Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Модестов Владимир Александрович

 
Модестов Владимир Александрович
27.12.1929 - 28.05.2004
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 28.04.1963

    Памятники
  Надгробный памятник


Модестов Владимир Александрович – ведущий конструктор, заместитель начальника КБ ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной технике СССР.

Родился 27 июля 1929 года в Москве. Русский. Окончил 10 классов. В 1953 году окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана.

Трудовую деятельность начал, ещё будучи студентом, в 1952 году в ОКБ завода № 51 Министерства авиационной промышленности СССР, которым тогда руководил главный конструктор В.Н.Челомей. Проектировал в этом ОКБ новые образцы самолётов-снарядов с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, разработка которых была поручена предприятию в конце Великой Отечественной войны.

С сентября 1954 года входил в бригаду в составе Специальной конструкторской группы по проектированию крылатых ракет. Занимался расчётами по аэродинамике, динамике старта с подвижного основания, динамике раскрытия крыла в полёте, траекторий полёта крылатой ракеты. За несколько лет работы расчётно-теоретической бригады были сформированы необходимые исходные данные, обеспечившие успех проекта крылатой ракеты П-5, а также методологические подходы, многие из которых актуальны и в наше время. На базе П-5 в течение 1958-1959 годов было разработано более 10 вариантов модификаций, из которых наибольшее применение получил комплекс П-5Д, с радионавигационной станцией более высокой точности и усовершенствованной бортовой аппаратурой. После сдачи на вооружение крылатой ракеты П-5 в 1959 году В.А.Модестов стал лауреатом Ленинской премии.

С весны 1960 года, будучи начальником отдела аэродинамики и баллистики ОКБ-52, В.А.Модестов занимался разработкой космического перехватчика, истребителя спутников, сокращенно «ИС». В рекордно короткие сроки были произведены все теоретические расчёты, и к концу 1962 года на заводе уже близилось к завершению изготовление первых объектов ИС. Были созданы спутники-истребители «Полёт», спутники радиолокационной и радиотехнической разведки, причем последние с ядерной энергоустановкой, тяжёлые научные лаборатории «Протон» для регистрации частиц высоких энергий и др. Спутники «Полёт-1» (01.11.1963) и «Полёт-2» (12.04.1964) были первыми в мире маневрирующими космическими аппаратами.

В этот же период В.А.Модестов занимался разработкой для ВМФ двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей П-6 и П-35. После проведения полной программы лётных испытаний комплекс П-6 24 июня 1964 года был принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота. Комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок. Противокорабельные крылатые ракеты состоят на вооружении современных атомных подводных лодок и тяжёлых авианесущих крейсеров, в том числе и флагмана нашего флота "Петр Великий".

В 1959 году ОКБ-52 приступило к разработке универсальных ракет, предназначенных для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны, глобальной морской разведки, а также для доставки на территорию противника ядерных зарядов. В.А.Модестов участвовал в разработке целого ряда проектов унифицированных ракет: УР-100, УР-200, УР-500, УР-700, от лёгкого до сверхтяжелого классов. УР-100 и УР-500 были приняты на вооружение, освоены в серийном производстве. Семейство межконтинентальных баллистических ракет УР было и остаётся основой ракетно-ядерного щита СССР и России.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота Модестову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С апреля 1962 года В.А.Модестов руководил расчётно-теоретической разработкой тяжёлой универсальной двухступенчатой МБР УР-500 («Протон»). Ракета была задумана как средство доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. Первый пуск ракеты-носителя «Протон» состоялся 16 июля 1965 года.

Затем им и коллективом ОКБ-52 по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР № 655-268 от 3 августа 1964 года в рамках лунной программы разрабатывалась трёхступенчатая ракета-носитель УР-500К («Протон-К»). 10 марта 1967 года начались испытания ракеты. Они подтвердили заявленные тактико-технические характеристики, значительно превышающие таковые всех существовавших в то время ракет в СССР и за рубежом. В ходе лётно-конструкторских испытаний трёхступенчатый «Протон» вывел на лунную орбиту корабль 11Ф91(Л1), который и осуществил в беспилотном режиме облёт Луны. 16 ноября 1968 года ракета-носитель УР-500К вывела на орбиту автоматическую научную станцию «Протон-4» массой 17 т.

За время эксплуатации ракетой-носителем «Протон» во всех её модификациях выполнено более 300 пусков, в космос выведен целый ряд спутников связи и телевидения, спутников серии «Космос», межпланетные станции «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Фобос», космические аппараты глобальной навигационной системы «Глонасс», основные блоки орбитальных станций «Салют» и «Мир» и модули для международной космической станции. «Протон» – единственная в стране серийная ракета, способная выводить аппараты на геостационарную орбиту. И сейчас «Протон» остаётся одним из самых мощных, совершенных и надёжных носителей в мире.

В 1965 году ОКБ-52 было преобразовано в Центральное конструкторское бюро машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБМ), в 1983 году на его основе было образовано Научно-производственное объединение машиностроения (НПО). С 1974 года В.А.Модестов работал посту на заместителя главного конструктора ЦКБМ и НПО машиностроения, одновременно являясь начальником расчётно-теоретического комплекса (РТК).

В октябре 1965 года В.А.Модестов возглавил расчётно-теоретический комплекс работ над орбитальным комплексом «Алмаз», который включал в себя базовый блок, возвращаемый аппарат и большегрузный транспортный корабль снабжения (ТКС), первая версия эскизного проекта была готова в 1966 году. Для доставки информации на Землю была разработана капсула спуска информации массой 360 кг, вмещающей 120 кг фотоплёнки (длина 2 км). Из внутреннего помещения в шлюзовой отсек капсула переносилась манипулятором. Для космической техники тех лет это были новации.

3 апреля 1973 года была запущена станция «Алмаз» (ОПС-1) под названием «Салют-2». Однако программа этого полёта не была выполнена, так как через 2 недели полёта станции по орбите произошла разгерметизация, и связь со станцией была потеряна. В 1974 году на орбиту выведена ОПС-2 «Салют-3», на которой нёс вахту экипаж П.Поповича и Ю.Артюхина. В 1976 году была запущена ОПС-3 «Салют-5», на которой 49 суток проработали космонавты Б.Волынов и В.Жолобов, а затем, в 1977 году – В.Горбатко и Ю.Глазков.

Транспортный корабль снабжения в беспилотном варианте в период с 1977 по 1985 год запускался четырежды под названием «Космос». Первый ТКС («Космос-929») многократно маневрировал на орбите, так что американцы предположили, что русские испытывают межорбитальный буксир. Функционально-грузовой блок ТКС-2 («Космос-1267») состыковался со станцией «Салют-6», летал в её составе более года, с помощью двигателей блока трижды поднималась орбита станции. ТКС-3 («Космос-1443») состыковался с «Салютом-7». На ТКС-4 («Космос-1686») вместо штатных приборов стояли приборы для выполнения военно-технических экспериментов. Корабль выполнил стыковку с «Салютом-7», использовался для коррекции орбиты.

В 80-е в составе РТК под руководством В.А.Модестова в НПО машиностроения были созданы лаборатории гидродинамики, газовой динамики и теплопередачи, экспериментальных исследований на базе гидробассейна, космической баллистики.

В.А. Модестов был не только крупным учёным-теоретиком, но и опытным инженером-практиком, много лет отдавшим испытаниям и доводке новых ракетных и ракетно-космических комплексов на морских и ракетных полигонах, космодромах, в Центре управления полётами.

В последние годы, являясь заместителем Генерального конструктора ФГУП "НПО машиностроения" по расчётно-теоретическому комплексу, В.А.Модестов укреплял и развивал взаимодействие предприятия с ведущими научно-исследовательскими институтами страны в области прикладной механики и математики, аэрогидродинамики и теплофизики. Он сыграл большую роль в реализации совместной программы разработок ракетных комплексов в рамках российско-индийского военно-технического сотрудничества.

Много сил и времени он отдавал подготовке молодых специалистов не только на родном предприятии, но и, читая лекции в МГТУ имени Н.Э. Баумана, был доцентом кафедры "Системы автоматического управления", кандидатом технических наук, крупным специалистом в области баллистики и аэродинамики летательных аппаратов.

В.А.Модестов внёс огромный вклад в реализацию широкомасштабных национальных программ, воплощенных в жизнь "НПО машиностроения" и получивших высокую оценку во всём мире.

Жил в Москве. Умер 28 мая 2004 года. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Лауреат Ленинской премии (1959). Награждён орденами Ленина (1963), Трудового Красного Знамени (1976), медалями СССР и РФ.

При написании биографии использована статья Е.Румянцева с сайта «Космический мемориал».

 

 

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)