Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Житков Анатолий Анатольевич

 
Житков Анатолий Анатольевич
10.04.1913 - 09.11.1997
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 31.03.1981

    Памятники
  Надгробный памятник


Житков Анатолий Анатольевич - генеральный директор Волжского объединения по производству легковых автомобилей, Куйбышевская область.

Родился 10 апреля 1913 года в Москве. Русский. Окончил 10 классов.

Трудовую деятельность начал в 1930 году электромонтёром на московском электромоторном заводе (МЭМЗ), где вскоре стал мастером смены.

С 1933 по 1936 годы работал инженером научно-исследовательского института связи и светотехники гражданского воздушного флота в городе Тушино Московской области (ныне в черте Москвы).

В 1937 году окончил Московский энергетический институт. С 1937 года начал работать на Московском автомобильном заводе (ЗИС), где возглавлял лабораторию экспериментального цеха управления главного конструктора.

В 1941 году добровольцем ушёл на фронт и был зачислен слесарем роты технического обслуживания 121-й отдельной танковой бригады. Воевал на Южном, Сталинградском, Донском фронтах. Участвовал в Ворошиловградской операции, оборонительных боях на Дону и Чире, Сталинградской битве.

Весной 1943 года командир взвода А.А.Житков был, как специалист, отозван из действующей армии для восстановления и укрепления промышленности и направлен на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) для восстановления и укрепления производства. Работал заместителем главного технолога завода.

В 1945 году А.А.Житкова включили в состав правительственной комиссии по приёмке оборудования из Соединенных Штатов Америки. Затем в 1949 году он перешёл в Министерство автотракторной промышленности, с 1954 года возглавлял транспортный отдел Владимирского совнархоза. В 1960-65 годах работал в Швеции советником посольства по науке и технике.

В 1965 году А.А.Житков был назначен начальником главного управления по производству автомобильного и тракторного электрооборудования и приборов – «Глававтоэлектроприбора» Министерства автомобильной промышленности.

На Волжском автомобильном заводе А.А.Житков с момента начала его строительства — с 1966 года – заместитель директора завода по производству. Провёл несколько месяцев на заводе «Фиат» в Турине (Италия), вёл переговоры с итальянцами по проекту, работал со смежниками, отбирал комплектующие, организовывал приёмку оборудования. Затем участвовал в руководстве строительством завода в Тольятти.

В 1971 году А.А.Житков стал директором по производству, в 1972 году — главным инженером-техническим директором. Избирался делегатом ХХV и XXVI съездов КПСС.

В 1975 году А.А.Житков назначен генеральным директором ВАЗа.

Фактически, в годы руководства А.А.Житкова произошло становление волжского автогиганта, был осуществлён переход от простого копирования фиатовских моделей к собственному конструкторскому проектированию.

Несмотря на последовавшее в эти годы значительное сокращение капиталовложений в развитие автомобильной промышленности, перед ВАЗом стояла задача перехода от выкупленных у итальянцев лицензионных "копейки" и "ВАЗ-2103" к собственным усовершенствованным моделям. Результатом этой работы стала разработка поставленных на поток именно при Житкове моделей "ВАЗ-2105", "ВАЗ-2107". В эти же годы начался выпуск самого популярного вазовского автомобиля "ВАЗ-2106". В скором времени "шестёрке" была присвоена высшая категория качества. Почти 25 лет она являлась наиболее "кассовой" моделью Волжского автозавода.

Именно при Житкове началась разработка полноприводной «Нивы», которая стала самым популярным вазовским автомобилем за границами СССР, а также был разработан проект «Самара» (производство переднеприводных ВАЗ-2108, 2109).

При Житкове ВАЗ не только занимался развитием модельного ряда. В производстве стартёров и генераторов были созданы стартёры для КАМАЗа, усовершенствована робототехника, разработаны новые виды двигателей. ВАЗ впервые представил собственный образец роторно-поршневого двигателя.

Кроме производственных успехов «Волжский автомобильный завод» «эпохи» Житкова достиг ряд высот в социальной сфере. При нём были построены профилакторий «Прилесье», детские пионерские лагеря «Алые паруса» и «Звёздочка», а также существенно расширен жилой фонд для работников завода.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1981 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, и проявленную трудовую доблесть Житкову Анатолию Анатольевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1982 году А.А.Житков вышел на пенсию. Жил в Москве. Умер 9 ноября 1997 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Награждён 3 орденами Ленина, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

 

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)