Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Третьяков Анатолий Тихонович

Третьяков Анатолий Тихонович

21.06.1899 - 19.07.1978

Герой Социалистического Труда

Даты указов

08.09.1941

Медаль № 17

Орден Ленина № 7314

Третьяков Анатолий Тихонович – директор завода №1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 21 июня 1899 года в селе Сормово Балахнинского уезда Нижегородской губернии, ныне в составе города Нижний Новгород, в семье рабочего. Русский. В 1913 году окончил двухклассное училище. В 1913 году начал трудовую деятельность на Сормовском заводе. В 1916-1917 годах работал на аэрохимическом заводе в Москве.

В 1924 году с дипломом техника поступил на работу в Государственный авиационный завод №1. Трудился чертёжником, технологом, конструктором, ведущим инженером, заместителем начальника цеха, начальником планового отдела, начальником производства, главным инженером завода. До начала Великой Отечественной войны завод освоил выпуск самолётов И-1, И-2, И-3, И-15, И-153 «Чайка», Р-1, Р-5.

В феврале 1941 года Третьяков был назначен директором завода. В это время на заводе шло освоение серийного выпуска нового самолёта-истребителя И-200 (МиГ-3). К началу войны в строевые части стали поступать новые машины. Впоследствии именно МиГ-3 приняли на себя основную нагрузку при защите неба столицы.

В августе 1941 года правительством было принято решение: не прекращая выпуска скоростного высотного истребителя МиГ-3 организовать на заводе выпуск самолётов-штурмовиков Ил-2. А. Т. Третьяков вылетал в Воронеж, где знакомился с конструкцией штурмовика Ил-2 и организацией его производства на заводе №18. На докладе у Сталина взял обязательство наладить выпуск Ил-2 через 2 месяца.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся достижения в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Третьякову Анатолию Тихоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В это же время, осенью 1941 года завод №1 был эвакуирован на восток в город Куйбышев (ныне – Самара) на территорию строящегося завода №122, и в дальнейшем получил название Куйбышевский авиационный завод имени И. В. Сталина. В октябре руководство двумя заводами было возложено на А. Т. Третьякова. Проводя эвакуацию, он нарушил приказ и не взорвал корпуса эвакуируемого завода. В декабре 1941 года начался серийный выпуск штурмовиков Ил-2, к концу месяца завод выпустил три первые боевые машины. Вскоре коллектив завода не только освоил совершенно новый для него тип машины, но и добился перевыполнения первоначального плана выпуска «илов». В сентябре – октябре 1942 года под руководством Третьякова по чертежам заводского специального конструкторского отдела три одноместных штурмовика переоборудованы в двухместные. И после успешных испытаний в боях получили благодарность фронтовиков. Всего за военные годы было изготовлено и передано на фронт 11 863 самолёта Ил-2 и 1225 самолётов Ил-10.

В июле 1944 году А. Т. Третьяков был назначен директором завода №23 в Москве, в Филях. К этому времени на заводе с большими трудностями шло освоение серийного выпуска нового бомбардировщика Ту-2, выпуск развёртывался со значительным отставанием от графика. Лишь к середине 1944 года удалось справиться с проблемами, в чём была заслуга и нового директора завода. Всего к концу войны из стен завода вышло более 1100 боевых самолётов, и продолжался выпуск этих машин до 1946 года. А. Т. Третьяков руководил предприятием до 1947 года.

После войны работал на различных должностях в авиационной промышленности.

Жил в Москве. Скончался 19 июля 1978 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944). Награждён 2 орденами Ленина (08.09.1941; 16.09.1945), орденами Трудового Красного Знамени (05.03.1939), Красной Звезды (31.12.1940), медалями.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Публикации в сети Интернет

Подводная археология   Т