Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Рыжих Михаил Иванович

 
Рыжих Михаил Иванович
21.11.1910 - 23.02.1982
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 26.07.1966 Медаль № 14650
Орден Ленина № 347648

    Памятники
  Надгробный памятник


Рыжих Михаил Иванович – директор Московского машиностроительного завода имени М.В.Хруничева Министерства общего машиностроения СССР.

Родился 21 ноября 1910 года в городе Харьков в семье служащего. Русский. С 1926 года работал на харьковском заводе «Серп и молот» кладовщиком-грузчиком, сверловщиком.

В 1931-35 годах учился в Харьковском авиационном институте (ХАИ). По окончании вуза трудился мастером, начальником инструментального цеха харьковского завода № 135 авиационной промышленности.

С 1942 года – в эвакуации в городе Казань на заводе № 23: начальник цеха № 8 (1942-1951); начальник отдела механизации и организации производства (ОМО), заместитель начальника производства, главный механик завода, заместитель Главного инженера завода (1951-61).

В военные годы завод сначала выпускал самолёты Ил-4 – основу советской дальней авиации, а затем скоростные бомбардировщики Ту-2. В послевоенное время под руководством Генерального конструктора В.М.Мясищева разрабатывались и выпускались реактивные стратегические бомбардировщики М-4, 3М, М-50.

С 1961 по 1975 год – директор Московского машиностроительного завода имени М.В.Хруничева.

При нём выпущены: газотурбинные скоростные вертолёты – Ми-6, Ми-8, межконтинентальные баллистические ракеты – УР-100К, УР-100КНУ, УР-200, УР-500, ракеты-носители «Протон-2», «Протон-3», «Протон-4», семейство пилотируемых станций «Салют», межпланетные автоматические станции «Луна-1 –24», «Венера-1 –9», «Марс-2 –7».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении плана 1959-1965 годов и создание новой техники Рыжих Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1975 года – на пенсии. Жил в Москве. Умер 23 февраля 1982 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (16.09.1945, 26.07.1966, 09.11.1970, 1973), орденами Октябрьской Революции (15.01.1976), «Знак Почёта» (12.07.1957), медалями. 
 

Михаил Иванович Рыжих родился 21 ноября 1910 года в крупном промышленном центре Украины – городе Харькове. Первые детские и юношеские годы были довольно трудными. Окончив школу в 1926 году, он, помогая семье, работал кладовщиком, грузчиком, сверловщиком на харьковском заводе «Серп и молот».

В 1931 году Рыжих поступил в Харьковский авиационный институт и окончил его в 1936 году. После защиты дипломного проекта его распределили на завод № 135 авиационной промышленности (город Харьков), где он сначала работал мастером, затем старшим мастером. А в 1938 году, благодаря технической грамотности и организаторским способностям М.И.Рыжих, его назначили начальником цеха.

С началом войны в 1941 году завод был эвакуирован в город Пермь. 17 декабря 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение об организации завода № 23 на территории эвакуированного в Казань завода № 22. В осуществление данного решения правительство решило расформировать эвакуированные вглубь страны авиационные заводы – Харьковский № 135, Бакинский № 458, Кимрский № 30, Запорожский (по производству шасси) – и передать вновь организуемому заводу рабочих, инженерно-технических работников, оборудование и материалы.

Среди специалистов Харьковского завода, прибывших на завод № 23 в 1942 году, был и М.И.Рыжих. Его назначили начальником инструментального цеха № 8. Все цехи и службы завода работали под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». Завод начал выпускать самолёты Ил-4 конструктора С.В.Ильюшина.

С середины 1942 года заводу было поручено освоение опытного и серийного производства скоростных бомбардировщиков Ту-2. Над этим важным и сверхсекретным заданием напряжённо трудился весь коллектив завода. Изделие Ту-2 выпускалось все военные годы. Как начальник цеха, М.И.Рыжих не только руководил производством, но и проявлял живое участие в жизни коллектива: заботился об улучшении бытовых условий рабочих, интересовался делами молодёжи.

16 сентября 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников завода № 23 Наркомата авиационной промышленности «За образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолётов». Семь человек, среди которых и М.И.Рыжих, были награждены орденами Ленина.

В 1951 году М.И.Рыжих назначили сначала начальником ОМО (отдел механизации и организации производства), затем заместителем начальника производства и главным механиком завода. Это было время создания на территории завода ОКБ-23 под руководством Генерального конструктора В.М.Мясищева для разработки и выпуска реактивных стратегических бомбардировщиков М-4, 3М, М-50. Самолёты Мясищева по конструктивно-технологическим решениям заметно отличались от ранее выпускаемых самолётов новизной и техническим совершенством. Создать их в короткие сроки позволил высокий технический уровень руководителей, конструкторов, технологов, мастеров и рабочих. У М.И.Рыжих выработалась привычка каждую неделю обходить цехи, беседуя с инженерами и рабочими. Это способствовало знанию проблем производства и более быстрому решению вопросов.

За успешное выполнение заданий правительства по выпуску авиационной техники завод № 23 12 июля 1957 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Заместитель начальника производства М.И.Рыжих был награждён орденом «Знак Почёта».

В 1961 году М.И.Рыжих был назначен директором завода имени М.В.Хруничева (ЗиХ). Перед ним встала задача превращения авиационного завода в современное ракетно-космическое предприятие. Отличное знание производства, видение перспективы позволили ему определить главные направления своей деятельности. Был построен и введён в эксплуатацию корпус для выпуска боевых ракет УР-100 (цех № 7), создан цех № 3 для изготовления баков ракеты, модернизированы цехи № 5, 21, 22, 73, 75 и другие. Вновь созданы отдел и лаборатория сварки, контрольно-испытательная станция (КИС – цех № 24), отделы испытаний, неметаллов и защитных покрытий, научной организации труда. На Байконуре создана служба по отработке и подготовке к пуску изделий космической тематики. В 1966 году вступил в строй инженерный корпус, а в 1972 году – корпус, где разместился информационно-вычислительный центр.

М.И.Рыжих понимал, что только постоянный рост знаний конструкторов, технологов, инженеров может обеспечить создание ракетно-космической техники мирового уровня. Поэтому при нём открыл свои двери филиал МАТИ. М.И.Рыжих всегда сам был председателем аттестационной комиссии при защите дипломов у своих выпускников. Также с его подачи на факультете повышения квалификации МВТУ им. Баумана готовили специалистов по Системам управления ракетами.

Итогом большой работы многотысячного коллектива завода под руководством М.И.Рыжих стало изготовление и затем запуск первой ракеты УР-200 в 1963 году, разработка и изготовление МБР УР-100, которая была принята на вооружение, создание многотонной ракеты УР-500 («Протон») в 1965 году.

Первой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР), которая изготавливалась на заводе имени М.В.Хруничева, стала УР-200. Она предназначалась как для вооружения ракетных войск, так и для выведения на орбиту элементов противоракетной обороны (ПРО).

В сборку первых изделий были вовлечены многие организации и институты страны. Сроки изготовления этих ракет были настолько напряжёнными, что М.И.Рыжих проводил оперативки дважды в сутки и лично наблюдал за производственным процессом.

Через три года после начала разработки изделия с полигона Байконур состоялся первый запуск УР-200. Эксплуатация УР-200 осуществлялась с открытых стартов. В период с 1963 по 1964 годы было произведено 9 успешных пусков ракеты, подтвердивших заданные характеристики.

Дальнейшие работы над этой ракетой были прекращены в связи с созданием ракетных комплексов второго поколения – УР-100, которые с малогабаритными ракетами должны были обеспечить стратегический паритет с США. Первоначально ракета УР-100 предназначалась для использования в качестве МБР наземного базирования и баллистической ракеты подводных лодок. В дальнейшем разрабатывался только вариант МБР наземного шахтного базирования и его модификации.

Всего за два года ОКБ и завод имени М.В.Хруничева в кооперации со смежниками создали принципиально новую ракету и стартовый комплекс. И опять коллектив ЗиХа под руководством директора М.И.Рыжих трудился круглосуточно, чтобы уложиться в намеченные сроки. 19 апреля 1965 года состоялся первый пуск. B течение 1965–1967 годов по программе лётно-конструкторских испытаний было осуществлено 70 пусков. Ракетный комплекс УР-l00 был принят на вооружение.

За выдающиеся заслуги в создании новой техники 26 июля 1966 года Михаилу Ивановичу Рыжих было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С именем М.И.Рыжих связаны и полёты опытных АМС «Зонд-1, 2, 3» в 1964-1965 годах, и старты «Зондов -5, 6, 7, 8» в 1965-1970 годах с возвращением их на Землю после облёта Луны. 9 ноября 1970 года за создание и запуск межпланетной автоматической станции «Луна-16» М.И.Рыжих был награждён орденом Ленина.

9 февраля 1967 года, в целях выполнения заданий ЦК КПСС и Совета Министров СССР, на предприятии началась сложная работа по подготовке производства к изготовлению станции «Алмаз», состоящей из трёх совершенно новых изделий, разработанных специалистами ОКБ-52 под руководством конструктора В.Н.Челомея. Это орбитальная пилотируемая станция (ОПС), транспортный корабль снабжения (ТКС) и возвращаемый аппарат (ВА).

Во время работы над выполнением этого задания 16 февраля 1970 года приказом Министерства общего машиностроения коллективу предприятия совместно с ЦКБЭМ (город Королёв) предписывалось создать первую в мире долговременную пилотируемую орбитальную станцию (ДОС) «Салют». Надо было обогнать американцев, которые готовили космическую станцию «Скайлэб». М.И.Рыжих вместе с руководством завода круглосуточно занимался этой тематикой. Уже 1 сентября 1970 года корпус станции поступил в сборочный цех. В феврале 1971 года первая в мире орбитальная станция «Салют» была выведена ракетой-носителем «Протон» на околоземную орбиту.

Первый пуск ОПС «Алмаз» состоялся 3 апреля 1973 года. РН «Протон» в космос выведены аппараты для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея, спутники связи «Экран», «Радуга», «Горизонт» и многие другие. Наиболее отличившихся работников при создании и запуске автоматической космической станции «Луна-16» наградили орденами и медалями. М.И.Рыжих был вручён третий орден Ленина.

При М.И.Рыжих завод стал одним из лидеров в отрасли. Высочайшая культура производства машиностроительного завода имени М.В.Хруничева стала примером другим предприятиям.

Рыжих был всегда доступен для сотрудников, сочетал высокую требовательность к подчинённым с большой заботой об исполнителях, которых он справедливо считал основой всех успехов.

Большое внимание М.И.Рыжих уделял социально-бытовым вопросам. Для работников завода строились жилые дома, выделялись садовые участки, была построена поликлиника.

Он неоднократно избирался членом парткома завода, депутатом Московского городского совета депутатов трудящихся, дважды – делегатом съездов КПСС.

Многолетняя огромная нагрузка, тяжелейшая ноша директора сказались на здоровье М.И.Рыжих, и в начале 1975 года он ушёл на заслуженный отдых.

В сегодняшнем мировом признании успехов ГКНПЦ имени М.В.Хруничева заложен огромный созидательный труд М.И.Рыжих и всех тех, кто стоял вместе с ним у истоков создания на предприятии ракетно-космического производства.

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)