Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Белов  Александр Фёдорович

 
Белов  Александр Фёдорович
28.03.1906 - 24.12.1991
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 22.07.1966 Медаль № 12917
Орден Ленина № 393105

    Памятники
  Надгробный памятник


Белов Александр Фёдорович – начальник Всесоюзного института легких сплавов Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 15 (28) марта 1906 года в деревне Поповка Гжатского уезда Смоленской губернии (ныне территория Гагаринского района Смоленской области) в рабоче-крестьянской семье.

В 1920 году, окончив пять классов сельской школы, работал по найму в Рождественском волисполкоме. В 1922 году Смоленский губисполком направил его на двухгодичный рабфак при 1-м Московском государственном университете, по окончании которого поступил на металлургический факультет Московской горной академии.

За год до выпуска начал работать техником в литейном и прокатном цехах Московского авиационного завода имени АВИАХИМа. По окончании академии в 1929 году назначен начальником опытно-исследовательского бюро завода, а в 1930 году - начальником листопрокатного цеха. В 1932 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В 1932-1940 годах работал на Сетуньском заводе по обработке цветных металлов – первом в СССР заводе по переработке отечественного алюминия в слитки и полуфабрикаты. Сначала начальником технологического отдела, с 1934 года – начальником прокатного цеха, крупнейшего в Европе. Вторую половину 1934 года провел в США. По возвращении из командировки обеспечил полное освоение мощности этого цеха. Одновременно в 1931-1935 годах – преподаватель Московского авиационного института (МАИ) по курсу «Производство легких сплавов», а в 1932-1934 годах – преподаватель «Цветметзолото» по специальности «Обработка сплавов».

В июле 1940 года назначен заместителем главного инженера комбината № 150 Наркомата авиационной промышленности СССР в городе Ступино Московской области, листопрокатный цех которого был только что принят Государственной комиссией. С августа 1941 года – главный инженер, а с 23 апреля 1942 года – директор комбината № 150 Наркомата (с марта 1946 года - Министерства) авиационной промышленности СССР.

Пуск комбината № 150 (позднее - Ступинский металлургический комбинат) вывел СССР в число передовых стран мира по изготовлению листов из алюминиевых сплавов. Рулоны имели ширину 2500 милиметров и были очень высокого качества выкатки. Самолеты-бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики конструкции Туполева, штурмовики Ильюшина делали из этого металла. Немцы хотели захватить завод на ходу, но в начале декабря 1941 года все оборудование завода было эвакуировано в город Каменец-Уральский, а в марте 1942 года стало поступать на старое место, и уже 15 мая 1942 года началась опытная прокатка листов.

За совершенствование литейного производства, в том числе за внедрение бесслитковой отливки проволочной заготовки из алюминиевых сплавов ему в 1943 году была присуждена Сталинская премия, а за создание машины для литья крупных плоских слитков в 1946 году – вторая Сталинская премия. К 1946 году специалисты завода овладели непрерывным литьем плоских слитков, а к 1949 году вся промышленность СССР была переведена на этот прогрессивный метод. В 1949 году за образцовое выполнение срочного задания Минавиапрома по изготовлению большой номенклатуры проката и штамповок для создания бомбардировщика Ту-4 был в третий раз удостоен Сталинской премии.

В 1952-1963 годах – начальник Управления спецметаллургии Министерства авиационной промышленности СССР – Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике.

В эти годы металлурги научились отливать плоские слитки толщиной 300-400 миллиметров, а круглые – диаметром 500-800 миллиметров. Масса слитка из дуралюмина достигла 2-3 тонн. Металлурги обеспечили полуфабрикатами создание самолетов ИЛ-18, ТУ-104, ТУ-114, АН-22 и оболочки первого советского спутника. Много внимания потребовало строительство и пуск в 1960 году Куйбышевского металлургического завода, крупнейшего в мире, с наисовременнейшей техникой. Наиболее эффективную помощь он оказал при разработке мощных гидравлических прессов усилием 700 Мега-ньютон, аналогов которым в мире тогда не было. 1956 год считается годом возникновения в СССР титановой промышленности, давшей сплавы для авиа-, судо-, ракетостроения, химического и энергетического машиностроения, пищевой и медицинской промышленности.

В 1961-1986 годах – начальник Всесоюзного института легких сплавов (ВИЛС), который был создан по его инициативе в Москве. Первоначально институт именовался как Всесоюзный научно-исследовательский институт технологии лёгких и специальных сплавов.

В лабораториях ВИЛСа была разработана технология получения алюминиевых слитков массой более 10 тонн, необходимых для создания очередного поколения летательных аппаратов, широкофюзеляжных самолетов большой грузоподъемности и вместимости, аэробусов типа ИЛ-86. Возглавив ВИЛС, сделал все возможное, чтобы получать из алюминия прессованные пустотелые профили, гнутые профили, гофрированные панели, которые пригодились в строительстве и архитектуре, в частности, для сооружения уникальной Останкинской телебашни и ее ограждений и Кремлевского дворца съездов. Институт также занимался применением алюминиевых сплавов в сельском хозяйстве: при строительстве зернохранилищ, силосных башен, теплиц, ирригационных систем, а также в химической, пищевой, автомобильной промышленности. Под его руководством возникли электронно-лучевые печи, родилась металлургия гранул – изготовление готовых деталей из порошков. По этой технологии резко сокращается расход металла, в частности, дефицитного никеля, кобальта, вольфрама, ниобия, в то же время повышаются конструкционные свойства – механическая прочность, коррозионная стойкость, жаропрочность, пластичность и другие. Гранульная технология особенно важна для авиационной и космической промышленности, так как можно сразу получить деталь сложной формы. В ВИЛСе поставили на поток промышленную технологию диффузионной сварки сложных крупногабаритных изделий из титановых и жаропрочных сплавов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 22 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении плана 1959-1965 годов и создание новой техники Белову Александру Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Многие годы отвечал за техническое сотрудничество со странами СЭВ, за сотрудничество в области металлургии с Францией, Италией, участвовал в Международных конференциях по вакуумной металлургии, титану (Япония, Москва, ФРГ), руководил работой 12 секции XII Менделеевского съезда.

С 1973 года являлся членом бюро Отделения физикохимии и технологии неорганических материалов АН СССР, а так же заведующим кафедрой авиационного материаловедения Московского авиационного института (до 1985 года). На протяжении многих лет был главным редактором или членом редакционного совета бюллетеня «Технология легких сплавов» (с 1966 года), журналов: «Известия АН СССР. Металлы» (с 1978 года), «Металлургия» (с 1983 года); 6-томного справочного издания «Алюминиевые сплавы», издательства «Советская энциклопедия» (с 1988 года); являлся членом редколлегии «Физической энциклопедии» (том I, 1988 год), «Химической энциклопедии» (том I, 1988 год).

За серию работ «Исследование теоретических основ, разработка технологии и создание производства по литью и обработке давлением различных полуфабрикатов из алюминиевых, магниевых, титановых, жаропрочных никелевых и тугоплавких сплавов» в 1982 году удостоен высшей награды металлургов – Золотая медали имени Д.К. Чернова. В 1983 году им был получен диплом на коллективное открытие закономерностей кристаллизации металлических кристаллов.

Жил в Москве. Умер 24 декабря 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Академик Академии Наук СССР (28.11.1972).

Доктор технических наук (1963). Профессор (1966).

Лауреат Сталинской премии (1943, 1946, 1949). Лауреат Ленинской премии (1964).

Награжден 4 орденами Ленина (10.07.1943; 06.12.1949; 17.10.1960; 22.07.1966), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945), 5 орденами Трудового Красного Знамени (10.02.1939; 04.01.1954; 12.07.1957; 17.09.1975; 07.08.1986), орденом Дружбы народов (23.06.1981), медалями, а также Золотой медалью имени Д.К. Чернова (1982).

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Публикации в сети Интернет