Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Карлов Валентин Андреевич

 
Карлов Валентин Андреевич
29.12.1923 - 12.12.1976
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 7998
Орден Ленина № 50169

    Памятники
  Надгробный памятник


  Карлов Валентин Андреевич – штурман  эскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного Сандомирского полка (22-я гв. истребительная авиационная Кировоградская Краснознаменная ордена Кутузова дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 29 декабря 1923 года в Симферополе (ныне Автономная Республика Крым, Украина). Русский. Окончил 9 классов и Симферопольский аэроклуб. Призван в армию в декабре 1940 года. Окончил в 1942 году Качинскую военную авиационную школу лётчиков, эвакуированную в город Красный Кут Саратовской области. Служил лётчиком в 16-м запасном авиационном полку (город Куйбышев).

В действующей армии – с мая 1943 года.

Воевал в качестве лётчика, старшего лётчика, командира звена, заместителя командира – штурмана авиаэскадрильи  в 27-м (с 9 октября 1943 года – 129-м гвардейском) истребительном авиационном полку 205-й (с 28 октября 1944 года – 22-й гвардейской) истребительной авиационной дивизии на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

С 10 мая по 5 июля 1943 года на Воронежском фронте, сражаясь на истребителе Як-1, прикрывал наземные войска в оборонительных боях на белгородском направлении.

С 5 по 18 июля 1943 года участвовал в боях с вражескими самолетами над Курской дугой, где одержал свою первую воздушную победу. Затем его полк был выведен в резерв. Летчики полка в 22-м запасном авиационном полку приступили к освоению американского истребителя Белл-39 «Аэрокобра». К началу октября 1943 года переобучение летного состава и перевооружение полка этими истребителями было завершено, и полк 8 октября прибыл на Степной (с 20 октября 1943 года – 2-й Украинский) фронт.

Здесь В.А.Карлов участвовал в составе 5-й воздушной армии в Кировоградской (1 – 16 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля 1944 года) и Уманско-Ботошанской (5 марта – 17 апреля 1944 года) наступательных операциях.

В мае – июне 1944 года 129-й истребительный авиационный полк принимал активное участие в оборонительных боях в районе Ясс, выполняя задачи по прикрытию оборонительных порядков наземных частей, разведке войск противника, сопровождению групп ударной авиации и транспортных самолетов.

С июля 1944 года В.А.Карлов сражался на 1-м Украинском фронте.

В составе 8-й воздушной армии участвовал в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции  (13 июля – 29  августа 1944 года).

В составе 2-й воздушной армии участвовал в следующих операциях:
Сандомирско-Силезская наступательная операция (12 января – 3 февраля 1945 года) – составная часть Висло-Одерской стратегической операции;
Нижнесилезская наступательная операция 1 УФ (8 – 24 февраля 1945 года);
Верхнесилезская наступательная операция лев. крыла 1-го Укр. Фр (15 – 31  марта 1945 года);
Берлинская стратегическая наступательная операция (16 апреля – 8 мая 1945 года);
Пражская наступательная операция (6 – 12 мая 1945 года).

К  5 мая 1945 года совершил 172 боевых вылета, из них 13 вылетов на разведку и 15 вылетов на штурмовку войск противника. В 44 воздушных боях сбил лично 18 самолётов противника и 4 самолета в группе. В результате штурмовых действий лично уничтожил 5 автомашин и легкий танк противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и лично сбитые 18 самолетов противника Карлову Валентину Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах (Центральная группа войск, Австрия). В 1947 – 1948 годах – лётчик-инструктор по пилотированию авиационного полка ВВС Монголии. В 1948 – 1953  годах – лётчик-инспектор Управления боевой подготовки ВВС. В 1954 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии (Монино).  Полковник (1956).  С 1954 по 1960 год – командир полка, 1-й заместитель командира и командир дивизии в Группе советских войск в Германии. В 1960 – 1965 годах  – начальник командного пункта управления полётами штаба 24-й воздушной армии (Группа советских войск в Германии). С 1965 – старший офицер, оперативный дежурный Центрального командного пункта ВВС. В 1970  году заочно окончил Военно-воздушную академию (Монино). С 1974  года – начальник Главного объединённого центра Единой системы управления воздушным движением в советском секторе воздушного пространства ГДР.

Скончался 12 декабря 1976 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награжден орденом Ленина (27.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (21.06.1944; 22.10.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (7.04.1944; 25.04.1945), 3 орденами Красной Звезды (6.08.1943; 29.04.1954; 30.12.1956), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах  СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалями.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

За период участия в Отечественной войне с 10.05.1943 года по 5.05.1945 года, летая на самолетах Як-1 и Аэрокобра, произвел 172 успешных боевых вылета, из них: на прикрытие боевых порядков наземных войск Красной армии – 106, на разведку войск противника – 13, на штурмовку войск противника – 15, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков – 18, на свободную охоту – 20. Провел 44 воздушных боя, в которых лично сбил 15 самолетов противника:  Ю-88 – 2; Ю-87 – 1; Хе-111 – 1; ФВ-190 – 6; Ме-109 – 5. В паре сбил 5 самолетов: Ме-109 – 3; Ю-88 -1; Хш-126 – 1. В группе сбил 2 самолета – Хе-111 и ФВ-189.

На Воронежском фронте 5 июля 1943 года, когда германские войска перешли в наступление, вылетел в группе  на Як-1 с боевой задачей не допускать ударов бомбардировщиков  противника по нашим наземным войскам. В воздухе группа встретила 10-12 бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием 4 – 6 Ме-109 и вступила в воздушный бой, в котором тов.Карлов сбил  Ме-109, открыв свой боевой счет. В тот же день в группе сбил Хе-111.

6 июля 1943 года в паре с ведомым гвардии лейтенантом Королевым сбил вражеский корректировщик Хш-126.

9 июля 1943 года в группе из 6 Як-1 вылетел на прикрытие наземных частей. В заданном районе группа встретила группу немецких бомбардировщиков под прикрытием 6 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою группа сбила 6 бомбардировщиков Ю-88 и 2 истребителя Ме-109. В.А.Карлов в паре с ведомым гвардии лейтенантом Королевым сбил 1 Ме-109.

На 2-м Украинском фронте летал на самолете Аэрокобра.

21 октября 1943 года во время прикрытия наземных войск в воздушном бою с истребителями противника лично сбил 1 Ме-109, упавший в районе села Лиховка.

29 ноября 1943 года, прикрывая наземные войска в районе Диковка – Александрия, лично сбил 1 Хе-111, который упал в районе Ефимовка.

11 декабря 1943 года во время выполнения боевого задания по прикрытию наземных войск в воздушном бою сбил в группе самолет ФВ-189.

15 декабря 1943 года, преследуя на бреющем полете  истребитель противника Ме-109, тремя атаками сбил его в районе Ворошиловки.

17 марта 1944 года в воздушном бою с бомбардировщиками противника лично сбил 1 Ю-88, который упал в районе Ямполь.

21 марта 1944 года, прикрывая переправу в районе Ямполь – Сороки, в паре с гвардии капитаном Бекашонок сбил 1 Ю-88.

15 апреля 1944 года, прикрывая свои войска в районе Харлэу – Поштаны, лично сбил истребитель Ме-109.

18 апреля 1944 года во время выполнения задания по прикрытию боевых порядков наземных войск, завязав в районе цели воздушный бой с двумя Ме-109, тов. Карлов и дважды Герой Советского Союза гвардии капитан Гулаев в паре сбили 1 Ме-109, который упал в районе Бульбонка. Вылетев в тот же день, тов. Карлов  сбил в районе цели Ю-87, который перевернулся на спину и в отвесном пикировании врезался в землю в районе Бано-Банешти. В этом же бою в паре с гвардии лейтенантом Букчиным сбили один Ме-109, который упал в районе Анени-Ноуй.

25 апреля 1944 года группа в составе 6 самолетов под командованием дважды Героя Советского Союза гвардии капитана Гулаева вылетела на прикрытие своих наземных войск на Ясском направлении. В районе цели встретила 18-20 ФВ-190 с подвесными пушками, шедших штурмовать наши наземные войска. Внезапной атакой сзади группа сбила 11 ФВ-190, не имея своих потерь. Тов. Карлов лично сбил 2 ФВ-190, которые упали в районе Мерени.

 В мае 1944 года немецко-румынские войска на ясском направлении  при поддержке большого количества авиации перешли в наступление. Разгорелись большие воздушные бои.

3 мая 1944 года во время прикрытия своих наземных войск в составе 6 самолетов Аэрокобра под командованием дважды Героя Советского Союза гвардии капитана Гулаева встретили группу Хш-129 под прикрытием Ме-109. В результате решительных атак наших истребителей Хш-129 бесприцельно сбросили бомбы в поле и ушли на свою территорию. Тов. Карлов сбил 1 Ме-109, который упал в районе Оборочений.

22 мая 1944 года группа из 8 самолетов под командованием тов. Карлова по вызову рации наведения вылетела в район Тыргу-Фрумос, где была наведена на пару Ме-109. Тов. Карлов первой атакой, зайдя в хвост, длинной очередью сбил 1 Ме-109, который упал в районе Скулени.

В борьбе с немецкими захватчиками на 2-м Украинском фронте тов. Карлов прошел путь от Днепра до Карпатских гор. Прикрывал переправы через Днепр, Буг, Днестр, Прут, Серет.

На 1-м Украинском фронте с 7.10.1944 года по 5.05.1945 года произвел 45 боевых вылета. Провел 5 воздушных боев, в которых сбил 4 самолета противника.

17 января 1945 года группа из 4 самолетов под командованием гвардии старшего лейтенанта Карлова вылетела на прикрытие наземных частей Красной Армии в район Ченстохова. В районе цели группа встретила 6 Ю-87 под прикрытием 2 ФВ-190. В воздушном бою тов. Карлов лично сбил 1 ФВ-109, который упал в районе западнее Ченстохова. Бомбардировщики противника были разогнаны и не допущены  к бомбометанию по нашим наземным частям.

27 января 1945 году в воздушном бою с истребителями противника в районе Оппельн лично сбил 1 ФВ-190, который упал в районе в районе Домбрау.

8 марта 1945 года в паре с гвардии лейтенантом Артамоновым штурмовали автоколонну из 8 крытых автомашин на дороге Лаубан-Герлиц. В результате штурмовки 1 автомашина загорелась, 2 машины перевернулись в кювет.

18 апреля 1945 года, находясь в районе прикрытия над рекой Шпрее, группа из 6 самолетов под командованием тов. Карлова была перенацелена в район города Шпремберг, где обнаружила  до 20 ФВ-190. Группа с хода попарно атаковала противника. Тов. Карлов лично сбил 1 ФВ-190, который упал в лесу юго-западнее Шпремберга.

20 апреля 1945 года в районе прикрытия наземных войск  Калау, Люкау, Даме группа из 6 самолетов под командованием тов. Карлова встретила 3 ФВ-190, которые штурмовали дорогу. Группа атаковала их. Тов. Карлов, зайдя в хвост, с одной очереди сбил 1 ФВ-190, который упал в районе деревни Зольдау.

26 апреля 1945 года тов. Карлов в паре с гвардии лейтенантом Артамоновым штурмовал войска противника в районе Хальбе, Тойпитц, Борут. В результате двух заходов они зажгли 5 автомашин. Тов. Карлов лично уничтожил 3 автомашины и 1 легкий танк.
Вылетев в тот же день вторично на штурмовку группой в 6 самолетов, уничтожили 7 автомашин. Тов. Карлов лично уничтожил 2 автомашины.

Работая в должности заместителя командира, он же штурман эскадрильи, с 1 сентября 1944 года, проводит с личным составом большую работу по штурманской подготовке. Благодаря этому, летным составом эскадрильи произведено 750 успешных боевых вылетов, сбито 53 самолета противника, без единого случая потери ориентировки.

В настоящее время работает в должности командира эскадрильи и с работой справляется хорошо. Водит в бой группы в 8 – 10 самолетов и грамотно командует ими в бою.

В воздухе осмотрителен. В бою быстро и правильно принимает решения. Ищет врага и первый навязывает ему бой, поэтому всегда выходит победителем. На выполнение боевых заданий летает с желанием, в бою ведет себя умело и дерзко.

За мужество и геройство, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками, за произведенные 172 успешных боевых вылета, из них 13 вылетов на разведку и доставленные ценные данные о движении и сосредоточении войск противника, за 15 успешных вылетов на штурмовку войск противника, в результате которых лично уничтожил 5 автомашин и легкий танк, за сбитые лично 15, в паре – 5 и в группе 2 самолета противника (из сбитых в паре 5 и в группе 2 самолетов противника  на личный счет тов. Карлова зачислено лично сбитыми 3 самолета), за умелое руководство как заместителя командира и штурмана эскадрильи – достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 129 гвардейского штурмового авиационного Сандомирского полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Фигичев

5.05.1945 года

Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск) и А.А.Симоновым (г. Жуковский).
Кроме приведенных источников, использован материал с сайта "Красные соколы".

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»