Герасимов Иван Николаевич – заместитель командира, он же штурман эскадрильи 809-го штурмового авиационного Каменец-Подольского полка (264-я штурмовая авиационная Киевская дивизия, 5-й штурмовой авиационный Винницкий корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), капитан.
Родился 27 ноября 1921 года в деревне Аникеево, ныне в черте города Чебоксары Республики Чувашия, в крестьянской семье. Русский. После окончания средней школы и аэроклуба работал шофёром в городе Чебоксары. Призван в армию в 1940 году. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.
В действующей армии с июня 1942 года. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Совершал боевые вылеты на штурмовике Ил-2 в качестве летчика, командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи.
На Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии принимал участие в Ржевско-Сычевской (30 июля – 23 августа 1942 года) и Великолукской (с 24 ноября по конец декабря 1942 года) на¬ступательных операциях.
На Воронежском (с 20 октября – 1-м Украинском) фронте в составе 2-й и 8-й воздушных армий участвовал в оборонительных боях Курского сражения, Белгородско-Харьковской (3 – 23 августа 1943 года), Сумско-Прилукской (26 августа – 30 сентября 1943 года) наступательных операциях, Киевских наступательной (3 – 13 ноября 1943 года) и оборонительной (13 ноября – 22 декабря 1943 года) операциях, Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля 1944 года), Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля 1944 года), Львовско-Сандомирской стратегической (13 июля – 29 августа 1944 года) наступательных операциях.
На 2-м Украинском фронте в составе 5-й воздушной армии участвовал в Дебреценской (6 – 28 октября 1944 года), Будапештской стратегической (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года), Венской стратегической (16 марта – 15 апреля 1945 года), Братиславско-Брновской (25 марта – 5 мая 1945 года) и Пражской стратегической (6 – 12 мая 1945 года) наступательных операциях.
К 21 мая 1944 года совершил 120 боевых вылетов на поддержку наземных войск, штурмовку и бомбардировку укреплений и скоплений живой силы врага, танков, артиллерийских позиций, железнодорожных станций и аэродромов (23 боевых вылета на Калининском фронте и 97 вылетов на Воронежском и 1-м Украинском фронтах).
Лично уничтожил 30 танков, 45 автомашин, 12 зенитно-пулеметных точек, 7 минометных батарей, 9 орудий полевой артиллерии, 62 повозки, 4 бронетранспортера, 3 самолета Ю-52 на аэродромах, до 800 солдат и офицеров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, Герасимову Ивану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К моменту окончания войны капитан И.Н.Герасимов совершил более 160 боевых вылетов.
После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. Осваивал реактивную технику, занимал командные должности в авиационных частях и соединениях. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1955 году – Военно-воздушную академию, в 1971 году – Курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) . С 1972 года генерал-майор авиации И.Н.Герасимов – в отставке. Жил в Одессе.
Скончался 9 октября 2002 года.
Награжден орденом Ленина (26.10.1944), 3 орденами Красного Знамени (28.09.1943; 18.08.1944; 13.06.1945), орденами Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (4.09.1943; …) , орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.
Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза (в сокращении)
Грамотно руководит личным составом эскадрильи в боевых условиях. Летчики и воздушные стрелки эскадрильи стали мастерами бомбовых и штурмовых ударов. Благодаря умелой организации со стороны тов. Герасимова технический состав в плохих условиях для работы безотказно готовил материальную часть к боевым вылетам, а летчики и воздушные стрелки при любых метеоусловиях производили по 4 боевых вылета в день и задания выполняли только отлично.
С 6 июня 1943 года эскадрильей на Воронежском и 1-м Украинском фронтах произведено 890 боевых вылетов. Эскадрильей за этот период времени уничтожено: танков – 121, автомашин – 220, повозок с воинскими грузами – 260, зенитно-пулеметных точек – 110, дотов – 80, самолетов на земле – 5, в воздухе – 11, переправ – 2, складов с горючим – 9, складов с боеприпасами – 13, железнодорожных эшелонов – 6, живой силы – 2560 человек. За этот период эскадрилья имеет потери: одного летчика и двух воздушных стрелков.
Летный состав эскадрильи в условиях интенсивной боевой работы случаев потери ориентировки не имеет.
Им лично с 6 июня 1943 года на Воронежском и 1-м Украинском фронтах произведено 97 боевых вылетов. В боях за социалистическую Родину, как лучший воздушный воин, вырос с командира звена до отличного руководителя эскадрильи. Водит в бой группы от 6 до 20 самолетов. Боевые задания ведущим выполняет только отлично. Участник боев по освобождению Белгорода, городов Украины Богодухов, Ахтырка, Харьков, Сумы, Лебедин и других. В дни боев по форсированию нашими войсками реки Днепр, расширению плацдармов на Правобережье, в боях по освобождению столицы Украины города Киев проявил отвагу и умение при выполнении боевых заданий. Сквозь сплошной заградительный зенитно-пулеметный огонь, умело маневрируя, в лобовую отбивая яростные атаки истребителей противника, настойчиво прорывался с группами к цели и эффективно уничтожал танки, артиллерию, автомашины и живую силу противника. Участник боев по освобождению города Житомир. В боях под Корсунь-Шевченковским смело наносил бомбовые удары по посадочным площадкам для транспортных самолетов и аэродромам противника.
4 февраля 1944 года ведущим группы в 6 самолетов выполнял задание по уничтожению самолетов и живой силы противника на аэродроме Умань. При подходе к цели экипажи были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии и атакованы шестью истребителями противника типа ФВ-190. Благодаря умелому вождению группы, точно вывел ее на цель, произвел бомбовый и штурмовой удар и обеспечил организованное отражение атак вражеских истребителей воздушными стрелками. Ими было сбито 3 истребителя. На аэродроме группой было уничтожено 5 и повреждено 6 транспортных самолетов противника.
С 14 июня по 12 декабря 1942 года – участник Отечественной войны на Калининском фронте, где на самолете Ил-2 произвел 23 успешных боевых вылета. Участник операций по ликвидации Ржевской и Великолукской группировок противника.
4 июля 1942 года при выполнении боевого задания был атакован двумя истребителями противника типа Ме-109. В неравном бою был ранен. Предпочитая смерть фашистскому плену, продолжал вести воздушный бой, увлекая истребителей противника на свою территорию. Несмотря на нанесенные самолету повреждения, благополучно перетянул линию фронта и произвел посадку на своей территории.
15 октября 1942 года при выполнении боевого задания огнем зенитной артиллерии и истребителями противника его самолет был подбит. Были выведены из строя руль глубины и руль поворота, частично перебиты тяги управления. На плохо управляемом штурмовике тов. Герасимов продолжал выполнять задание, затем благополучно довел его до своего аэродрома и посадил.
Всего им за время участия на фронтах Отечественной войны уничтожено: танков – 30, автомашин – 45, зенитно-пулеметных точек – 12, минометных батарей – 7, орудий полевой артиллерии – 9, повозок – 62, бронетранспортеров – 4, живой силы – до 800 человек. Кроме того, на аэродромах противника сжег 3 самолета типа Ю-52.
За отличное выполнение боевых заданий и проявленные в боях мужество и отвагу награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Александра Невского.
За умелое вождение групп без потерь, за активное участие в боях по форсированию Днепра и ликвидации окруженной группировки противника в районе Корсунь-Шевченковский, за проявленные героизм и отвагу достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 809-го штурмового авиационного полка подполковник Московкин