Герой Социалистического Труда
Строители
Гогичашвили Тенгиз Андреевич

Гогичашвили Тенгиз Андреевич

13.03.1929 - 21.09.1993

Герой Социалистического Труда

Даты указов

07.05.1971

Медаль № 15503

Орден Ленина № 407198

Гогичашвили Тенгиз Андреевич – начальник управления строительства № 99 Министерства транспортного строительства СССР, Гурьевская область Казахской ССР.

Родился 13 марта 1929 года в городе Гори Грузинской ССР в семье служащего. Грузин. Окончил 10 классов.

В 1947-52 годах учился в Тбилисском институте инженеров железнодорожного транспорта имени В.И.Ленина, после окончания которого приехал в город Николаев работать в Мостопоезд № 444 по приглашению его директора, своего земляка Л.Г.Карели. Сначала работал строймонтёром, затем бригадиром и прорабом. Участвовал в строительстве ряда объектов в Николаеве, а также в подготовке строительства разводного Варваровского моста через реку Ингул. Член КПСС с 1955 года.

29 ноября 1956 года на базе Мостоотряда № 5 Мостостроя № 3 был сформирован Мостопоезд № 470 с базированием в селе Трихаты Варваровского района Николаевской области. В начале следующего, 1957 года, Т.А.Гогичашвили был назначен главным инженером Мостопоезда № 470.

В 1958 году Мостопоезд-470 был передислоцирован в город Камень-на-Оби Алтайского края, где приступил к строительству 957-метрового металлического моста через реку Обь на участке железной дороги Камень - Алтайская. Здесь инженером Т.А.Гогичашвили была удачно освоена передовая технология сооружения моста на сваях-оболочках.

Проектом железнодорожного моста через Обь было предусмотрено сооружение опор эстакадной части из сборных железобетонных оболочек диаметром 3,6 м со стенками толщиной 15 см, заполняемых на высоту 3-5 м тощим бетоном. С целью экономии металла и снижения стоимости строительства Т.А.Гогичашвили разработал способ сооружения опор на месте возведения из оболочек, бетонируемых в подвижной металлической опалубке, рассчитанной на многократное использование. В практике мостостроения такая опалубка применялась чрезвычайно редко, хотя её использование для изготовления оболочек и массивных опускных колодцев на месте их сооружения при чередовании бетонирования и погружения было экономично и технически целесообразно.

Одновременно со строительством моста коллектив Мостопоезда-470 и его главный инженер Т.А.Гогичашвили участвовали в строительстве железнодорожной магистрали Барнаул — Локоть — Усть-Каменогорск.

Большие организаторские способности и высокая техническая зрелость Т.А.Гогичашвили позволили выдвинуть его на руководящую работу. В 1962 году он был назначен начальником Мостопоезда № 470. 

В 1963 году Мостопоезд-470 передислоцировался на станцию Тальжино Западно-Сибирской железной дороги. Здесь началось строительство железнодорожных мостов на участках Артышта – Подотас и Карасук – Камень. Т.А.Гогичайшвили и его коллектив начали возведение большого металлического моста через реку Томь. 

В конце 1963 года Т.А.Гогичашвили получил новое назначение. С целью строительства железных дорог в Западном Казахстане, в Гурьевской и Мангышлакской областях  — регионе богатом месторождениями нефти, газа, урана и других ресурсов, было создано Управление строительства № 99 с базированием в городе Гурьев (ныне Атырау), на должность главного инженера которого был назначен Т.А.Гогичашвили.

Особенно ярко проявились деловые качества Т.А.Гогичашвили во время строительства железнодорожной линии Макат — Шевченко (Актау), необходимой быстро растущему городу и особенно строящемуся в нём ядерному производству - Прикаспийскому горно-металлургическому комбинату. Он принимал непосредственное участие в решении сложных организационных и технических вопросов и тем самым обеспечил систематическое выполнение производственного плана в целом по комплексу всеми подразделениями, включая субподрядные организации.

Предприятием «УС-99» с весомым участием Т.А.Гогичашвили в Западном Казахстане было построено 2 автодорожных моста через реку Урал, 3187 километров железнодорожных путей, 115 комплексов железнодорожных станций и вокзалов, 460 штук искусственных сооружений, более миллиона квадратных метров жилья, школы, больницы, детские сады, торговые центры, офисные и административные здания. За выполнение этих экономически важных для страны проектов организация «УС-99» была награждена Орденом Октябрьской Революции.

Трудящиеся Макатского района Гурьевской области неоднократно избирали Т.А.Гогичашвили депутатом райсовета, членом пленума и бюро районного комитета Компартии Казахстана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года за большие успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по транспортному строительству, Гогичашвили Тенгизу Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1972 года — начальник Главжелдорстроя Казахстана и Средней Азии Министерства транспортного строительства СССР.

В 1981 году Т.А.Гогичашвили перевели в Москву на должность заместителя министра транспортного строительства СССР.

С 1991 года – пенсии. Жил в Москве. Умер 21 сентября 1993 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (11.08.1967; 07.05.1971), орденом «Знак Почёта» (14.08.1962), медалями, в том числе медалью «За строительство БАМа». Заслуженный строитель Казахской ССР (1972), Заслуженный строитель РСФСР (1979), Почётный транспортный строитель СССР. Лауреат премии Совета Министров СССР.

 


 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)