Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Быков Михаил Семёнович

 
Быков Михаил Семёнович
16.10.1922 - 30.04.1991
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 9057
Орден Ленина № 59865

    Памятники
  На могиле
  Стела на Аллее Героев в Бобруйске
  Стела на Аллее Героев в Бобруйске (общий вид)
  Памятный знак в Жлобине


Быков Михаил Семёнович - командир эскадрильи 571-го штурмового авиационного Остропольского ордена Богдана Хмельницкого полка (224-я штурмовая авиационная Жмеринская Краснознаменная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), капитан.


Родился 16 октября 1922 года в городе Жлобин ныне Гомельской области (Республика Беларусь), в семье рабочего. Белорус. Окончил 9 классов школы № 6 в Бобруйске Могилевской области. Работал слесарем-монтажником на автобазе. Одновременно учился в аэроклубе. Призван в армию в 1940 году Бобруйским райвоенкоматом. В том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей  армии младший сержант М.С.Быков – с  июня 1941 года. С ноября 1941 года воевал в 571-м штурмовом авиационном полку 224-й штурмовой авиационной дивизии. С мая 1942 года совершал боевые вылеты  на штурмовике Ил-2, а с апреля 1945 года – на  Ил-10.

Сражался на Западном, Брянском, 1-м и 4-м Украинских фронтах.

На Западном фронте в составе 1-й воздушной армии участвовал в 1-й (30 июля – 23  августа 1942 года) и 2-й (25 ноября – 20 декабря 1942 года) Ржевско-Сычёвских наступательных операциях; Ржевско-Вяземской наступательной операции (2 – 31  марта 1943 года).

На Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в Орловской стратегической наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года) – завершающем этапе Курской битвы, в том числе в освобождении города Карачев Брянской области;

На 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии участвовал в Проскуровско-Черновицкой наступательной операции (4 марта – 17 апреля 1944 года), в том числе освобождении украинских городов Жмеринка Винницкой области и Тернополь;
Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 29  августа 1944 года), в том числе освобождении города Зборов Тернопольской области.

На 4-м Украинском фронте участвовал в составе 8-й воздушной армии в Карпатско-Ужгородской наступательной операции (9 сентября – 28 октября 1944 года) – составной части Восточно-Карпатской стратегической наступательной операции.

В декабре1944 года вместе со своим полком был отозван с фронта и направлен в город Куйбышев (ныне Самара) на авиационный завод для освоения нового штурмовика Ил-10.  19 марта 1945 года после переобучения и оснащения полка новыми штурмовиками он вылетел обратно на 4-й Украинский фронт, в свою дивизию.

Там принял участие в освобождении Чехословакии – в Моравско-Остравской наступательной операции 4 УФ (с середины апреля по 5 мая 1945 года), в том числе освобождении городов Опава и Моравска-Острава (ныне Чешская Республика) и Пражской стратегической наступательной операции (6 – 12  мая 1945 года), в том числе в освобождении чешского города Оломоуц.

К концу войны совершил 174 успешных боевых вылета, из них 29 на самолете Ил-10, на уничтожение живой силы и техники противника, штурмовку железнодорожных эшелонов и аэродромов, на прорыв переднего края вражеской обороны, на преследование отступающего противника, на разведку его ближних и дальних тылов.

Уничтожил и повредил до 52 танков, 200 автомашин, 150 повозок с грузами, 23 орудия полевой артиллерии, 17 зенитных орудий, 12 самолетов на земле, взорвал 12 складов с боеприпасами, разрушил до 1200 метров железнодорожного полотна, взорвал 6 дотов и дзотов, истребил до 1000 вражеских солдат и офицеров. В 9 воздушных боях сбил один истребитель Ме-109 и подбил два Ме-109.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, Быкову Михаилу Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1948 году прошёл подготовку к полётам в сложных метеорологических условиях, в 1952 году окончил  Высшие лётно-тактические курсы. С 1954 года подполковник М.С.Быков – в  запасе. Жил в Бобруйске. Работал инспектором в отделе кадров дорожно-строительного управления.

Скончался 30 апреля 1991 года.

Почетный гражданин Бобруйска (1985). Бюст Героя установлен на Аллее Героев в Бобруйске.

Награжден орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (12.08.1943; 29.09.1944; 1.07.1945), орденами  Александра Невского (30.10.1944), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (23.03.1943) степени, Красной Звезды (23.09.1942), медалями.
………………..

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В Отечественной войне участвует с 15 мая 1942 года. В полк прибыл сержантом на должность пилота в ноябре 1941 года, вырос до капитана – командира авиационной эскадрильи.
За время пребывания в полку совершил 174 успешных боевых вылета, из них на самолете Ил-10 – 29 боевых вылетов, на уничтожение живой силы и техники противника, на разведку, штурмовку железнодорожных эшелонов, на прорыв переднего края обороны немцев, на авиационное преследование отступающего противника, наносил удары по аэродромам Сеща, Алсуфьево, совхоз Дугино, Брянск, Ивановка и другие.
За 174 боевых вылета уничтожил и повредил до 52 танков, 200 автомашин, 150 повозок с грузами, 23 орудия полевой артиллерии, 17 зенитных орудий, 12 самолетов на земле, взорвал 12 складов с боеприпасами, разрушил до 1200 метров железнодорожного полотна, взорвал 6 дотов и дзотов, истребил до 1000 вражеских солдат и офицеров. Мастерски провел 9 воздушных боев с численно превосходящими силами противника, в которых сбил один Ме-109 и подбил два Ме-109.
Лично храбр и бесстрашен. Личным примером в бою учит молодых летчиков искусству воевать, вдохновляет их на героизм, отвагу и презрение к врагу.

Первые боевые вылеты капитана Быкова совпадают с началом боевой работы полка. В июне 1942 года полк вел напряженную боевую работу по выводу из окружения 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Белова, который прорывался после глубокого тылового рейда.

26 июня 1942 года в составе 6 Ил-2 летал в район Выползово – Якимово для удара по войскам противника, окружившим корпус. Несмотря на огонь зениток, молодой пилот Быков в этом вылете уничтожил 2 танка, 3 автомашины, разогнал до батальона пехоты. Вражеские зенитки изрешетили его самолет, вывели из строя управление элеронами, повредили стабилизатор, киль и фюзеляж. С полутораметровой  дырой в плоскости он все же посадил машину свой аэродром. При посадке она рассыпалась на части.

На пятом боевом вылете 20 июля 1942 года в район Запрудне – Буда Монастырская он вылетел ведущим звена на прикрытие наземных войск. Произведя штурмовку, звено уничтожило до 25 солдат и 5 автомашин. На обратном пути на звено напало 9 истребителей Ме-109. Бой был неравным – враги наседали, пулеметной очередью Быков был ранен в руку и ногу, но продолжал сражаться. Когда один Ме-109 зашел на него  сбоку, он удачным маневром поймал его в прицел и сбил пулеметной очередью. Напрягая последние силы, Быков перетянул линию фронта и упал в лесу. Пехотинцы вытащили его без сознания из обломков самолета. Через 10 дней  он вернулся в строй.

4 августа 1942 года вылетел в составе шестерки Ил-2 на Ржевском направлении в район деревни Сорокино на штурмовку подходящих резервов противника. Лично уничтожил 1 танк, 6 автомашин, 1 дзот.

5 августа 1942 года в составе шестерки Ил-2 вылетел в район дороги Вязьма-Гжатск для разгрома подходящих резервов противника. На подходе к цели летчики обнаружили автоколонну - около 220 автомашин длиной 15 километров. Шестерка зашла с хвоста колонны и проштурмовала ее, подожгла до 50 автомашин. В тот же день при повторном вылете в тот же район на группу напало 10 Ме-109. В воздушном бою самолет Быкова загорелся, но он сумел, маневрируя, сбить пламя и сесть недалеко от своего аэродрома.

28 августа 1942 года в составе четверки Ил-2 вылетел в условиях дождя и плохой видимости на штурмовку аэродрома Сеща, где было до 30 четырехмоторных и двухмоторных вражеских самолетов. Сделав два захода на аэродром, штурмовики уничтожили 10 самолетов, ангар, склад с боеприпасами, 5 автомашин.

Отмечая успешное выполнение боевых заданий по штурмовке вражеских аэродромов, командующий 1-й воздушной армией генерал-лейтенант Худяков объявил участникам штурмовки благодарность.

В 1942 году летчиками приходилось воевать на одноместном самолете Ил-2 с незащищенной задней полусферой. Поэтому требовались исключительное мужество, отличная техника пилотирования, чтобы отражать атаки вражеских истребителей и не иметь потерь в воздушных боях.

За 1942 год Быков мастерски провел 6 воздушных боев, сбил 1 и подбил 1 Ме-109, получил 3 благодарности от командующего армией.

Работая командиром эскадрильи, Быков в июле 1943 года в составе полка  поддерживал наступление и прорыв наших войск на Орловско-Курском направлении, водил в бой группы по 6 – 12 самолетов Ил-2, по два-три раза в день.

20 июля 1943 года группа 8 Ил-2, ведомая Быковым, вылетела на штурмовку вражеских наступающих колонн в район города Карачев. Группа уничтожила 4 танка, 18 автомашин, рассеяла по лесу до роты пехоты. На обратном пути на нее напало 10  ФВ-190.  Быков построил оборонительный круг, бой продолжался 10 минут, но враг победы не добился. Быков сохранил своих ведомых и подбил один ФВ-190. Потеряв один подбитый самолет, противник ушел от штурмовиков.

За успешную боевую работу ему было присвоен внеочередное звание капитана.

В период формирования полка на Брянском фронте провел большую работу по вводу в строй молодого летного состава.

В 1944 году, участвуя в боях за освобождение советской Украины на 1-м Украинском фронте, искусно водил в бой группы в 12 – 18 самолетов Ил-2, показывал образцы мужества и героизма на поле боя.

6 марта 1944 года, несмотря на пургу, водил группу 8  Ил-2 в район Старо-Константинов, где группа уничтожила до 40 автомашин, взорвала 2 склада боеприпасов, уничтожила до 50 гитлеровцев.

10 апреля 1944 года, нанеся бомбо-штурмовой удар группой в 12 Ил-2 в районе Тарнополя по подходившим резервам, уничтожил 2 танка, 6 автомашин, до 12 солдат. Группа задержала движение по дороге Тарнополь-Проскуров на 4 часа.

Участвуя в Львовско-Сандомирской операции, капитан Быков водил в бой по 3 – 4 раза в день группы Ил-2 по 12 – 18 самолетов.

14 июля 1944 года ведущим группы в 16 Ил-2 летал на прорыв переднего края обороны противника в район Бучач. Несмотря на сильный огонь зениток, группа сделала над целью 3 захода и уничтожила 4 танка, 18 автомашин, вызвала 15 очагов пожара, 4 сильных взрыва, уничтожила 8 полевых орудий с расчетами, до 100 гитлеровцев.

В сложных условиях Карпатских гор капитан Быков воевал еще успешнее, способствуя наступлению войск 4-го Украинского фронта на территории Чехословакии. Зачастую после работы его группы наземные войска сразу занимала район, где работала группа. Он получил 18 благодарностей от командования наземных войск, в том числе 4 благодарности от командующего фронтом генерала армии Петрова.

11 сентября 1944 года, штурмуя район Забойско, прямым попаданием уничтожил танк типа «Королевский тигр».

В декабре 1944 года уехал вместе с полком в город Куйбышев для получения новой материальной части и переучивания на новый самолет Ил-10.

Затем успешно громил немецко-фашистские войска на территории гитлеровской Германии.

15 апреля 1945 года при штурмовке живой силы и техники врага в районе Врбха-Свобода, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, группой сделал 4 захода и лично уничтожил  3 орудия полевой артиллерии, 2 автомашины, подавил огонь 1 орудия зенитной артиллерии, вызвал 4 очага пожара, истребил до 12 солдат.

19 апреля вылетел ведущим 10 Ил-10 на штурмовку живой силы и техники в район Пиллау. На выходе из атаки на группу напали 12 ФВ-190. Несмотря на численное превосходство противника, капитан Быков вступил в воздушный бой. В ответ на попытки расчленить группу штурмовиков вражеские истребители поплатились одним ФВ-190, которого сбил воздушный стрелок Быкова. В этот вылет группа уничтожила до 18 автомашин, 8 орудий полевой артиллерии, вызвала 8 очагов пожара. Получила благодарность командующего 60-й армии.

В логове врага громил фашистские войска, уничтожал их технику, мстил за свою Родину и свой народ капитан Быков. Эскадрилья под его командованием провела 1625 боевых вылетов.

За лично произведенные 174 успешных боевых вылета, уничтожение живой силы и техники противника, руководство эскадрильей, личное мужество и геройство, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 571-го штурмового авиационного Остропольского ордена Богдана Хмельницкого полка подполковник Безух

28 мая 1945 года

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»