Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Малин Анатолий Петрович

 
Малин Анатолий Петрович
14.08.1916 - 17.12.1998
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 29.06.1945 Медаль № 6339
Орден Ленина № 42533

    Памятники
  Надгробный памятник


Малин Анатолий Петрович – штурман  эскадрильи 140-го бомбардировочного  авиационного Нарвского Краснознаменного ордена Суворова полка (276-я бомбардировочная авиационная Гатчинская дважды Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), капитан.


Родился 14 августа 1916 года в Тамбове в семье служащего. Русский. Окончил в 1931 году 5 классов и в 1933 году – школу  фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) пр Тамбовском пороховом заводе, работал пироксилинщиком на этом заводе. В марте 1934 года был уволен и поступил в школу ФЗУ при электромашиностроительном заводе «Революционный труд».

В ноябре 1934 года добровольно вступил в армию. Служил красноармейцем в Белорусском военном округе, в поселке Новоборисов. В ноябре 1935 года направлен в Саратовское бронетанковое училище, которое окончил в июне 1938 года в звании лейтенанта. Служил  в Забайкальском военном округе в должности командира взвода 13-го отдельного учебного автомобильного батальона.

В ноябре 1938 года принят по спецнабору во 2-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей (ныне город Оренбург) в качестве слушателя. После окончания училища в декабре 1939 года направлен в 21-й дальнебомбардировочный полк Ленинградского военного округа. Участвовал в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов, где совершил 6 боевых вылетов на самолете ДБ-3.

В мае 1940 года переведен в 140-й скоростной бомбардировочный авиационный полк 2-й смешанной авиационной дивизии, служил до июня 1941 года в должности младшего летчика-наблюдателя в Орловском военном округе (аэродром Сеща). Летал на самолетах У-2, Р-5, ТБ-3, СБ, Пе-2.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Сражался на Западном, Сталинградском, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах в качестве стрелка-бомбардира, стрелка-бомбардира звена, штурмана звена, штурмана эскадрильи.

К 24 марта 1945 года совершил 182 боевых вылета на пикирующем бомбардировщике Пе-2 на бомбардирование военных объектов противника – укреплений, железнодорожных станций, аэродромов, артиллерийских и минометных батарей, мостов, скоплений техники и войск противника, эшелонов, танковых и автомобильных колонн. Кроме того, совершал боевые вылеты на разведку армейского, фронтового и глубокого тылов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых задач, отвагу и героизм, проявленные при нанесении бомбовых ударов по врагу, Малину Анатолию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая «Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. В 1947 году окончил высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1957 года майор А.П.Малин – в запасе. Жил и работал в Тамбове.

Скончался 17 декабря 1998 года. Похоронен в Тамбове на Воздвиженском кладбище.

Награжден  орденом Ленина (29,06.1945), 3 орденами Красного Знамени (6.02.1944; 3.12.1944; …), орденом Александра Невского (19.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (21.06.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (27.07.1943; …), медалями, в том числе «За оборону Сталинграда» и «За оборону Ленинграда».


Основное фото Героя - с сайта "Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга". Автор снимка - Каше Михаил Амосович.

Всю войну А.П.Малин сражался в 140-м бомбардировочном авиационном полку. На Западном фронте в составе 47-й смешанной авиационной дивизии с 22 июня по 2 июля 1941 года наносил бомбовые удары по наступающему противнику на Минском направлении с аэродрома Болбасово под Оршей, а с 28 июня – с аэродрома  восточнее Смоленска по переправам через Березину и  скоплениям германских войск в различных районах Белоруссии.  К концу августа 1941 года полк, воевавший  практически без прикрытия истребителями, потерял почти все самолеты и был выведен в тыл на пополнение и переформирование.

С 17 августа по 4 октября 1942 года в составе 270-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии воевал на Сталинградском фронте, участвовал в обороне Сталинграда.

С 4 марта 1943 года по 15 октября 1944 года в составе 276-й бомбардировочной авиационной дивизии 13-й воздушной армии сражался на  Ленинградском фронте.

Участвовал в обороне Ленинграда, окончательном прорыве его блокады в январе – марте 1944 года, освобождении Ленинградской и Новгородской областей, Эстонии в ходе Синявинской наступательной операции  (22 июля – 22 августа 1943 года), Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14 января – 1 марта 1944 года) и освобождении городов Красное Село, Гатчина, Кингисепп, Выборгской наступательной операции (10 – 20 июня 1944 года), Нарвской наступательной операции (24 – 30 июля 1944 года) и освобождении города Нарва, Таллинской  наступательной операции (17 – 26 сентября 1944 года) и освобождении города Таллин, Моонзундской десантной операции (27 сентября – 24 ноября 1944 года) и освобождении острова Эзель (Сааремаа).

На 3-м Белорусском фронте в составе 1-й воздушной армии участвовал с октября 1944 года до конца войны в Гумбинненской наступательной операции (16 – 23 октября 1944 года) и освобождении города Вирбалис (Литва), Восточно-Прусской стратегической операции – Инстербургско-Кёнигсбергской (13 – 27 января 1945 года), Кёнигсбергской (6 – 9 апреля 1945 года) и Земландской (13 – 25 апреля 1945 года) наступательных операциях и освобождении городов Гумбиннен (Гусев),  Инстербург (Черняховск), Бартенштайн (Бартошице, Польша), Хайлигенбайль (Мамоново), Фишхаузен (Приморск), Кёнигсберг (Калининград), Пиллау (Балтийск).

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Непосредственно участвуя в борьбе против немецко-фашистских захватчиков с первых дней Великой Отечественной войны, успешно совершил 182 боевых вылета на самолете Пе-2, из них 26 – на разведку армейского, фронтового и глубокого тылов противника и 15 – с пикированием. Выполнял задачи по разгрому вражеских танковых колонн, артиллерийских и минометных батарей, глубоко эшелонированных укреплений, возведенных врагом под Ленинградом, уничтожал и подавлял батареи дальнобойной артиллерии, обстреливавшие Ленинград, уничтожал самолеты противника на его аэродромах. Систематическими налетами нарушал железнодорожные перевозки, наносил разрушительные удары по станциям и железнодорожным узлам противника.

Эскадрилья, которую он постоянно водит на бомбардирование  вражеских объектоа, успешно совершила 1386 боевых самолето-вылетов. Всегда точно выводя эскадрилью на цель, тов. Малин показал себя как бомбардир-снайпер. Свыше 1100 тонн бомб разного калибра эскадрильей сброшено на головы врага. Точными бомбовыми ударами эскадрилья нанесла врагу следующий ущерб: в воздушных боях сбито 10 истребителей противника, на аэродромах уничтожено 14 самолетов. Разрушены 1 военный завод , 2 железнодорожных эшелона, 2 станции, 4 железнодорожных моста, 2 водных переправы, 92 дзота и пулеметных гнезда, свыше 200 метров траншей и 1200 метров железнодорожного полотна. Уничтожено свыше 75 танков, 210 автомашин, 65 артиллерийских орудий, 16 зенитных орудий. Разбито 6 паровозов и 245 вагонов с войсками и военными грузами, подавлен огонь четырех батарей дальнобойной артиллерии, обстреливавших Ленинград, 21 артиллерийских и минометных батарей. Взорвано и сожжено 40 складов с боеприпасами и военным имуществом, разрушено 360 зданий, превращенных противником в доты и дзоты, 7 блиндажей. Вызвано 260 крупных очагов пожара, сопровождавшихся 150 сильными взрывами. Рассеяно и уничтожено свыше 2 полков солдат и офицеров противника.

На Сталинградском фронте успешно выполнил ряд заданий по фотографированию линии фронта противника и  ряд других заданий командования по разведке тылов противника, за что награжден орденом Красной Звезды.

В период наступательных операций войск Ленинградского фронта по окончательному прорыву блокады Ленинграда, начатых в январе 1944 года, капитан Маликов проявил мужество и героизм. Водимые им группы выполняли боевые задания в сложных метеоусловиях.   Удары по противнику наносились с высоты 200 – 300 метров двумя – тремя заходами на цель. Выполняя бомбардировки с малой высоты, капитан Малин производил  штурмовку отходящих колонн противника.
За успешное выполнение заданий по разгрому немцев под Ленинградом и освобождению Ленинградской области тов. Малин награжден орденом Красного Знамени.

Особо отличился при прорыве оборонительной полосы на Карельском перешейке.

17 июня 1944 года массированными бомбовыми ударами по железнодорожным узлам Выборг и Антреа взорвано 6 складов с боеприпасами и военным имуществом, разбито 57 вагонов, разрушено до 60 м железнодорожного полотна, 11 зданий, 2 депо. Вызвано 14 очагов пожара и 7 взрывов.

За образцовое выполнение боевых заданий на Карельском перешейке капитан Малин награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

В боях по освобождению Советской Эстонии сам лично и личный состав его эскадрильи показали отличные результаты высокоэффективного бомбардирования с пикированием.

18 сентября 1944 года при налете на железнодорожную станцию Волли прямым попаданием бомб сожжено 8 вагонов и цистерна с горючим, взорвано 2 склада, разрушено 4 здания, вызвано 4 очага пожара, разрушено до 110 м железнодорожного полотна.

29 сентября 1944 года ведущим группы из 9 Пе-2 бомбардировал порт Курессаре на острове Эзель. Разбито 2 баржи  с 4 зенитными орудиями, 4 автомашины, маяк, 1 здание. В результате двух прямых попаданий по причалам и одного – в стоящий под погрузкой корабль вызвано 3 очага пожара, 2 сильных взрыва.

Принимая активное участие в наступательных операциях 3-го Белорусского фронта, точными бомбовыми ударами водимой им эскадрильи взламывал сильно укрепленную глубоко эшелонированную оборону противника при вторжении в Восточную Пруссию и на ее территории.

17 октября 1944 года бомбардировал железнодорожную станцию Эйдкунен в составе группы из 25 Пе-2. В результате удара разрушено и подожжено 24 вагона с военным имуществом, разрушено 240 м железнодорожного пути, взорвано депо, железнодорожные мастерские, здание станции, 16 жилых зданий, 100 м траншейной сети, 3 пакгауза. Вызвано 22 очага пожара.

За образцовое выполнение боевых заданий по освобождению Советской Эстонии и  разгрому немцев при вторжении в Восточную Пруссию капитан Малин награжден вторым орденом Красного Знамени.

Громя врага на территории Восточной Пруссии, капитан Малин показал образцы высокоэффективного бомбардирования.

16 января 1945 года ведущим группы из 29 Пе-2 бомбардировал опорный пункт Маллвишкен. В результате удара подавлен огонь 2 минометных батарей, 1 артиллерийской батареи, 4 пулеметных гнезд, разрушено 250 м траншейной сети, 45 зданий, вызвано 9 очагов пожара и 2 взрыва.

20 января 1945 года, бомбардируя опорный пункт противника город Гумбиннен, группа самолетов Пе-2 разрушила мост через реку Плюсса, взорвала 4 склада, до 40 зданий, повредила 100 м шоссейной дороги, 250 м железнодорожного полотна, вызвала 11 очагов пожара.

20 февраля 1945 года бомбардировал южную часть города Браунсберг – опорного пункта противника. Разрушено 45 зданий, поврежден завод, на котором разрушено 12 построек. Разрушено 250 м шоссейной дороги. Вызвано 4 очага пожара со взрывами.

7 марта 1945 года нанес бомбовый удар по скоплению техники противника в южной части Браунсберга. Фотоснимками установлено, что 30 бомб взорвалось на территории танкового завода, где повреждено 8 зданий и 3 здания разбито. Разбито и повреждено 7 танков и 18 автомашин. Среди продскладов отмечено 2 очага пожара, повреждено 23 здания, разрушено 2 склада и 6 складских зданий, уничтожено до 10 автомашин.

Капитан Малин свыше 40 раз  водил полк на бомбардировку врага, из них 10 раз – по разгрому немцев на территории Восточной Пруссии.

Ведущим полка нанес бомбардировочный удар по восточной части города Инстербург. В результате точного бомбометания разрушен завод военного значения, где вызвано 3 больших взрыва. Разрушено до 45 городских и заводских зданий, вызвано 5 взрывов большой силы и 10 пожаров. Взорвано 3 разных склада, уничтожено 5 автомашин, повреждено  до 200 м шоссейной дороги.

Выполняя боевые задания в сложных метеоусловиях, он точно выводит группы бомбардировщиков на цели и метко поражает их.  В бою ведет себя исключительно смело, решительно и хладнокровно. Здраво оценивая воздушную обстановку, он правильно и своевременно принимает грамотные решения, чем обеспечивает высокоэффективные удары по врагу.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с  немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество, отвагу и решительность представляю капитана Малина к правительственной награде – присвоению звания «Герой Советского Союза».

Командир 140 бомбардировочного авиационного Нарвского Краснознаменного ордена Суворова полка Герой Советского Союза гвардии майор Кованев
24 марта 1945 года

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»