Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Колесников Александр Никифорович

 
Колесников Александр Никифорович
16.08.1917 - 25.02.2001
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 02.08.1944 Медаль № 4163
Орден Ленина № 19281


Колесников Александр Никифорович – командир эскадрильи 232-го штурмового авиационного полка (289-я штурмовая авиационная Никопольская дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), капитан.


Родился 16 августа 1917 года на хуторе Сидорово-Кадамовский (ныне  поселок в составе города Шахты) Ростовской области в семье рабочего. Русский. С детства с родителями жил в городе Шахты. Окончил Шахтинское горно-промышленное училище в 1934 году. Работал мастером телефонной станции шахты имени Артёма, одновременно учился в Шахтинском аэроклубе.  Призван в армию в 1937 году. В 1938 году окончил ускоренный курс военной авиационной школы пилотов в городе Ворошиловград (ныне Луганск). Был оставлен в ней же летчиком-инструктором.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с  октября 1941 года на Западном фронте. Участвовал в обороне Москвы в составе ночного легкобомбардировочного авиационного полка, совершил 80 боевых вылетов на самолете Р-зет на бомбардировку вражеских войск, продвигавшихся к Москве. Был награжден орденом Красного Знамени.

После того, как полк потерял большое количество своих самолетов, он был в апреле 1942 года выведен в тыл на переформирование.

С августа 1942 года до конца войны А.Н.Колесников воевал в составе 232-го штурмового авиационного полка 289-й штурмовой авиационной дивизии (в период с декабря 1942 по март 1943 дивизия  называлась смешанной). На штурмовике Ил-2 сражался на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м, 1-м и 2-м Прибалтийских, Ленинградском фронтах.

На Сталинградском фронте южнее Сталинграда участвовал в нанесении штурмовых ударов по германско-румынским  войскам, захватившим Элисту и пытавшимся прорваться к Астрахани на участке обороны 28-й армии.

На Южном фронте в составе 8-й воздушной армии принимал участие в Миусской наступательной операции (17 июля – 2 августа 1943 года); Донбасской наступательной операции (13 августа – 22 сентября 1943 года); Мелитопольской наступательной операции (26 сентября – 5 ноября 1943 года), в том числе освобождении города Мелитополь.

На 4-м Украинском фронте в составе 8-й воздушной армии участвовал в Никопольско-Криворожской наступательной операции (30 января – 29 февраля 1944 года) и освобождении города Никополь; Крымской наступательной операции (8 апреля – 12 мая 1944 года), в том числе освобождении города – Героя Севастополя.

К 25 апреля 1944 года совершил 188 успешных боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике. Уничтожил и повредил  32 танка, 12 батарей полевой артиллерии, 9 минометных батарей, до 150 автомашин с военными грузами, 2 переправы, 1 штаб соединения, 2 железнодорожных эшелона, 12 самолетов, 23 бронемашины, 15 дзотов, до 1700 солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Колесникову Александру Никифоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

После освобождения Крыма 289-я штурмовая авиационная дивизия была передислоцирована в Прибалтику.

На 3-м Прибалтийском фронте в составе 14-й воздушной армии А.Н.Колесников принимал участие в освобождении Эстонии и Латвии – Тартуской наступательной операции (с 18 августа по 6 сентября 1944 года) и Рижской наступательной операции (с 14 сентября по  4 октября 1944 года) – составной части Прибалтийской стратегической операции.

На 1-м Прибалтийском фронте в составе 3-й воздушной армии участвовал в поддержке наземных войск фронта в наступательных боях на шяуляйском направлении, разгроме шяуляйской группировки противника, прорыве к Балтийскому морю, блокировании на Курляндском полуострове германской группы войск «Север».  

На 2-м Прибалтийском, а с 1 апреля 1945 года – Ленинградском фронте (Курляндская группа войск) в составе 15-й воздушной армии участвовал в разгроме курляндской группировки противника.

К концу войны совершил более 210 успешных боевых вылетов.

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. В 1949 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 года полковник А.Н.Колесников – в  запасе. Жил в Риге.

Скончался 25 февраля 2001 года.

Имя А.Н.Колесникова носит школа № 39 в городе Шахты.

Награжден орденом Ленина (2.08.1944), 2 орденами Красного Знамени (20.01.1942; 30.10.1944), орденом Александра Невского (24.12.1943), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (13.10.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

На фронте Отечественной войны с 22 июня 1941 года, участвовал на фронтах: Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском.
За этот период произвел 188 боевых вылетов, из них 80 боевых вылетов ночью на самолете Р-зет по обороне Москвы и ведущим групп в 10 – 20 самолетов Ил-2 – 108 боевых вылетов.
Его эскадрилья за период его командования произвела 615 боевых вылетов на Ил-2, имея свои потери 6 экипажей.
При уничтожении техники и живой силы противника на подступах к Москве летал ночью при плохих метеоусловиях (метель, низкая облачность), всегда находил цель, уничтожал ее и возвращался на свой аэродром.
Летая на самолете Ил-2, капитан Колесников не допускал ни одной поломки самолета. Его самолет всегда исправен и готов к выполнению боевого задания.
На Южном и 4-м Украинских фронтах командование 289-й штурмовой авиационной Никопольской дивизии  посылало тов. Колесникова на самые ответственные боевые задания ведущим групп 6 – 12 – 20 самолетов Ил-2. Имея богатый практический боевой опыт и навык, умеет быстро определять цель (танки, артиллерию, минометы, автомашины), как бы их не замаскировал противник.
За отличное выполнение боевых заданий командования капитан Колесников имеет 18 благодарностей от командования фронтов, армии, командира дивизии и полка.
Эффективность его штурмовых ударов подтверждена многими телеграммами командования наземных войск через воздушную армию и корпуса.

15.11.1941 года, действуя ночью на самолете Р-зет в районе Сталиногорска, на дороге обнаружил колонну автоцистерн с горючим, атаковал ее, с первого захода прямым попаданием зажег 1 автоцистерну. Последующими заходами, сбрасывая по одной бомбе, зажег еще 4 автоцистерны. Сбросив весь бомбовый груз, невредимым вернулся на свой аэродром. Привез хорошие разведданные,  последующие вылеты часть производила на уничтожение этой колонны.

13.09.1942 года ведущим группы 5 самолетов Ил-2 без прикрытия истребителей с высоты 200 метров до бреющего атаковал до 200 автомашин в лощине 4 км юго-западнее Халхута. Для скрытности подхода к цели капитан Колесников зашел со стороны солнца на бреющем полете. За 3 км до цели группа сделала подскок до высоты 200 метров. Атака была настолько внезапной, что зенитная артиллерия противника открыла огонь только на 3-м заходе. Группа сбросила 12 ФАБ-100, 60  АО-8, 80 АО-2,5,  израсходовала 40 РС-82, 1800 снарядов ВЯ и 1960 патронов ШКАС. Штурмовым налетов группа уничтожила 30 автомашин, создала до 15 очагов пожара, взорвала 4 склада с боеприпасами, 3 точки зенитной артиллерии и до 200 солдат и офицеров.

25.08.1943 года ведущим группы 5 самолетов Ил-2 в сопровождении двух Як-1 с высоты 800 – 300 метров в районе Мокрый Еланчик атаковал скопление танков и автомашин противника. При подходе к цели зенитная артиллерия противника открыла сильный заградительный огонь. Тов. Колесников передал по радио группе – первый заход произвести по зенитной артиллерии противника. Последующими заходами группа штурмовыми действиями уничтожила 6 танков, 13 автомашин с боеприпасами, подавила огонь 2 батарей зенитной артиллерии. Вся группа прибыла на свой аэродром.

1.09.1943 года ведущим группы 6 Ил-2 без сопровождения истребителей с высоты 800 – 200  метров в районе совхоза Металлист атаковал до 16 танков, 40 автомашин. Бомбами ПТАБ, огнем РС, из пушек и пулеметов группа уничтожила 8 танков. 16 автомашин, рассеяно и уничтожено до 100 солдат и офицеров противника. Группа невредимой вернулась на свой аэродром.

29.10.1943 года ведущим группы 6 самолетов Ил-2 под прикрытием 4 Як-1 с высоты 100 – 300 м атаковал переправу на реке Днепр в районе Никополь. Снижаясь до бреющего полета, тов. Колесников обнаружил у переправы замаскированный кустами буксирный катер и баржу с пехотой до 500 человек. От прямого попадания бомбы катер затонул. Огнем РС, из пушек и пулеметов штурмовики подожгли баржу. На 3-м заходе прямым попаданием бомбы ФАБ-100 тов. Колесников разрушил переправу на 20 м от берега.

13.11.1943 года ведущим группы 6 Ил-2 в сопровождении 4 Як-1 с высоты 700 – 100 м атаковал 12 танков и   до 30 автомашин в районе Малая Лепетиха. Несмотря на противодействие зенитной артиллерии противника, тов. Колесников произвел 7 заходов на цель. Смелыми штурмовыми действиями уничтожил 5 танков, 13 автомашин, поджег 1 автоцистерну с горючим.

10.04.1944 года во время прорыва Сиваша в районе Тимошевка тов. Колесников ведущим группы 10 Ил-2 произвел штурмовку по скоплению войск противника. В результате дал возможность нашим наземным войскам выйти на оперативный простор.

11.04.1944 года ведущим группы 6 Ил-2 под прикрытием 4 Як-1 с высоты 600 – 100 м  атаковал до 50 автомашин и повозок на дороге в 5 км южнее Ишунь. В 5 заходах произведено 30 самолето-атак. Уничтожено 12 автомашин с грузом и живой силой. Все самолеты невредимыми вернулись на свой аэродром.

15.04.1944 года ведущим группы 10 Ил-2 произвел налет на аэродром Херсонес. В результате смелых штурмовых атак лично уничтожил 5 самолетов противника.

Капитан Колесников в повседневной боевой работе добился отличной прицельной меткости бомбовых ударов. Стал мастером штурмового дела и бомбового удара по целям. Отлично владеет техникой пилотирования самолета Ил-2. Овладел в совершенстве ориентировкой, стал полноценным вожаком нескольких групп на выполнение боевого задания. Умеет водить большие группы на боевое задание и приводить их компактным строем на свой аэродром.

За период Отечественной войны им лично уничтожено и повреждено: 32 танка, 12 батарей полевой артиллерии, 9 минометных батарей, до 150 автомашин с разными грузами, 2 переправы, 1 штаб соединения, 120 мотоциклов с мотоциклистами, 2 железнодорожных эшелона, 12 самолетов, 23 бронемашины, 215 всадников, 15 дзотов, до 1700 солдат и офицеров.

За героизм, мужество и отвагу при совершении им 188 боевых вылетов и нанесение огромного ущерба противнику в живой силе и технике тов. Колесников достоин высшей правительственной награды -  звания героя Советского Союза.

Командир 232 ШАП подполковник Ткачев
25 апреля 1944 года


Кроме приведенных источников, использован материал с сайта «Красные соколы».

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»