Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кошелев Юрий Анатольевич

 
Кошелев Юрий Анатольевич
04.04.1927 - 11.12.2017
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 30.04.1976 Медаль № 17831
Орден Ленина № 424906


Кошелев Юрий Анатольевич – начальник Управления строительства Московского метрополитена Министерства транспортного строительства СССР.

Родился 4 апреля 1927 года в городе Рязань Рязанской губернии (ныне – области). В 1946 году окончил с отличием рязанский железнодорожный техникум и поступил учиться в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет «Мосты и тоннели». Активно занимался общественной работой.

После окончания института в 1951 году был направлен на остров Сахалин на строительство тоннеля под проливом Невельского (стройка Министерства путей сообщения СССР №6), который должен был связать Сахалин с материком. На этом строительстве, на мысе Лазарева, Ю.А. Кошелева назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад.

Им было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А после этого предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Работы велись под руководством заместителя начальника стройки И.А. Яцкова. Проходку первой шахты закончили в феврале 1953 года. А в марте умер Сталин, который был инициатором этой стройки, и строительство тоннельного перехода на Сахалин было прекращено.

В октябре 1953 года Ю.А. Кошелев, по приглашению И.А. Яцкова, был принят в производственный отдел Управления московского Метростроя на должность старшего инженера. Вскоре его перевели в заместители начальника отдела. Но всё равно в Управлении он задержался лишь на пару лет. В 1957 году И.А. Яцков посчитал за лучшее пригласить его главным инженером в СМУ-1 (переименованного затем в ТО-6). И там они вместе проработали целых девять лет.

В те годы он руководил строительством «Фрунзенской», радиальной «Таганской», правобережного вестибюля «Ленинских гор», многих других интересных сооружений, которые, возможно, не так уж бросаются в глаза, но имеют очень большое значение. Например, крайне нелёгкой была проходка тоннелей между станциями «Ленинские горы» и «Университет», из-за особо сложных грунтовых условий работать приходилось в кессоне. И тогда практически ежедневно бывал он под сжатым воздухом.

Именно личный опыт и заставил Ю.А. Кошелева совместно со специалистами Метрогипротранса заняться поисками такого технического решения, которое бы полностью исключило кессон. Выход был найден – это так называемый метод проходки в обводнённых неустойчивых грунтах с принудительным водопонижением. Работа получила большое признание, в том числе и за рубежом.

В 1966 году Ю.А. Кошелева перевели в начальники СМУ-6, с год он проработал там, а в 1967 году был назначен главным инженером Главтоннельметростроя. Пять лет им – главным инженером Главтоннельметростроя – определялась техническая политика строительства тоннелей.

С 1972 года, после кончины В.Д. Полежаева, по 1976 год – начальник московского Метростроя.

Под его руководством и при его личном участии решены многие проблемные вопросы метростроения: созданы щитовые механизированные комплексы для строительства перегонных тоннелей; разработаны и внедрены в практику конструкции односводчатых станций глубокого и мелкого заложения, технологии сооружения цельносекционной обделки перегонных тоннелей открытым способом и строительства тоннелей с монолитно-прессованной обделкой.

Когда надо было проходить перегонные тоннели Краснопресненского радиуса под Москвой-рекой, на расстоянии всего лишь трёх метров от её дна, предлагалось даже приостановить на этом участке судоходство. Все терялись в догадках, как осуществить эту опасную затею. Ю.А. Кошелев нашёл своё решение проблемы, вновь призвал учёных, и все завершилось виртуозной победой разума и рук.

По дну реки вырыли мощные траншеи, в них уложили трубы, засыпали песком и по трубам пустили хладоноситель, который образовал защитный экран из замороженного грунта. Под этим экраном без перерыва в судоходстве были пройдены тоннели. Но все подписи на документах, разрешающих начать проходку новым методом, были главным образом Ю.А. Кошелева. И этот метод тоже взят на вооружение зарубежными тоннелестроителями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1976 года за большой вклад в развитие метростроения, внедрение прогрессивной технологии сооружения тоннелей и выполнение зданий по строительству и вводу в эксплуатацию новых линий Ждановско-Краснопресненского диаметра Московского метрополитена имени В.И. Ленина Кошелеву Юрию Анатольевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1976 по 1986 год – начальник Главтоннельметростроя. Десять лет им – начальником Главтоннельметростроя – расширялась сеть метрополитенов страны, с шести до четырнадцати. Организовывалось и осуществлялось строительство тоннелей БАМа, в том числе и Северо-Муйского, самого сложного в мире, большого количества тоннелей в Армении, на трассе Раздан – Иждеван, и других сооружений тоннельного типа по всей стране.

С 1986 по 1999 год – вновь начальник московского Метростроя. Итого, общий стаж начальника московского Метростроя у него составил 17 лет. В самые тяжёлые, 1990-е, годы им – начальником московского Метростроя – было сделано всё, чтобы сохранить в целости эту организацию, не дать ей расколоться на мелкие предприятия и исчезнуть.

В 1990 году Ю.А. Кошелев принял активное участие в создании Тоннельной ассоциации России.

С 1999 года – на пенсии. Жил в Москве. Умер 11 декабря 2017 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Доктор технических наук. Академик Академии транспорта. Имеет больше шестидесяти авторских свидетельств.

Лауреат Государственной премии СССР за разработку совместно с учёными и конструкторами Метрогипротранса метода сооружения тоннелей из монолитно-прессованного бетона. Этот метод позволил свести к минимуму просадки во время проходки под городскими сооружениями, изъять из технологии проходки арматурный металл и удешевить строительство более чем на треть.

Награждён 2 орденами Ленина (21.10.1967; 30.04.1976), орденом «Знак Почёта» (18.03.1963), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (02.05.1996), медалями.

Заслуженный строитель Российской Федерации (24.07.1993). Заслуженный строитель Москвы. Почётный транспортный строитель. Благодарность мэра Москвы (21.04.1997).

 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым