Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Темнов Виктор Пахомович

 
Темнов Виктор Пахомович
24.01.1916 - 20.04.1978
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 5411

    Памятники
  Надгробный памятник
  Памятный знак в Одессе
  Аллея Героев в Чугуеве


Темнов Виктор Пахомович – штурман эскадрильи 164-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

Родился 24 января 1916 года в селе Богородское, ныне Духовницкого района Саратовской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил семь классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем в Ленинграде.

В 1934 году призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Харьковское военное авиационное училище. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года, советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

26 июня 1941 года экипажу В.П. Темнова предстояло разведать войска противника в районах Ковель, Дубно, Луцк. Задание было выполнено отлично. По дороге из Ковеля на Сарны экипаж обнаружил колонну танков и автомашин численностью до 300 единиц, по дороге из Луцка на Ровно в движении до 400 автомашин и по дороге из Дубно на Острув до 200 автомашин. Эти данные были сообщены командованию радиограммой. Немедленно в воздух были подняты 5 групп наших бомбардировщиков, которые нанесли мощный бомбовый удар по колонне противника.

29 июня 1941 года при выполнении боевого задания В.П. Темнов был ранен осколками снаряда зенитной артиллерии в спину и руку. На самолёте был выведен из строя и загорелся правый мотор, но отважный экипаж не свернул с боевого курса и мастерски отбомбился по скоплению танков противника. На обратном маршруте вражеская зенитная артиллерия вторично обстреляла подбитый бомбардировщик, в результате чего был поврежден второй мотор и экипаж вынужден был посадить горящую машину на территории противника. В.П. Темнов несмотря на ранение и большую потерю крови, удачно провёл экипаж на свою территорию.

Осенью 1941 года В.П. Темнов на ростовском направлении делал по 3-4 боевых вылета в день и каждый его вылет был насыщен примерами мужества и отваги.

Однажды стало известно, что противник в честь "блистательной победы" собирается провести в одном из скверов города Мариуполь праздник. Полку была поставлена задача – произвести бомбометание по скверу в момент открытия праздника. На выполнение этого задания повёл группу бомбардировщиков В.П. Темнов. Опытный штурман в точно назначенное время появился над целью и очень удачно произвёл бомбометание. Как стало известно впоследствии, группа уничтожила одних только офицеров – 19 человек.

28 ноября 1941 года девятка бомбардировщиков вылетела на нанесение бомбового удара по скоплению вражеских войск на станции Морокая. На подходе к цели её атаковали 17 "Мессершмиттов-109". Дружным огнём наши лётчики отразили атаки "Мессершмиттов-109" и отлично выполнили задание. При этом они сбили три "Мессершмитта-109", один из них был сбит В.П. Темновым.

После успешного прорыва нашими войсками обороны немцев на Лозовско-Барвенковском направлении, противник стал спешно подбрасывать по железной дороге с юга резервы. Выгрузка резервов происходила на станции Краматорская.

24 января 1942 года группа бомбардировщиков с ведущим штурманом В.П. Темновым нанесла бомбовый удар по этой станции. Для большей точности удар был произведен с высоты 500 метров. Точными попаданиями группа разбила два железнодорожных эшелона и уничтожила девятнадцать танков. Результаты бомбометания были подтверждены вышестоящим командованием и данными агентуры.

Особенно прославился в эти дни В.П. Темнов своими дерзкими вылетами одиночным самолётом в плохую погоду на бомбометание и штурмовку войск противника. Он резко выделялся среди штурманского состава полка своей настойчивостью, смелостью, хитростью и умением в любой обстановке выполнить задание. Учитывая это, командование летом 1942 года полностью освобождает В.П. Темнова от полётов на бомбометание и поручает ему ведение разведки.

Однажды, в период отхода наших войск на юге, В.П. Темнову поручили разведать район Богучар, Кантемировка, Миллерово. При подходе к цели экипаж обнаружил, что противник прикрывает свои мотомехколонны усиленными нарядами истребителей. Не имея кислорода, экипаж, не страшась кислородного голодания, принимает решение – набрать высоту и на 6000 метров отлично выполняет задание.

В битве за Кавказ полностью определилось истинное призвание воздушного следопыта и фотографа. Изо дня в день совершенствуя способы и методы ведения воздушной разведки, избегая шаблонов, тщательно изучая противника, В.П. Темнов стал лучшим разведчиком полка. Доставляемые им разведданные, никогда не нуждались в доразведке.

Однажды на Моздокском направлении обстановка сложилась так, что была потеряна связь с нашим танковым соединением. Вылетевшие на разведку экипажи, обнаружили движение танков и мотомехвойск по дороге на Моздок, но определить их принадлежность не смогли. Тогда командир отправил на разведку В.П. Темнова. Быстро обнаружив колонну, отважные разведчики снизились над ней до бреющего полёта и ясно увидели не только по опознавательным знакам на танках, но и по форме одежды солдат, что это были фашисты. Развернувшись, экипаж проштурмовал колонну и доставил необходимые сведения командованию.

Ведя непрерывную авиаразведку, В.П. Темнов вскрыл группировку и выдвижение 40-го танкового и 52-го армейского корпусов немцев на Ворошиловско-Пятигорском и Пятигорско-Моздокском направлениях. Им было обнаружено выдвижение частей 17-й танковой и 372-й пехотной дивизии немцев на Моздок и далее по реке Терек до станицы Ищерская.

По этим данным наша авиация в течение шести дней наносила мощные бомбардировочные удары по врагу, что в значительной степени замедлило дальнейшее продвижение противника и дало возможность частям 37-й и 9-й Армии произвести перегруппировку и занять наивыгоднейшую позицию для обороны.

В период стабилизации фронта на реке Терек В.П. Темнов обнаружил подход к линии фронта частей 17-й танковой дивизии и дивизии СС "Викинг". В конце ноября 1942 года немцы сняли с Моздокского направления 23-й танковую дивизию и дивизию СС "Викинг" и направили их на помощь своей окружённой группировки под Сталинградом. Это не ускользнуло от зорких глаз В.П. Темнова. В результате наше командование своевременно приняло меры по разгрому Котельниковской группировки противника, состоящей из частей 23-й танковой дивизии и дивизии СС "Викинг".

В дни подготовки наступления Красной Армии на Северном Кавказе В.П. Темнов непрерывно вёл разведку с фотографированием обороны, коммуникаций аэродромов противника. В частности им на аэродроме Солдатская было обнаружено строительство взлётно-посадочной полосы и 57 вражеских самолётов.

В другой раз, вылетев на разведку железной дороги на участке Прохладный – Георгиевск, В.П. Темнов обнаружил на железнодорожной станции Зольный крупный склад с горючим. Девятибалльная облачность затрудняла прицеливание, но В.П. Темнов, воспользовавшись небольшим просветом в облаках, мастерски сбросил бомбы и уничтожил склад.

С переходом наших войск в наступление, В.П. Темнов систематически вёл разведку отходящих войск противника.

21 января 1943 года, ведя разведку путей отхода противника, В.П. Темнов обнаружил на участке Армавир – Крапоткин автоколонну до 1000 автомашин. На обратном маршруте экипаж отбомбился по колонне и штурмовал её до полного расхода боеприпасов.

31 января 1943 года выполняя задание по разведке в районе Ростова, В.П. Темнов обнаружил движение до 2000 автомашин по дороге из станицы Кущевская на Батайск. Сфотографировав дорогу, экипаж произвёл бомбометание по железнодорожному узлу Батайск, где вызвал крупный очаг пожара.

Весной 1943 года В.П. Темнов обнаружил концентрирование немцами авиации на аэродромах против Северо-Кавказского фронта. Эти данные помогли нашему командованию разгадать замысел противника, благодаря чему весеннее наступление немцев на Кубани было сорвано.

Летом 1943 года В.П. Темнов принимал самое активное участие в фотографировании "Голубой линии" обороны немцев на Кубани. В одном из вылетов ему предстояло под прикрытием четырёх "Як-1" сфотографировать передний край обороны противника на участке Киевская – Молдаванская. Для выполнения задания нужно было произвести три захода. В районе цели четыре самолёта "Мессершмитт-109" пытались атаковать фотографа, но были перехвачены истребителями прикрытия. Тогда немецкие зенитчики, видя беспомощность своих истребителей, открыли сильный огонь по разведчику, но экипаж не свернул с боевого курса и полностью выполнил задание.

4 июня 1943 года в полёте на разведку с фотографированием самолёт В.П. Темнова атаковали четыре самолёта "Мессершмитт-109". Экипаж мужественно отбивал нападение, но численный перевес противника сказался. Лётчик и штурман были тяжело ранены, стрелок-радист убит. Собрав последние силы, лётчик и штурман общими усилиями привели повреждённую машину на одном моторе на свой аэродром и доставили ценные снимки.

После изгнания немцев с Тамани В.П. Темнов систематически фотографировал развитие обороны немцев на Керченском полуострове, он выполнил целый ряд очень ответственных заданий по фотографированию переднего края обороны противника на рубежах: Горком, Керчь, Булганак, мыс Такыл; от мыса Мама Русская до мыса Хрони и обороны по Турецкому валу и Ак-Монайских позиций. Задание было особенно трудным, учитывая, что здесь насыщенность зенитной артиллерии переднего края у немцев доходила до трёх батарей на один километр фронта.

За несколько дней до перехода Красной Армии в наступление, В.П. Темнов полностью сфотографировал оборону немцев на Керченском полуострове на глубину до 20 километров. Его снимки в значительной мере облегчили нашим войскам прорыв вражеской обороны и взятие города Керчь.

В период подготовки летнего наступления Красной Армии в Белоруссии В.П. Темнов под ожесточённым обстрелом вражеской зенитной артиллерии полностью сфотографировал оборону немцев по реке Проня на глубину до 20 километров. За эту роботу В.П. Темнов получил благодарность от командующего 2-м Белорусским фронтом генерал-полковника Г.Ф. Захарова.

Когда оборона противника была прорвана, В.П. Темнов систематически вёл разведку отступающих войск противника, железнодорожных узлов, аэродромов.

29 июня 1944 года на аэродроме Минск им зафиксировано 45 немецких самолётов и 3 планера. На северо-западной окраине аэродрома полевой склад боеприпасов.

4 июля 1944 года на железнодорожном узле Лида В.П. Темнов обнаружил 25 составов, до 500 вагонов и 200 гружёных платформ, на улицах города до 150 автомашин. По разведданным В.П. Темнова наша авиация нанесла врагу сокрушающие удары.

В конце лета 1944 года В.П. Темнов вскрыл и сфотографировал оборону немцев на госгранице и по реке Нарев, что дало возможность нашему командованию успешно осуществить наступательные операции в районе Ломжа. За эту операцию полк был отмечен в приказе Верховного Главнокомандующего.

К октябрю 1944 года штурман эскадрильи 164-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка гвардии капитан В.П. Темнов совершил 177 боевых вылетов на разведку, фотографирование и бомбардировку военных объектов и войск противника.

Общий боевой налёт В.П. Темнова за этот период равен 262 часа. На его личном счету по самым скромным подсчётам находится не менее 25 уничтоженных танков, 45 железнодорожных вагонов, 155 автомашин и до 300 солдат и офицеров противника. За это же время он вырос с рядового штурмана до штурмана авиационной эскадрильи гвардейского полка. Сфотографировал около 9000 квадратных километров площади.

В.П. Темнов был отлично подготовлен как штурман эскадрильи. Свой огромный опыт по разведке и фотографированию он умело и с желанием передавал своим подчинённым. Все экипажи эскадрильи отлично выполняли задания по площадным и перспективным съёмкам. Три экипажа освоили съёмку криволинейных маршрутов. Лётный состав эскадрильи под руководством В.П. Темнова успешно освоил самолётовождение в сложных метеоусловиях и умело пользовался радионавигационным оборудованием. К октябрю 1944 года эскадрилья произвела 2138 боевых вылетов, с налётом 3402 часа, не имея случаев потери ориентировки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Темнову Виктору Пахомовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5411).

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР штурманом авиаэкадрильи в Польше, а с 1949 года - в частях ПВО в Одессе Украинской ССР (ныне - Украина). С 1960 года подполковник В.П. Темнов – в запасе.

В 1964 году окончил Одесское мореходное училище рыбной промышленности. Работал электриком на теплоходе "Разлив"Черноморского морского пароходства. С апреля 1968 по август 1970 года - 1-й помощник капитана теплохода "Черкассы" Азовского морского пароходства. С 1970 года работал в Одесском технологическом институте имени М.В. Ломоносова.

Жил в Одессе (ныне - Украина). Скончался 20 апреля 1978 года. Похоронен в Одессе на Таировском кладбище.

Награжден орденом Ленина (23.02.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (09.09.1942, 19.02.1943, 15.06.1944, …), орденом Отечественной войны 2-й степени (05.04.1943), орденом Красной Звезды, медалями. 

Дополнил Тимур Каримов (26.04.2015).

 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984
 Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.