Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-испытатели
Мельник Николай Николаевич

Мельник Николай Николаевич

17.12.1953 - 26.07.2013

Герой Советского Союза

Даты указов

06.10.1987

Медаль № 11561

Мельник Николай Николаевич – лётчик-испытатель Феодосийского филиала ОКБ имени Н.И.Камова.

Родился 17 декабря 1953 года селе Ставище ныне посёлок Киевской области (Украина). Украинец. В 1971 году окончил 10 классов школы. Работал на Ставищенском узле связи, инструктором по спорту добровольного спортивного общества «Колос», бетонщиком треста «Запорожгражданстрой» в городе Запорожье. В 1972-1974 годах проходил службу в армии.

В 1977 году окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации. До 1982 года работал вторым пилотом самолёта Ан-2 (в Полтавском объединённом авиаотряде) и командиром вертолёта Ка-26 (в Херсонском объединённом авиаотряде). В 1984 году окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей.

С октября 1984 года – лётчик-испытатель Феодосийского филиала ОКБ имени Н.И.Камова. Участвовал в испытаниях вертолётов Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-31 и их модификаций.

Отличился при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Пробыл в зоне аварии с 30 мая по 25 июня 1986 года, выполнил 46 полётов на вертолёте Ка-27Е общей продолжительностью 52 часа. Установил в районе аварийного блока несколько датчиков, в том числе в жерло вентиляционной трубы. Во время полётов получил дозу облучения 160 бэр (или 1,6 зиверта). 19 июня 1986 года осуществил сложнейшую операцию по установке специального датчика длиной 18 метров в активную зону реактора.

За мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1987 года Мельнику Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

До 1992 года продолжал работать лётчиком-испытателем в Феодосийском филиале ОКБ имени Н.И.Камова (с 1988 года был старшим лётчиком-испытателем Филиала).

Затем жил в городе Киев (Украина). В 1995 году был приглашён на работу в качестве проводника вертолётов в Испанию, закупившую несколько вертолётов Ка-32, и переехал в город Аликанте. Работал пилотом-инструктором в аэроклубе. Умер 26 июля 2013 года. Похоронен в Аликанте.

Лётчик-испытатель 1-го класса (1987). Награждён орденом Ленина (06.10.1987). В 1990 году был удостоен премии Международной вертолётной ассоциации «Слава совершенству» в номинации «Премия имени Игоря Сикорского за гуманитарные услуги».

В посёлке Ставище Киевской области, возле школы №1, где учился Герой, ему установлен памятный знак.


26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, сопровождавшаяся выбросом большого количества радиоактивных веществ в окружающую среду. Когда потребовалось провести мониторинг состояния разрушенного реактора четвёртого энергоблока АЭС, засыпанного к тому времени специальным веществом, был разработан многоярусный измеритель, который представлял собой стальную трубу длиной 18 метров и диаметром 10 сантиметров с помещёнными внутрь датчиками. Это устройство, как и операция по его установке, получило название «Игла». Вертолет Ка-27Е должен был зависнуть над кратером реактора, а затем труба, подобно гигантской игле, должна стремительно лететь вниз, вонзиться во чрево реактора. При этом она должна была уйти в глубь на 10 метров, а оставшаяся часть торчать над поверхностью. Трос от трубы следовало сбросить у третьего блока, там его должны были подобрать и подключить к измерительной аппаратуре. Для проведения операции был задействован прибывший из Феодосийского филиала ОКБ имени Н.И.Камова вертолёт Ка-27Е (борт №910).

Из-за высокого уровня радиоактивного излучения задание было очень опасным. После нескольких тренировок операцию осуществили 19 июня 1986 года. Машину пилотировал лётчик-испытатель Н.Н.Мельник, в экипаж также входили штурман-испытатель В.М.Ткаченко, ведущий инженер Ю.Н.Кулыков, бортоператор О.А.Азаров. Как вспоминал один из руководителей операции П.М.Надзенюк, события развивались следующим образом:

«Мы вылетели в район АЭС тремя вертолётами. Машина, которую вёл лётчик Н.Н.Мельник, несла фал с «Иглой». В нашу задачу входила корректировка положения его вертолёта во время заключительной фазы операции. До реактора мы вели вертолёты со скоростью 50 км/ч. В 8 часов 40 минут расположились в расчётной зоне. Н.Н.Мельник выполнил зависание над выбранной во время тренировок первой точкой и тут же начал снижение. Однако «Игла» не вошла, так как не смогла пробить корку, застывшую над реактором. Вторая попытка тоже была безуспешной. Счастливым оказался третий заход: на наших глазах «Игла» вошла на две трети своей длины. Затем было отключено устройство, которым фал крепился к вертолёту, и 200-метровый кабель упал на землю».

Описание подвига Героя – из «Википедии».

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Личное дело