Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Исаков Павел Павлович

 
Исаков Павел Павлович
11.01.1918 - 22.02.1999
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.04.1971 Медаль № 14327
Орден Ленина № 405956

    Памятники
  Надгробный памятник


Исаков Павел Павлович – главный конструктор Челябинского тракторного завода имени В.И. Ленина Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

Родился 11 января 1918 года в городе Петроград, ныне Санкт-Петербург, в семье рабочего Путиловского завода. Русский. Окончил среднюю школу в своем городе.

Для продолжения учебы поступил в Московский государственный университет, но после первого курса перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В 1941 году успешно закончил училище, но начало войны помешало своевременно защитить и получить диплом.

В июле 1941 года, как специалист, был направлен в Челябинск, на тракторный завод (в годы войны - в Кировский завод Наркомтанкопрома). Трудовую деятельность начал инженером-конструктором в конструкторском бюро КБ под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова. В 1943 году был переведен на Опытный завод №100 в том же Челябинске, где работал инженером-конструктором. В этот период принимал участие в разработке конструкции и освоении производства, а также модернизации тяжелых танков KB-1C, КВ-85, ИС-2 и самоходной артиллерийской установки (САУ). Заметной самостоятельной работой молодого инженера стала разработка установки пулемета ДШК на башне танка, которая была принята на вооружение в 1943 году.

В декабре 1945 года был переведен на работу старшим инженером-конструктором в город Ленинград, в филиал завода № 100. В период 1949-1951 годы работал начальником отдела в институте ВНИИ-100, а в 1951 году был назначен заместителем главного конструктора ленинградского Кировского завода. В эти годы непосредственно участвовал в разработке новых машин — тяжелого танка Т-10, плавающего танка ПТ-76, бронетранспортера БТР-50П.

В марте 1953 года был назначен главным конструктором государственного специализированного конструкторского бюро ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), вернулся в Челябинск. С приходом П.П. Исакова на ЧТЗ под его руководством начинается бурный творческий этап создания и разработки принципиально новых в мировой практике объектов бронетанковой и артиллерийской техники. В их числе: новый вид вооружения – боевая машина пехоты БМП-1. Эта машина стала новым словом в отечественном танкостроении, намного опередив разработки ведущих зарубежных стран. На ее базе были так же впервые созданы и приняты на вооружение подвижные разведывательные пункты ПРП-3, ПРП-4, командирские машины управления БМП-1К (командирская) и БМП-1КШ (командно – штабная). В ГСКБ-2 были созданы опытные образцы принципиально новых изделий: низко силуэтного ракетно-пушечного танка с газотурбинным двигателем ГТД-700 (изделие 775Т), боевой машины пехоты с газотурбинным двигателем ГТД-400 (изделие 764), а также началась разработка макетных образцов боевой машины поддержки танков (изделие 776).

В это же время коллектив ГСКБ-2 работает над созданием мирной техники для различных отраслей народного хозяйства. С использованием ряда танковых узлов и систем был создан самый мощный и надежный в нашей стране дизель-электрический трактор ДЭТ-250, получивший три золотые медали на выставках в России и за рубежом в 1960, 1965, 1966 годах. В январе 1961 году был запущен в серийное производство.

На заводе серийно выпускался трактор С-100. В октябре 1963 года с главного конвейера сошел его модернизированный вариант - трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М. В конце 1960-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130.

Руководимый П.П. Исаковым коллектив ГСКБ-2 внес весомый вклад в дело развития прогресса отечественного машиностроения, его всегда отличали новаторство и смелость технической мысли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и достижение высоких производственных показателей Исакову Павлу Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В июне 1974 года назначен директором ВНИИтрансмаш (ВНИИ-100, ныне ОАО «ВНИИтрансмаш»). Здесь много внимания уделял развитию научно-технической базы института, новых направлений научных исследований, использованию вычислительной техники. При его активном участии создается вычислительный центр, внедряются методы натурно-математического моделирования, автоматического проектирования, автоматизации испытаний объектов.

Для отработки перспективных систем и военных гусеничных машин в целом П.П.Исаков как опытный конструктор и руководитель института принимал участие в создании ходовых макетов с жестко закрепленной пушкой, гидромеханической трансмиссией, 7-опорной ходовой частью, газотурбинным двигателем, дизелем постоянной мощности, оборудованием подводного вождения, с различной посадкой экипажа, со стабилизированием корпуса, 8-колесном шасси, дублированным управлением, с телеуправлением и др. Под научным руководством П.П.Исакова ВНИИтрансмаш совместно с НИИ, КБ и заводами отрасли активно участвовал в разработках и испытаниях новых ВГМ: Т-64А, Т-72А, Т-80 и БМП-2.

Другим направлением работ было создание оборудование для космических исследований. В частности, приборов для определения физико-математических свойств поверхности планеты Венеры, установленных на станциях «Венера-13» и «Венера-14» и «Вега», автоматического подвижного аппарата с «прыгающим» движителем для исследования поверхности Фобоса, который входил в состав станции «Фобос-2».

В 1986 году руководил разработкой роботизированных комплексов «Клин-1» и «Клин-2», не имеющих аналогов в мировой практике, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. «Клин-1» - тяжелый роботизированный комплекс на базе инженерной машины разграждения ИМР-2 для работы на территории АЭС, состоящий из машины-робота и машины управления. «Клин-2» – легкий специализированный транспортный робот СТР-1 для работы на кровлях АЭС.

Придавал большое значение подготовке научных кадров. Находясь в Челябинске, совмещал работу на заводе с преподавательской деятельностью, был профессором кафедры автоматических установок аэрокосмического факультета Челябинского политехнического института. В Ленинграде при его непосредственном участии организован диссертационный докторский совет при ВНИИтрансмаш и созданы филиалы кафедр Ленинградского политехнического и Ленинградского механического институтов. Является автором более 60 научных трудов и 39 изобретений.Доктор технических наук (1971), заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации.

Работал в ВНИИтрансмаш до выхода на пенсию в 1987 году.

Жил в городе Санкт-Петербург. Скончался 22 февраля 1999 года. Похоронен на Южном кладбище города Санкт-Петербург.

Награжден орденами Ленина (05.08.1966, 05.04.1971), Октябрьской Революции (15.09.1976), Отечественной войны 2-й степени (18.07.1945), «Знак Почета» (30.04.1945), медалями. Лауреат Ленинской премии (1967 год, за создание и организацию производства БМП-1).

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Москва - родина космонавтики. Биогр. энциклопедия. - М.: АвиаРус-ХХI. 2006
 Публикации в сети Интернет
 Сайт "Энциклопедия Челябинск"
Подводная археология   Т