Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Хачатуров Константин Рубенович

 
Хачатуров Константин Рубенович
03.07.1917 - 27.06.1988
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 11.10.1974 Медаль № 13161
Орден Ленина № 422464

    Памятники
  Надгробный памятник


Хачатуров Константин Рубенович – главный конструктор Тушинского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» Московского моторостроительного завода «Красный Октябрь» Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 3 июля 1917 года в город Тифлис Тифлисской губернии (ныне Тбилиси, Грузия) в семье торговца. Армянин. Окончил русскую школу.

В 1935-40 годах учился на факультете «Двигатели летательных аппаратов» в Московском авиационном институте (МАИ). С 1939 года работал в конструкторском бюро авиадвигателей жидкостного охлаждения, руководимом В.Я.Климовым.

С осени 1941 года, после начала войны КБ, возглавляемое В.Я.Климовым, было эвакуировано в Уфу. В КБ и на авиамоторном заводе (авиазавод № 26) энергично шли работы по модернизации серийных двигателей. Работая в КБ, участвовал в создании семейства «сотых» двигателей, которые в течение 10 лет были основными двигателями нашей фронтовой авиации. За годы войны завод выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков Як, Ла, Пе. На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А был самым быстрым истребителем Второй мировой войны. В конце войны участвовал в выпуске двигателя ВК-108, с которым на самолёте конструкции А.С.Яковлева удалось достигнуть скорости 745 км/ч. Это было высшее достижение для самолётов с поршневым двигателем.

Ещё во время войны начал заниматься разработками газотурбинных, дизельных и реактивных двигателей. После войны пришло время реактивной авиации. В 1947-48 годах работал конструктором в ОКБ-2  при заводе № 36 в Рыбинске, куда привезли из Великобритании авиадвигатели ТРД «Дервент V». На основе них конструкторы создали свой ТРД-7Б, что послужило поводом не покупать английскую лицензию. Вскоре тема была закрыта, и ОКБ расформировано.

Несколько лет проработал в КБ двигателестроения при Пермском моторном заводе.

Но вскоре ОКБ-2 было воссоздано, и Хачатуров вернулся к реактивным двигателям. Воссозданное ОКБ стало специализироваться на создании межконтинентальных баллистических ракет, использовавших прямоточные воздушно-реактивные двигатели. Участвовал в создании двигателей к ракетам КМ (В-751), В-755, 17Д (В-757). На последней был применён вариант ракеты с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем, работавшим на твёрдом топливе, для зенитных ракет в то время ещё не применявшимся. Первые пуски В-757 были произведены в 1960 году, и ракета стала основой ЗРК «Круг».

В 1962 году ОКБ-2 приступило к созданию ракеты 22Д (В-758). В 1964-1966 годах занимал должность заместителя главного конструктора ОКБ-2. Ракета 22Д стала основой ЗРК С-75.

В 1966 году ему поступило предложение от директора авиамоторостроительного завода «Красный Октябрь» В.В.Чернышёва «вернуться в авиацию» и возглавить Тушинское машиностроительное конструкторское бюро (ТМКБ) «Союз» (до 1966 года ОКБ-500). В нём производилась доводка двигателей С.К.Туманского – Н.Г.Мецхваришвили.

Возглавил конструкторское бюро и взялся за отработку и внедрение в серию нового детища Туманского - двухвального одноконтурного ТРД с воздушным охлаждением турбины, отличавшегося высоким весовым совершенством. Результатом этой работы было создание целой серии отечественных реактивных двигателей 3-го поколения.

Квазипрямоточный ТРДФ Р15Ф-300 К.Р.Хачатурова имел вырожденный 5 ступенчатый компрессор со степенью повышения давления всего 4,75. На высотах более 20 км и высоких скоростях на форсаже он развивал фантастическую тягу. За ним последовали двигатели Р27-300 и Р29-300. Двигатель Р27-300 с форсажной тягой 10,2 т устанавливался на учебно-боевом двухместном истребителе МиГ-23УБ, а двигатель Р29-300 с тягой 12,5 т - на всемирно известном фронтовом истребителе-перехватчике МиГ-23.

В начале семидесятых двигатели Туманского - Хачатурова успешно прошли госиспытания, были внедрены в производство на ММЗ «Красный Октябрь» и выпускались серийно до 1985 года.

С 1973 по 1976 год завод «Красный Октябрь» освоил и выпускал разработанный К.Р.Хачатуровым двигатель Р22Б-300 для одноместного истребителя-бомбардировщика МиГ-27. Двигатели Р29-300 и Р29Б-300 устанавливались на самолётах с крылом изменяемой в полёте стреловидности генерального конструктора Р.А.Белякова. Выпускался вариант Р29БС-300 для бомбардировщика Су-22.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 11 октября 1974 года за большие успехи в создании авиационной техники Хачатурову Константину Рубеновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

До 1982 года руководил ТМКБ «Союз» и создал около 20 модификаций форсированных турбореактивных двигателей, в том числе и Р35 - самый высокотемпературный ТРДФ в мире. В 1982 году защитил докторскую диссертацию.

С 1982 года - главный конструктор по перспективным разработкам ОАО «А. Люлька-Сатурн». Занимался разработкой и доводкой двигателя АЛ-31Ф, который после государственных испытаний устанавливался на истребитель Су-27 и его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.
 
Жил в Москве. Умер 27 июня 1988 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (26.04.1971, 11.10.1974), орденом «Знак Почёта» (12.07.1957), медалями. Лауреат Ленинской премии (1988).

 

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)