Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Карпов Леонид Анатольевич

Карпов Леонид Анатольевич

26.01.1907 - 24.07.1989

Герой Социалистического Труда

Даты указов

04.08.1966

Медаль № 14395

Орден Ленина № 386556

Карпов Леонид Анатольевич – начальник Московской железной дороги, город Москва.

Родился 26 января 1907 года в городе Томск Томской губернии (ныне –Томской области) в семье врача. Русский.

В 1923 году окончил среднюю школу, в 1926 году – Томский железнодорожный эксплуатационный техникум Наркомата путей сообщения СССР по специальности техника 1-го разряда эксплуатационной службы.

В 1926-1929 годах работал дежурным по станциям Бочаты, Белово, затем диспетчером Топкинского отделения.

В 1929-1931 годах проходил службу в Красной Армии, в 9-м железнодорожном полку Забайкальского военного округа.

После окончания военной службы в 1931-1939 годах работал на Томской железной дороге.

С осени 1939 года – начальник службы движения Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД). После начала Великой Отечественной войны назначен заместителем начальника ЮУЖД.

С 1942 года – заместитель начальника Московско-Донбасской железной дороги. Организовывал в 1943 году переброску войск и вооружений после Сталинградской битвы на Курскую дугу. Принимал участие в восстановлении подмосковного угольного бассейна.

В послевоенные годы возглавлял Московско-Донбасскую железную дорогу. В 1952-1953 годах – начальником Главного грузового управления Министерства путей сообщения (МПС) СССР, член коллегии МПС СССР. В 1953-1959 годах – заместитель Министра путей сообщения СССР.

В 1959 году для улучшения организации обслуживания железнодорожного транспорта Московско-Рязанская, Московско-Окружная и Московско-Курско-Донбасская железные дороги были объединены в одну Московскую железную дорогу (МЖД). В нее вошло 15 отделений. На дороге был сформирован комплекс из 22 крупнейших сетевых сортировочных станций, в том числе Орехово-Зуево, Бекасово-Сортировочное, Лосиноостровская, Перово, Люблино-Сортировочное, Рыбное, Брянск-Льговский и др. Огромные производственные мощности, сосредоточенные на дороге, позволили применить здесь наиболее эффективную систему управления перевозками. Многие технические новшества получили путёвку в жизнь на столичной магистрали. С укрупнением она, по существу, пережила свое второе рождение. Коллектив дороги насчитывал тогда 350 тысяч человек. Организовать и возглавить дорогу было поручено Л.А.Карпову. В должности начальника Московской железной дороги он находился 20 лет.

Он превратил Московскую магистраль в передовую на сети дорог, а Московский железнодорожный узел – в подлинную лабораторию передовых методов, передовой технологии и передовой техники. При нём широкое внедрение получили научная организация труда, сетевые графики ремонта подвижного состава, автоматизированные системы управления производственными процессами. За образцовое выполнение заданий и высокие производственные показатели 29 июня 1966 года коллектив Московской железной дороги был награждён орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развитии и технической реконструкции железнодорожного транспорта, Карпову Леониду Анатольевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го - 9-го созывов (1967-1980).

В 1979 году вышел на пенсию. Увлекался голубеводством, болел и посещал матчи футбольной команды «Локомотив».

Жил в Москве. Умер 24 июля 1989 года. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище.

С 1999 года с Курского вокзала Московской железной дороги курсирует экспресс Москва – Тула, носящий имя «Леонид Карпов».

Награждён 3 орденами Ленина (01.08.1953; 01.08.1959; 04.08.1966), орденом Октябрьской Революции (28.02.1974), 4 орденами Трудового Красного Знамени (30.07.1942; 11.06.1951; 04.05.1971; 25.01.1977), орденом Красной Звезды (29.07.1945), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (23.11.1939), 2 знаками «Почётный железнодорожник».


Леонид Карпов воспитывался в большой семье, которая проживала в одном из красивейших уголков Томска - 8-е Заисточье. Деревянный большой дом стоял в окружении огромных тополей, во дворе возвышалась красивая голубятня. С детства и до конца своей жизни он увлекался разведением очень ценных и редких пород голубей. Леонид Карпов не пошёл по стопам своего отца, врача, в 1923 году после успешного окончания средней школы подав документы в Томский железнодорожный эксплуатационный техникум НКПС, который считался самым престижным и перспективным среди средних специальных учебных заведений Томска.

Но в начале 1920-х годов, после революции, гражданской войны, страна переживала серьёзные экономические трудности. Все тяготы жизни не обошли стороной и железнодорожный эксплуатационный техникум. Преподавательский паёк составлял 512 грамм хлеба в день, а ученический намного меньше и получали его всего только 10% учащихся. Первая студенческая стипендия, которую выделила Томская железная дорога, появилась только в 1924-1925 учебном году, когда в стране крепнувший рубль стал вытеснять паёк.

Леонид Карпов не жаловался на трудности. Был чемпионом техникума по шахматам, играл на первой доске в командных соревнованиях высших учебных заведений Томска, а в первые годы на производстве давал рабочим предприятии сеансы шахматной игры на 12 досках. Уделял много внимания общей физической подготовке. После окончания 3-го курса учебную практику проходил на станции Нижнеудинск, а в сентябре 1926 года получил диплом техника 1-го разряда эксплуатационной специальности.

Свою трудовую деятельность он начал с дежурного по станции Бочаты, через год — по станции Белово, а с 1929 года — диспетчером Топкинского отделения. Осенью работу на 2 года пришлось прервать. Находился на военной службе в 9-м железнодорожном полку Забайкальского военного округа. После армии снова вернулся в Топки. До 1939 года его трудовая деятельность была связана с Томской железной дорогой. Его за хорошую организацию работы выдвинули сразу же на должность начальника службы движения Южно-Уральской железной дороги. Вскоре началась война. Л.А.Карпова назначили заместителем начальника дороги.

Огромная ответственность за судьбу страны легла на плечи железнодорожников. С востока на запад и с запада на восток, не переставая, шли эшелоны, люди работали почти бессменно, отдыхали лишь 3-5 часов в сутки. В конце 1942 года, находясь уже на должности заместителя начальника прифронтовой Московско-Донбасской дороги, Карпову часто приходилось бывать под бомбёжками, организовывая в 1943 году переброску войск и вооружений после Сталинградской битвы на Курскую дугу. Довелось принимать участие в восстановлении подмосковного угольного бассейна, обеспечивая углем Москву и всю прилегающую территорию к Московско-Донбасской железной дороге.

Послевоенные годы Леонид Карпов возглавлял Московско-Донбасскую железную дорогу, в 1952 году был начальником Главного грузового управления и введён в состав членов коллегии МПС, а через год решением Совета Министров СССР назначен заместителем министра путей сообщения.

В 1959 году для улучшения организации обслуживания железнодорожного транспорта все железные дороги, прилегающие к Москве, были объединены в одну Московскую железную дорогу. В нее вошло 15 отделений. Коллектив дороги насчитывал тогда 350 тысяч человек. Организовать и возглавить дорогу было поручено Л.А.Карпову. В должности начальника Московской железной дороги он находился 20 лет.

Л.А.Карпов стал «архитектором столичной магистрали», сумел, благодаря таланту руководителя и хозяйственника, объединить несколько самостоятельных дорог в одну большую магистраль, ставшую лучшей в Советском Союзе.

 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)