Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Степанов Николай Никитович

 
Степанов Николай Никитович
09.01.1919 - 17.09.2008
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 29.06.1945 Медаль № 8006
Орден Ленина № 52450

    Памятники
  Надгробный памятник
  г. Калининград, мемориал Героев


Степанов Николай Никитович – штурман  эскадрильи 566-го штурмового авиационного Солнечногорского  Краснознаменного ордена Кутузова полка (277-я штурмовая авиационная  Красносельская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), капитан.


Родился  9 января 1919 года в деревне Большие Льзи ныне Плюсского района Псковской области в крестьянской семье. Русский. Окончив в 1933 году семилетнюю школу, приехал в Ленинград. Работал слесарем в тресте «Хладпромстрой». В 1935 году поступил, в 1939 – окончил Ленинградский кинотехникум и был призван в армию. В 1940 году окончил Ленинградское авиационно-техническое училище, получив воинское звание воентехника 2-го ранга.

Служил в Западном Особом военном округе под Минском техником звена в 160-м истребительном авиационном полку, имевшем на вооружении истребители И-15 и И-153.

В действующей армии – с 22 июня 1941 года. До августа 1941 года принимал участие в боевых действиях полка в составе 43-й истребительной авиационной дивизии на Западном фронте.

В августе полк, потерявший почти все самолеты, отправлен на  Калининский фронт. Там был переформирован в 429-й истребительный авиационный полк и вооружен истребителями ЛаГГ-3. В этом полку Н.Н.Степанов служил техником звена с августа по ноябрь 1941 года – на Калининском, а с ноября 1941 по январь 1942 года – на Северо-Западном фронте в составе 4-й смешанной авиадивизии.

С января по май 1942 года служил старшим техником группы инспекторов Управления ВВС Северо-Западного фронта, выполнявшей специальные задания.

В мае – июне 1942 года служил техником звена в 416-м истребительном авиационном полку 1-й ударной армии Северо-Западного фронта.

После неоднократных рапортов  в июне 1942 года старший техник-лейтенант Н.Н.Степанов направлен во 2-й учебный авиаполк в городе Кинешма, где до февраля 1943 года проходил переобучение на пилота.

С февраля по май 1943 года продолжал  обучение в 34-м запасном авиаполку. Затем зачислен в качестве слушателя в 14-ю Чебоксарскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в октябре 1943 года, получив звание старшего лейтенанта.

 С октября 1943 по  январь 1944 года проходил дополнительную подготовку в 46-м запасном авиационном полку.  С января по апрель 1944 года осваивал штурмовик Ил-2 в 15-м отдельном учебно-тренировочном смешанном полку.

С 15 апреля 1944 года – в 566-м штурмовом авиационном полку 277-й штурмовой авиационной дивизии – летчик, летчик старший (17.08.1944), командир звена (3.11.1944), заместитель командира, он же штурман эскадрильи (24.01.1945).

Сражался на штурмовике Ил-2 на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах.

На Ленинградском фронте участвовал в следующих операциях:

Выборгская наступательная операция (10 – 20 июня 1944 года) – составная часть Выборгско-Петрозаводской стратегической операции, в том числе освобождение города Выборг;

Нарвская наступательная операция (24 – 30 июля 1944 года), в том числе освобождение города Нарва (Эстония);

Таллинская наступательная операция (17 – 26 сентября 1944 года), часть Прибалтийской стратегической операции, в том числе освобождение столицы Эстонии города Таллин;

Моонзундская десантная операция (с 27 сентября по  1 ноября 1944 года) – часть Прибалтийской стратегической операции, в том числе освобождение эстонских островов Муху – 1  октября, Даго (Хийумаа) – 3 октября, Эзель (Сааремаа) – частично.

На 3-м Белорусском фронте участвовал в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (с 13 января по 6 апреля 1945 года), в том числе в Инстербургско-Кенигсбергской наступательной операции (13 – 27 января 1945 года).

К 6 апреля 1945 года совершил на штурмовике Ил-2 123 успешных боевых вылета на штурмовку укреплений, техники и живой силы противника. Им лично уничтожено и повреждено: танков – 24, автомашин с войсками и грузами – 53, бронемашин – 2, легковых автомашин – 4, самоходных орудий – 3, повозок с грузами – 81, железнодорожных вагонов – 27, железнодорожных платформ с военным имуществом – 7, разрушено 2 станционных здания и железнодорожное полотно в 8 местах, повреждено 2 тягача, 3 шестиствольных миномета, подавлен огонь 17 артиллерийских батарей, 26 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожено и рассеяно свыше батальона солдат и офицеров противника.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Степанову Николаю Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

6 апреля 1945 года, в первый день Кёнигсбергской операции, при выполнении боевого задания по штурмовке  Кёнигсберга, был сбит зенитной артиллерией. Самолет врезался в землю, и  летчика выбросило из кабины. Он остался жив, однако получил тяжелейшие травмы.

После многомесячного лечения в госпитале и заживления ран врачи обнаружили у Н.Н.Степанова туберкулез лёгких. После Ялты, куда его отправили на излечение, был медицинской комиссией признан негодным для военной службы и демобилизован.

Вернулся в Ленинград, работал в райкоме партии. В 1950 году был снова зачислен в ряды Военно-Воздушных Сил. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. После ее окончания служил в аппарате Министерства Обороны СССР.

С 1974 года полковник Н.Н.Степанов – в запасе. Жил в Москве. Работал директором стадиона «Динамо».

Скончался 17 сентября 2008 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Награжден орденом Ленина (29.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (11.07.1944; 2.11.1944), орденом Александра Невского (22.02.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (25.04.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (18.06.1944; …), медалями.

В городе Калининград его имя увековечено на мемориале Героям штурма Кенигсберга.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Тов. Степанов свою боевую работу начал в составе 566 ШАСКП рядовым летчиком-штурмовиком с 21 апреля 1944 года. Принимал активное участие в боях за города Нарва и Псков, в прорыве глубокоэшелонированной обороны немцев и финнов на Карельском перешейке, в боях за город Выборг, за освобождение Советской Эстонии и островов Даго, Муху, Эзель от немецких оккупантов, в прорыве глубокоэшелонированной обороны немцев на подступах к Восточной Пруссии, в уничтожении окруженной нашими войсками Восточно-Прусской группировки противника, в боях за город Кёнигсберг.

Обладая отличными качествами летчика-штурмовика, проявляя мужество, отвагу и геройство в жестоких схватках с врагом, за короткий промежуток времени заслужил славу мастера штурмовых ударов по вражеской технике и живой силе. Отмечен шестью правительственными наградами, рядом благодарностей от наземного командования, воздушной армии, дивизии и полка.

Как один из лучших летчиков, быстро растет в должности и в ноябре 1944 года назначен на должность заместителя командира эскадрильи.

За период своей боевой работы тов. Степанов совершил 123 успешных боевых вылета на штурмовку вражеских укреплений, техники и живой силы, из которых 50 боевых вылетов произвел в период прорыва обороны немцев в Восточной Пруссии и уничтожения окруженной Восточно-Прусской группировки.
15 раз летал на разведку противника, доставляя командованию ценные сведения о нем, что помогало еще большему нанесению ущерба врагу и большей эффективности выполнения боевых заданий.

В результате 123 успешно выполненных боевых вылетов им лично уничтожено и повреждено: танков – 24, автомашин с войсками и грузами – 53, бронемашин – 2, легковых автомашин – 4, самоходных орудий – 3, повозок с грузами – 81, железнодорожных вагонов – 27, железнодорожных платформ с военным имуществом – 7, разрушено 2 станционных здания и железнодорожное полотно в 8 местах, повреждено 2 тягача, 3 шестиствольных миномета, подавлен огонь 17 артиллерийских батарей, 26 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожено и рассеяно свыше батальона солдат и офицеров противника.
12 раз он вступал в воздушный бой с истребителями противника и выходил победителем.

12 июня 1944 года в группе из 8 самолетов Ил-2 участвовал в выполнении боевой задачи по уничтожении железнодорожного эшелона на участке Перкярви – Лейпясую и разрушению железнодорожной станции Лейпясую. На станции Лейпясую было обнаружен эшелон из 30 вагонов с военным имуществом. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, тов. Степанов, производя противозенитный маневр, смело пробился к цели и произвел 11 атак, в результате чего лично поджег 5 вагонов, 1 автомашину и подавил огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии. Эффектиность вылета подтверждена фотоснимками.

26 июня 1944 года выполнял боевую задачу в группе из 12 самолетов Ил-2 по уничтожению резервов противника в районе дороги Бустила – Пирти. При подходе к линии фронта. в районе Вяряснята группа была встречена 10 истребителями Ме-109. Тов. Степанов по команде ведущего смело и решительно вместе с группой вступил в бой с истребителями противника. Во время воздушного боя самолет тов. Степанова получил сильные повреждения. Несмотря на это, он после отражения атак истребителей успешно выполнил боевое задание и  произвел благополучную посадку в расположении своих войск. Группой при этом было сбито 3 истребителя Ме-109, 1 самолет Ме-109 подбит, убито свыше 15 велосипедистов, подожжено 2 грузовых и 1 легковая автомашина. Лично тов. Степанов подбил 1 Ме-109 и убил до 5 велосипедистов. Эффективность вылета подтверждена  контролирующим группы и фотоснимками.

3.августа 1944 года наносил штурмовой удар по скоплению техники и живой силы противника в районе Первятсе  (Эстония). В районе южнее Симу группа обнаружила скопление танков и пехоты противника. Несмотря на сильный зенитный огонь, тов. Степанов атаковал двумя заходами цель и лично поджег 2 танка типа «тигр», подавил огонь одной зенитной батареи, уничтожил и рассеял до 20 солдат и офицеров противника. Эффективность вылета подтверждена фотоснимками.

15 января 1945 года трижды летал на выполнение боевых задач по уничтежению и подавлению артиллерии противника в районе Нойдорф, Леббтуббелен, Биркенфельде, Юнгвальде, Краузенвальде и уничтожению танков и пехоты противника в районе Краупишкен. Смело подавляя огонь вражеских зениток, тов. Степанов делал по 3 захода на цель и лично повредил 2 самоходных орудия, подавил огонь одной артиллерийской батареи, 2 минометов, одной зенитной точки. Уничтожил и рассеял до 20 солдат и офицеров противника. Эффективность вылета подтверждена фотоснимками. Получил за этот вылет благодарность от командующего 1-й воздушной армией.

18 марта 1945 года в группе 5 самолетов Ил-2 выполнял боевую задачу по сопровождению наших наземных частей с рубежа Рефельд. Несмотря на сильный огонь вражеских зениток, тов. Степанов сделал 5 заходов на цель, в результате которых поджег 1 танк, подавил огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожил и рассеял до 15 солдат и офицеров противника. Эффективность вылета подтверждена благодарностью от станции наведения.

Помимо боевой работы. тов. Степанов, как заместитель командира эскадрильи и штурман, ведет большую работу по вводу молодого летного состава в строй, личным примером мужества и геройства учит их в бою.

За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немцами., за проявленные при этом мужество,  отвагу и геройство, что способствовало успешному продвижению наших наземных частей и быстрейшему разгрому врага, достоин высшей правительственной награды -  звания Героя Советского Союза.

Командир 566 штурмового авиационного Солнечногорского Краснознаменного ордена Кутузова полка подполковник Домущей

15 мая 1945 года

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои ленинградского неба. - Л.: Лениздат, 1984
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»