Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кошкин Лев Николаевич

 
Кошкин Лев Николаевич
25.10.1912 - 08.04.1992
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 11.10.1982 Медаль № 20114
Орден Ленина № 399948

    Памятники
  Мемориальная доска в Вязьме
  Надгробный памятник


Кошкин Лев Николаевич – начальник и главный конструктор Конструкторского бюро автоматических линий Министерства оборонной промышленности СССР, город Климовск Московской области.

Родился 12 (25) октября 1912 года в городе Вязьма Смоленской губернии, ныне Смоленской области в семье землемера. Русский. В 1929 году окончил среднюю школу в городе Орёл. Начал трудовую деятельность разнорабочим, затем каменщиком, мастером.

В 1931 году приехал в Москву и поступил на вечернее отделение Московского высшего технического училища (МВТУ) имени Н.Э. Баумана. Одновременно работал мастером цеха, конструктором на московских заводах «Калибр» и «Пресс». В 1936 году перевёлся на дневное отделение МВТУ и в 1937 году успешно окончил его.

В 1937 году распределён на Ульяновский патронный завод № 3 имени Володарского Народного комиссариата вооружений СССР, конструктор, с 1938 года - начальник конструкторского бюро завода, с 1940 года (в 28 лет!) - главный конструктор. На этом заводе возглавил работу по созданию первых советских роторных автоматов для производства винтовочных и автоматных патронов. В 1938 году первая роторная линия была запущена в производство. Это было первым подобным производством в СССР, было положено начало новой отрасли отечественного машиностроения - комплексной автоматизации производства на базе роторных линий. В последующие годы работы в Ульяновске Л.Н. Кошкин совершенствовал действующую роторную линию и разрабатывал и внедрял в производство новые. Член ВКП(б)/КПСС в 1941-1991 годах.

В годы Великой Отечественной войны ульяновские рабочие-оружейники обеспечили стабильный рост производства патронов для фронта, доведя их выпуск до небывалых количеств. Были быстро освоены в производстве новые современные типы боеприпасов.

В 1944 году Л.Н. Кошкин назначен начальником и главным конструктором вновь созданного Центрального конструкторского бюро №3 (с 1966 года - конструкторское бюро автоматических линий, с 1994 года - ОАО «КБАЛ имени Л.Н. Кошкина») в городе Климовске Московской области. Этим КБ он руководил 42 года. Здесь наряду с практическим созданием последователь роторных линий, роторно-конвейерных производств и комплесно-автоматизированных производств, он вёл и широкие научные исследования в области автоматизации производства. Теоретически обосновал направление развития машин непрерывного действия.

В первую очередь задачей КБ была разработка автоматических линий для массового производства боеприпасов, но наряду с ней создавались такие линии и для иных отраслей машиностроения, уже в интересах всего народного хозяйства СССР. Например, впервые в мире были созданы автоматические линии роторно-цепной конструкции, линии сборки баллонов полупроводниковых приборов с производительностью 100 штук в минуту, линии полного цикла изготовления строительно-монтажных патронов с производительностью 600 штук в минуту, линии сборки клапанов аэрозольных упаковок производительностью 1000 штук в минуту и десятки других. Общее количество роторных линий, созданных в СССР, превышал 1000 наименований, и все они создавались на основе разработок КБ автоматических линий.

За выдающиеся заслуги в созданию новых образцов специальной техники указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 11 октября 1982 года Кошкину Льву Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1986 года - Генеральный директор Межотраслевого научно-производственного комплекса «Ротор», головными предприятиями которого стали КБ автоматических линий и Конструкторское бюро тяжелого машиностроения «Ротор» (Тула), а всего в состав МНТК «Ротор» входило свыше 30 предприятий. Задачей нового объединения было максимальное оснащение новейшими автоматическими линиями производства всех отраслей промышленности СССР. К сожалению, наступившие вскоре бурные политические события воспрепятствовали реализации этих планов, а развал СССР окончательно похоронил их, а также и сам МНТК «Ротор». С 1989 года - почётный директор МНТК «Ротор».

Одновременно с руководством КБ свыше 20 лет преподавал в Тульском политехническом институте, в МВТУ имени Н.Э. Баумана, в учебном центре Министерства оборонной промышленности СССР.

Автор свыше 200 научных трудов и 170 изобретений.

Академик Академии наук СССР (1984, минуя степень члена-корреспондента). Академик ВАСХНИЛ СССР (1975). Доктор технических наук (1963). Кандидат технических наук (1954). Профессор (1964).

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). Заслуженный изобретатель СССР (24.06.1983).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 8 апреля 1992 года. Похоронен в городе Климовск Подольского района Московской области.

Награждён 2 орденами Ленина (26.04.1971, 11.10.1982), 2 орденами Трудового Красного Знамени (3.06.1942, 28.07.1966), орденом Красной Звезды (20.04.1945), медалью «За трудовое отличие» (18.01.1942), медалями.

Ленинская премия (1962). Сталинская премия (1943). Государственная премия СССР (1980). Премия имени С.И. Мосина. Золотая медаль имени В.Г. Шухова № 1 (1991).

Имя Героя в 1994 году присвоено его детищу ОАО «Конструкторское бюро автоматических линий». На здании МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2" в городе Вязьма Смоленской области установлена памятная доска.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Беляев И.Н. Честь и слава - по труду. Биобибл. справочник. - Смоленск, 1991
 Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Биографическая энциклопедия. 2010.