Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Соловьёв Павел Александрович

 
Соловьёв Павел Александрович
27.06.1917 - 13.10.1996
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 22.07.1966 Медаль № 14047
Орден Ленина № 385304

    Памятники
  Памятник в Рыбинске
  Надгробный памятник
  Бюст в Перми


Соловьёв Павел Александрович – главный конструктор Пермского моторостроительного опытно-конструкторского бюро Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 14 (27) июня 1917 (настоящий год рождения – 1918) года в деревне Алекино Кинешемского уезда Костромской губернии, ныне в черте города Заволжск Ивановской области, в семье рабочего-текстильщика. Русский. С 8 лет помогал родителям по хозяйству, работал в поле. В 1934 году окончил 9 классов школы в Кинешме. Самостоятельно прошел курс 10 класса, приписал в документах год и уехал поступить в институт в город Рыбинск.

Поступил Рыбинский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. На старших курсах во время учебы работал в местном аэроклубе – преподавал конструкцию самолета и двигателя. В 1940 году с красным дипломом окончил институт. Как отличник учебы имел право выбора – Запорожье, Улан-Удэ, Пермь. В апреле 1940 года прибыл в Пермское моторостроительное опытно-конструкторское бюро № 19 (позднее - НПО «Авиадвигатель»), которым руководил конструктор Аркадий Дмитриевич Швецов. С этим предприятием связана вся дальнейшая трудовая биография П.А. Соловьёва.

Начинал инженером на испытательном стенде, затем конструктором в группе перспективных разработок. С 1942 - начальник конструкторской бригады, с 1944 - ведущий конструктор. В годы Великой Отечественной войны занимался доработкой и совершенствованием двигателя М-82 (АШ-82) для истребителей Лавочкина (Ла-5 и Ла-7) и бомбардировщиков Туполева –Ту-2. Участвовал работе над первым реактивным двигателем, опытным перспективным двигателем АШ-84.

После войны руководил бригадой конструкторов по разработке двигателя, модификации АШ-82, для самолетов гражданской авиации Ил-12, Ил-14. При участии Соловьёва ,как ведущего конструктора, был создан двигатель АШ-73ТК для стратегического бомбардировщика Ту-4. В 1948 году был назначен первым заместителем генерального конструктора. В начале 1950-х годов именно двигатели пермского КБ дали путевку в жизнь новому роду авиации – вертолетам. Для вертолет Ми-4 был разработан двигатель АШ-82В.

После смерти А.Д. Швецова возглавил конструкторское бюро, с 1953 - главный конструктор ОКБ (в возрасте 37 лет). Под его руководством прошел переход КБ с поршневых двигателей на газотурбинные. Именно тогда был выбран двухконтурный тип двигателя, который стал основным для КБ. Руководил созданием первого советского турбореактивного двухконтурного двигателя Д-20П для скоростного пассажирского самолёта Ту-124 (1959). В марте 1960 года в небо поднялся тяжелый вертолет Ми-6 с газотурбинным двигателем Д-25В, разработанным в КБ Соловьёва специально для этого вертолета. В дальнейшем удачная газотурбинная силовая установка устанавливалась на тяжелых вертолетах Ми-10 и Ми-12. Дальнейшим развитием двухконтурной схемы стал высокоэкономичный двигатель Д-30 для самолёта Ту-134. По итогам семилетки, за комплекс работ по плановому выпуску продукции и создание новой техники (конкретно – двигателя Д-30) генеральному конструктору было присвоено высокое звание Героя.

За выдающиеся заслуги в выполнении заданий правительства по созданию новых авиационных двигателей, указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 22 июля 1966 года Соловьёву Павлу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В дальнейшем продолжал успешную конструкторскую деятельность. Модификации удачного двигателя Д-30 устанавливались на лайнерах Ил-62М и Ту-154М – Д-30КУ, военно-транспортных самолётах Ил-76 - Д-30КП.

В начале 1970-х Соловьев приступил, пожалуй, к главному делу всей своей жизни - созданию двухконтурного двигателя с форсажной камерой для истребителя-перехватчика известного сейчас как МиГ-31. Двигатель Д-30Ф6, несмотря на родственное название Д-30 это был абсолютно новый двигателей. Это был двигатель с форсажной камерой и регулируемым соплом - первый в СССР и один из первых в мире ТРД подобной схемы. Состоящий на вооружении ПВО с 1980 года, МиГ-31 с двумя Д-30Ф6 до сих пор имеет непревзойденные высотно-скоростные характеристики

С апреля 1981 года - генеральный директор НПО «Авиадвигатель» в Перми. Последним в его творческой деятельности конструктора стал турбовентиляторный двигатель Д-90 (в 1987 году в честь Павла Александровича Соловьёва назван «ПС-90»). Это высокоэкономичный и экологически «чистый» двигатель ПС-90А и его модификации сегодня устанавливаются на самолеты: Ту-204, Ту-214, Ил-76ТД-90, Ил-76МФ, Ил-96. Около 40 % отечественной гражданской авиации летает на двигателях П.А. Соловьёва.

П.А. Соловьёв более 35 лет он являлся бессменным руководителем конструкторского коллектива. Много внимания уделял преподавательской работе: заведующий кафедрой авиационных двигателей Пермского политехнического института (в настоящее время - Пермский государственный политехнический университет). За это время им была создана уникальная конструкторская школа. Автор большого количества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей, разработки высокотемпературных газовых турбин. Имеет 8 авторских свидетельств на изобретения.

С 1988 года, после выхода на пенсию - советник-консультант в НПО «Авиадвигатель». 

С начала 90-х годов на базе авиадвигателей, разработанных под руководством П.А. Соловьёва, начинается проектирование и серийное производство газотурбинных установок, а также выпуск на их основе газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Сегодня промышленные модификации авиационных двигателей Д-30 и ПС-90А широко применяются ведущими нефтегазодобывающими и энергетическими компаниями Росси и СНГ.

Член-корреспондент Академии наук СССР (1981). Доктор технических наук (1967). Профессор (1960).

Член ВКП(б)/КПСС в 1943-1991 годах. Депутат Верховного Совета СССР 8-11 созывов (1970-1989). Был депутатом Пермского областного Совета народных депутатов, членом Пермского областного комитета КПСС.

Жил в городе Пермь. Скончался 13 октября 1996 года. Похоронен на Южном кладбище в Перми.

Награждён 4 орденами Ленина (12.07.1957, 22.07.1966, 23.12.1976, 2.02.1982), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (6.12.1949), Красной Звезды (2.07.1945), медалью «За трудовую доблесть» (21.06.1943), другими медалями.

Ленинская премия (1978, за двигатель Д-30Т для Ил-76). Государственная премия (1968, за силовую установку для вертолёта Ми-6). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). Почётный авиастроитель.

Почётный гражданин города Пермь (1987). Бюсты Героя установлены в Перми и Рыбинске Ярославской области. Имя присвоено Рыбинскому государственному авиационному техническому университету, на здании университета установлена мемориальная доска. Имя Соловьева носят самый современный российский авиационный двигатель ПС-90А и истребитель-перехватчик МиГ-31 ВВС России.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Генеральный конструктор П.А. Соловьёв. О времени и о себе. - Рыбинск, 2009
 Герои Прикамья. Пермь. "Пушка". 2006
 Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.