Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Туманский Сергей Константинович

 
Туманский Сергей Константинович
21.05.1901 - 09.09.1973
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 12.07.1957 Медаль № 7837
Орден Ленина № 330617

    Памятники
  Надгробный памятник


Туманский Сергей Константинович – генеральный конструктор авиационных двигателей Опытно-конструкторского бюро №300 Министерства авиационной промышленности СССР, Московская область.

Родился 25 мая 1901 года в Минске в семье инженера. Русский. Учился в школе с техническим профилем.

С 1917 года служил в должности младшего моториста в минской авиагруппе, сформированной братом лётчиком А.К.Туманским. Группа была включена в эскадру «Гром», и Гражданскую войну Сергей Туманский прошёл в этой эскадре, выполняя работу моториста, пулемётчика и бомбардира. В одном из боевых вылетов на самолёте возник пожар. Сергею Туманскому пришлось вылезти на плоскость и, рискуя жизнью, гасить огонь. Самолёт благополучно вернулся на свой аэродром.

В 1921 году поступил в Петроградскую военно-техническую школу ВВС, после окончания которой служил техником в частях Красного Воздушного Флота.

В 1927 году поступил в Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. В академии он с большим трудолюбием постигал учебную программу, и не только обязательную, но и факультативную. Кроме того, он являлся активным членом научного общества, которое в академии имело большое влияние на формирование молодых инженеров. Одна из групп разрабатывала по конкурсу Осоавиахима авиационный двигатель ТУПФСЕН (Туманский, Пономарёв, Фёдоров, Сеничкин). Проект был признан лучшим, и всей группе присуждена денежная премия — первая награда за конструкторское творчество, которое для С. К.Туманского стало основным делом жизни.

Время окончания академии совпало с широким развертыванием работ в отечественном авиационном двигателестроении, и С.К.Туманский был направлен в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) на должность старшего инженера, где в 1931-38 годах занимался вопросами исследования и конструирования авиационных двигателей различных типов.

В 1938 году был выдвинут на руководящую должность - назначен Главным конструктором авиамоторного завода №29 в городе Запорожье. За 2 года (1938-40) под его руководством было завершено освоение 14-цилиндрового звездообразного мотора воздушного охлаждения М-87. Этот мотор широко применялся и успешно эксплуатировался на самолётах С.В. Ильюшина. В 1939 году на одном из этих самолётов лётчик-испытатель В.К. Коккинаки совершил беспосадочный перелёт протяженностью 8000 км из Москвы через Гренландию в Соединенные Штаты Америки.

В 1939 году под его руководством успешно прошёл государственные испытания более мощный и более высотный мотор М-88, который был силовой установкой на самолётах-бомбардировщиках Ил-4, прошедших всю войну.

В 1940-1941 годах - главный конструктор ЦИАМа, занимался изучением опасных резонансных крутильных колебаний на эксплуатационных режимах работы двигателей. С 1941 по февраль 1943 года - начальник моторного отделения института лётных исследований (ЛИИ). В годы войны коллектив, возглавляемый С.К. Туманским, совместно с коллективами других самолётостроительных заводов проводил доводочные испытания силовых установок для истребителей Ла-5, Як-3 и штурмовика Ил-2.

В феврале 1943 года основоположник отечественного авиадвигателестроения А.А.Микулин пригласил С.К.Туманского на создаваемый завод № 300, где он работал заместителем Главного конструктора, с января 1955 года - Главным, а с декабря 1956 года - Генеральным конструктором. 30 лет своей творческой жизни С.К.Туманский отдал предприятию, 18 из них он стоял во главе фирмы. Член ВКП(б)/КПСС с 1951 года.

При его активном непосредственном участии были созданы поршневые и турбореактивные двигатели АМ-39, АМ-39НФ2, АМТКРД-01, АМРД-02, АМ-3, АМ-5, РД-9Б. Доведён и внедрён в широкое производство ТРД Р11-300 (AM-11), проектирование и создание первых образцов которого велось (с мая 1953 по январь 1955) под руководством А.А.Микулина. Государственные 100-часовые стендовые испытания двигателя Р11-300 с форсажной камерой были успешно завершены в мае 1956 года. На двигателе применены шестиступенчатый осевой компрессор, трубчато-кольцевая камера сгорания, двухступенчатая турбина, форсажная камера с всережимным реактивным соплом. На нём впервые в практике отечественного авиадвигателестроения применён двухвальный сверхзвуковой компрессор, обеспечивающий в шести ступенях степень повышения давления воздуха 8,6, осуществлена конструкция двухвального ротора компрессора и турбины без выносных опор, разработаны основные принципы регулирования двухвальных ТРДФ при полётах на больших сверхзвуковых скоростях, применён воспламенитель с кислородной подпиткой.

ТРД Р11-300 и его многочисленные модификации предназначались для самолётов МиГ и Як. Одним из них был широко известный истребитель с треугольным крылом МиГ-21, вписавший яркую страницу в историю развития авиации.

При рекордно малом взлетном весе 7570 кг максимальная скорость МиГ-21 на высоте 12500 м составляла 2115 км/час. Такие отличные качества нельзя было получить без превосходного двигателя Р11-300 разработки С.К. Туманского. В октябре 1959 года на самолёте Е-66 с двигателем Р11Ф2-300 лётчик-испытатель Г.К. Мосолов установил абсолютный мировой рекорд скорости - 2388 км/ч. Он же в апреле 1961 года на самолёте Т-66 с двигателем Р11Ф2-300 и ускорителем У-2 установил абсолютный рекорд высоты - 34714 м. Всего на самолётах МиГ-21 было установлено 17 мировых мужских и женских рекордов.

Двигатель Р11-300 также устанавливался на самолёты-перехватчики Су-15 Главного конструктора П.О.Сухого и на ряд самолётов Генерального конструктора А.С.Яковлева: на всепогодный разведчик Як-25РВ, самолёт-перехватчик Як-28П и бомбардировщик Як-28Б. В июле 1959 года на самолете ЯК-25РВ с двумя двигателями Р11-300 лётчик-испытатель В.П.Смирнов установил мировые рекорды высоты с грузом 1000 кг - 20456 м и с грузом 2000 кг - 20174 м.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за большие успехи в создании авиационной техники Туманскому Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В июле 1958 года под руководством С.К.Туманского началось проектирование, а уже в ноябре 1960 года был закончен комплекс доводочных испытаний ТРД РУ19-300 и в феврале 1961 года двигатель успешно прошёл Государственные испытания. Этот компактный и очень надёжный турбореактивный двигатель был использован для учебно-тренировочных самолётов Як-30 и Як-32.

Когда после первых успехов в космосе Н.С.Хрущёв стал меньше уделять внимания авиации, С.К.Туманский принял решение освоить проектирование ЖРД. В ОКБ были созданы двигатели Р201-300 для ракеты "воздух-земля" и Р209-300 для ракеты-мишени главного конструктора А.Я.Березняка.

В 1962-1963 годах конструкторский отдел, занимавшийся ЖРД, начинал разработку жидкостных ракетных микродвигателей, предназначенных для ориентации и стабилизации космических аппаратов. Поскольку эта тематика считалась очень перспективной, С.К.Туманский добился организации специального ОКБ на правах филиала завода №300. Под его руководством были созданы первые микродвигатели Р210Д-300 и Р210Е-300 тягой 1,3 и 16,5 кгс, соответственно.

Широкий диапазон интересов и возможностей позволил коллективу завода № 300 под его руководством наряду с созданием двигателей заняться принципиально новым направлением - холодильной техникой. Конструкторами был предложен новый термодинамический цикл (за рубежом он известен как "русский цикл"). Используя высокий к.п.д. осевого компрессора и воздушной турбины, удалось создать оригинальную воздушную холодильную машину ТХМ-300, в которой достигался уровень температур ниже -80 °С. Коллектив создателей этой машины был выделен в отдельную организацию.

Ещё одно нетрадиционное направление в деятельности С.К.Туманского - руководство в 1960-х годах работами, связанными с созданием ядерной энергетической установки ТУ-5 ("Тополь", впоследствии "Топаз") с электрической мощностью 5 кВт. Коллектив её разработчиков также выделился в отдельное ОКБ.

В 50-х-60-х годах в ЛИИ приступили к созданию экспериментальных и опытных самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП), и конструкторами был создан "турболёт". С.К.Туманский предложил установить на него модифицированный двигатель АМ-5.

В 1962 году главный конструктор А.С. Яковлев предложил С.К. Туманскому и его КБ-300 разработать необходимый ему ТРД для самолёта вертикального взлёта. Туманский предложил паллиативное решение: переделать в двигатель для СВВП одну из модификаций двигателя Р11-300. В процессе переделки был создан ТРД Р27-300. Он был установлен на самолёт Як-36. В июле 1967года на авиационном параде в Домодедово СВВП Як-36 продемонстрировал способность вертикально взлетать и садиться, что в то время воспринималось, как чудо.

Возникла идея применить этот самолёт на советском авианосце. Был построен крейсер "Киев" и новый СВВП Як-36М с более мощным подъёмно-маршевым двигателем Р27В-300 и двумя подъёмными двигателями РД-36-35ФВ, созданными С.К.Туманским и его ОКБ за 2 года. 25 февраля 1972 года лётчик-испытатель М.С.Дексбах на опытном Як-36М впервые совершил полёт "по полному профилю": вертикальный старт, горизонтальный полёт и вертикальная посадка. 18 ноября 1972 года он же произвёл первую посадку на корабль, а 22 ноября слетал на "полный профиль" с палубы. Этот день явился днём рождения палубной авиации.

Помимо конструкторской деятельности проводил фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, много внимания уделял изучению оптимальных способов регулирования компрессоров, форсажной камеры и реактивного сопла. Значительные работы проводились по устранению опасных вибраций лопаток компрессоров и турбин и по внедрению оригинальных конструктивных элементов для борьбы с этим явлением, которое доставляло немало хлопот в эксплуатации и снижало надёжность реактивных двигателей.

Много лет читал лекции и руководил дипломным проектированием на моторном факультете МАИ. Он воспитал целую плеяду научных работников, конструкторов, инженеров и других специалистов. С 1968 года – академик АН СССР, совмещал руководство конструкторским бюро с работой в институте Академии наук СССР.

Жил в Москве. Умер 9 сентября 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя С.К.Туманского присвоено Московскому авиационному моторостроительному техникуму (ныне Московский колледж авиационного моторостроения).

Награждён 4 орденами Ленина (02.07.1945; 24.01.1947; 12.07.1957; 27.05.1961), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Красной Звезды (28.10.1967), медалями. Лауреат Ленинской премии (1957) и Государственной премии СССР (1945).

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)