к Берлину и самого города Берлин.

Как штурман, подготовлен отлично. Летает на самолетах Р-5, СБ, Пе-2, Б-25 и А-20G. Общий налет имеет: днем – 1136  часов, ночью – 715 часов.

Дисциплинированный, энергичный, требовательный к себе и подчиненным офицер. Пользуется всеобщей любовью, боевым авторитетом.

Свою преданность партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине доказал, лично совершив 250 боевых вылетов на разгром германского фашизма.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм представляю гвардии подполковника Старжинского Ивана Ильича к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 27 гвардейского бомбардировочного авиационного Брестского полка
Гвардии подполковник Дедов – Дзядушинский
12 мая 1945 года

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»