Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Компаниец Алексей Петрович

 
Компаниец Алексей Петрович
30.03.1916 - 19.10.1987
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 6594
Орден Ленина № 39097

    Памятники
  Аллея Героев в Корсунь-Шевченковском
  Надгробный памятник


Компаниец Алексей Петрович - командир 141-го гвардейского штурмового авиационного Сандомирского ордена Кутузова полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная Красноградская Краснознаменная ордена Суворова  дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт),  гвардии майор.


Родился 30 марта 1916 года в станице Пластуновская ныне Динского района Краснодарского края в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. Окончил 7 классов. В 1934 году окончил Краснодарскую профессионально-техническую школу (ныне – профессиональное училище № 1), в 1936 году – Московскую лётную школу Осоавиахима. Работал инструктором в Краснодарском аэроклубе. Призван в армию в 1940 году.

Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боевых действиях с 12 января 1942 года.

Сражался на Волховском, Ленинградском, снова Волховском, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах в 667-м ночном бомбардировочном (с 15 октября 1942 года – 667-м штурмовом, с 5 февраля 1944 года – 141-м гвардейском штурмовом авиационном полку). Полк с  октября 1942 года входил в состав 292-й (с 5 февраля 1944 года – 9-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии.

К концу войны совершил 122 успешных боевых вылета (17 на самолете Р-5 и 105 на самолете Ил-2). Им лично уничтожено: 32 танка, 205 автомашин с пехотой и грузом, 6 дзотов, 16 зенитных и полевых артиллерийских батарей, 45 железнодорожных вагонов, 8 складов с боеприпасами, 6 складов с горючим, 12 автоцистерн с бензином, 5 самолетов на аэродромах, 520 солдат и офицеров противника. Участвовал в 27 воздушных боях с истребителями противника, в которых лично сбил 2 и в группе 3 самолета противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945  года за умелое руководство полком, отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Компанийцу Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны А.П.Компаниец продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1956 года полковник А.П.Компаниец – в  запасе. Жил в Краснодаре. Работал старшим инженером  по технике безопасности Краснодарского осетрового завода.

Скончался 19 октября 1987 года. Похоронен на Славянском кладбище в Краснодаре.

В Краснодаре на здании профессионального училища № 1, в котором учился А.П.Компаниец, установлена мемориальная доска.

Награжден орденом Ленина (27.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (29.06.1942; 1.09.1943), орденом Суворова 3-й степени (11.04.1945), Александра Невского (17.07.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (31.12.1942; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (5.09.1944), Красной Звезды, медалями.

После окончания летной школы Осоавиахима А.П.Компаниец вернулся в Краснодар и работал инструктором в Краснодарском аэроклубе. В 1937 году в одном из полётов потерпел аварию, сильно разбился и какое-то время лечился. Из-за этого не смог пойти в военное авиационное училище. После частичного излечения два года работал в своем аэроклубе инструктором по укладке парашютов. В 1939 году переехал в Таганрог, где в апреле 1940 года был призван в армию. Поскольку  он имел удостоверения об окончании  школы Осоавиахима и инструкторской работе в аэроклубе, был направлен для прохождения службы в Сибирский военный округ, в наземную службу 30-го бомбардировочного авиаполка  командиром службы укладчиков парашютов. В конце 1940 года вступил в ВКП(б). С этого времени начал добиваться разрешения летать на самолётах полка У-2, И-153. После окончания 3-месячных курсов политсостава в апреле 1941 года получил звание политрука  и был назначен военным комиссаром эскадрильи. Это назначение практически открыло ему путь в небо. Как военный комиссар, добился разрешения на полёты.

С началом Великой Отечественной войны в Сибирском округе начал формирование 667-й  ночной бомбардировочный полк, в который  был направлен политрук А.П.Компаниец. В январе 1942 года полк, вооруженный легкими бомбардировщиками – бипланами Р-5, был  направлен на Волховский фронт.

На Волховском фронте в составе 4-й армии А.П.Компаниец участвовал в печально известной Любанской наступательной операции (7 января – 30 апреля 1942 года) и до июля 1942 года – в поддержке частей армии  в оборонительных боях на рубеже реки Волхов.
Военный комиссар эскадрильи политрук А.П.Компаниец к 3 июня 1942 года совершил 8 вылетов на самолете Р-5 . Выполняя боевое задание по бомбардировке автоколонны противника 4 марта 1942 года, был подбит, сумел на подбитом самолете перетянуть через линию фронта и совершил посадку на своей территории. Спас самолет и экипаж. Был награжден орденом Красного Знамени.

В июле 1942 года, когда полк проходил переобучение на самолет Ил-2, А.П.Компаниец был арестован и военным трибуналом приговорен к 5 годам лишения свободы за то, что при вступлении в партию скрыл свое «кулацкое» происхождение (отец – зажиточный казак). Командование заменило тюремный срок штрафным батальоном в качестве рядового в пехоте. Будущий Герой Советского Союза майор И.Е.Федоров поручился за него и забрал его в свой отряд  летчиков-штрафников 3-й воздушной армии Калининского фронта. В конце сентября 1942 года А.П.Компаниец по ходатайству командующего 3-й воздушной армией Героя Советского Союза генерал-майора М.М.Громова был реабилитирован со снятием судимости, как искупивший свою вину, и вернулся в свою часть. В октябре 1942 года ему  присвоено звание старшего лейтенанта, он  назначен заместителем командира эскадрильи по политической части.

На Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии принимал участие в Великолукской (24 ноября 1942 – 20 января 1943 года) и Ржевско-Вяземской (с 2 по 20 марта 1943 года) наступательных операциях.
На Калининском фронте совершил 15 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был подбит, спасся на парашюте. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

На Воронежском фронте командир эскадрильи капитан А.П.Компаниец в составе 2-й воздушной армии участвовал с 5 по 17 июля 1943 года в оборонительной фазе Курской битвы, нанося штурмовые удары по наступающим войскам противника. Совершил 23 боевых вылета. Награжден вторым орденом Красного Знамени.
На Степном (с 20 октября 1943 года – 2-м Украинском) фронте участвовал в составе 5-й воздушной армии в следующих операциях:
 Белгородско-Харьковская наступательная операция (3 – 23 августа 1943 года) – завершающий этап Курской битвы, в том числе освобождение Белгорода;
 Полтавско-Кременчугская наступательная операция (26 августа – 30  сентября 1943 года) – составная часть Черниговско-Полтавской стратегической операции, в том числе освобождение города Красноград Харьковской области;
Пятихатская (15 октября – 23 ноября 1943 года) и Знаменская (20 ноября – 23 декабря 1943 года)  наступательные операции – этапы Нижнеднепровской стратегической операции;
Кировоградская наступательная операция (1 – 16 января 1944 года), в том числе освобождение Кировограда;
Корсунь-Шевченковская наступательная операция (24 января – 17 февраля 1944 года), в том числе освобождение города Корсунь-Шевченковский Черкасской области;
Уманско-Ботошанская наступательная операция (5 марта – 17 апреля 1944 года).

За успешно проведенные 29 боевых вылетов награжден орденом Александра Невского.

На 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии участвовал в операциях:

Львовско-Сандомирская стратегическая наступательная операция (13 июля – 29  августа 1944 года), в том числе освобождение города Львов;
Сандомирско-Силезская наступательная операция (12 января – 3 февраля 1945 года) – составная часть Висло-Одерской стратегической операции, в том числе освобождение польского города Гинденбург (Забже);
Нижнесилезская наступательная операция  (8 – 24 февраля 1945 года);
Верхнесилезская наступательная операция (15 – 31  марта 1945 года);
Берлинская стратегическая наступательная операция (16 апреля – 8 мая 1945 года), в том числе штурм Берлина.

В начале мая 1945 года участвовал в уничтожении группировки противника, окруженной в городе Бреслау (Вроцлав), Польша.

С 9 ноября 1944 года гвардии майор А.П.Компаниец командовал 141-м гвардейским штурмовым авиационным полком.

За успешно проведенные 29 боевых вылетов и умелое командование полком на 1-м Украинском фронте  награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Суворова 3-й степени.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Тов Компаниец за период пребывания на фронте Отечественной войны произвел 17 успешных боевых вылетов на самолете Р-5 и 105 боевых вылетов на самолете Ил-2.
Награжден шестью орденами – двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Александра Невского, Суворова 3-й степени.
Гвардии майор Компаниец умело и мужественно руководит боевой работой своего полка.
В операциях Висленской, Кросненской, январской по прорыву обороны противника западнее города Сандомир. В Берлинской операции полком произведено 1707 успешных боевых самолето-вылетов. Особенно отличились летчики тов. Компаниец при уничтожении окруженной группировки противника юго-восточнее Берлина и овладении городом Берлин, где полком произведено 528 успешных боевых вылетов.
Лично тов. Компаниец после последнего награждения 20 раз водил летчиков своего полка на ответственнейшие и сложнейшие боевые задания в составе 18 – 30 самолетов Ил-2.
За весь период боевых действий им лично уничтожено: 32 танка, 205 автомашин с пехотой и грузом, 6 дзотов, 16 зенитных и полевых артиллерийских батарей, 45 железнодорожных вагонов, 8 складов с боеприпасами, 6 складов с горючим, 12 автоцистерн с бензином, 520 солдат и офицеров противника.
Участвовал в 27 воздушных боях с истребителями противника, в которых лично сбил 2 и в группе 3 самолета противника. Кроме того, уничтожил на земле 5 самолетов.
Отличная работа на поле боя тов. Компаниец и ведомых им летчиков всегда подтверждалась наземным и авиационным командованием, аэрофотоснимками и истребителями прикрытия.
За проявленные мужество и героизм, отличные штурмовки при разгроме немцев под Великими Луками, Демянском, Белгородом, Харьковым, Красноградом, Полтавой, Кировоградом, Корсунь-Шевченковским, Уманью, при форсировании рек Днепр, Днестр, Прут, Серет, Висла, Одер, Шпрее, в боях под Кишиневом, Яссами, при овладении городами Львов и Сандомир, уничтожении группировки юго-западнее Оппельн, юго-восточнее Берлина, овладении городами Ратибор, Гайнау, Нейссе, Леобшютц, Штреллен, Рыбник, центром Домбровского угольного бассейна Катовице, очагом немецкой агрессии городом Берлин имеет 28 благодарностей от Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина и ряд благодарностей от  командующего фронтом, армией, командира корпуса и командующих наземными армиями.

17.08.1944 года на Краковском направлении в районе Стопница, выполняя боевое задание по штурмовке танков противника составом группы из 6 самолетов Ил-2, тов. Компаниец проявил настоящее мужество и героизм. Несмотря на интенсивный огонь зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника и атаки вражеских истребителей, с круга снижаясь до бреющего полета, сделал 6 заходов, произведя 15 атак. Пребывая над целью 20 минут, прижимал к земле вражескую пехоту, подавляя и уничтожая танки и огневые точки. В результате штурмовки был взорван крупный склад боеприпасов, уничтожено 3 танка, 3 автомашины, в воздушном бою сбит 1 Ме-109 и расстреляно до 25 гитлеровцев. Танковая атака противника была сорвана.
За отличное выполнение задания командующий 5-й гвардейской армией генерал-лейтенант Жадов всему составу группы объявил благодарность, а гвардии майора Компаниец наградил ручными часами.

20.01.1945 года при выполнении боевого задания по штурмовке и бомбардировке железнодорожных эшелонов на станции Тарновиц, командуя группой из 9 Ил-2, несмотря на сильное противодействие зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника, группой уничтожено 50 железнодорожных вагонов, разрушено 200 метров железнодорожного полотна и 3 станционных постройки. Цель была сфотографирована.
7.03.1945 года при выполнении боевого задания по штурмовке  и бомбардировке танков и бронетранспортеров противника в районе Митшель, Хоф-Митшель и южной опушки леса северо-западнее  Зотферсдорф группой в составе 26 Ил-2 под командованием гвардии майора Компаниец, несмотря на интенсивное противодействие зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника, было уничтожено 7 танков, 1 бронетранспортер, 2 автомашины, 1 батарея зенитной артиллерии, взорван склад с боеприпасами, уничтожено до двух рот пехоты. Эффективность боевых действий подтверждена фотоснимками.

11.03.1945 года при выполнении боевого задания по штурмовке и бомбардировке  укрепленных узлов сопротивления, артиллерии и  живой силы группировки противника, окруженной в городе Бреслау, группой в составе 30 Ил-2 под командованием гвардии майора Компаниец было уничтожено: 1 батарея зенитной артиллерии, 1 артиллерийская батарея, создано 6 очагов пожара, взорван 1 артиллерийский склад.

23.03.1945 года при штурмовке и бомбардировке танков, бронетранспортеров, автомашин и живой силы противника в районе Оттмахау группой в 18 Ил-2 под командованием гвардии майора Компаниец было уничтожено 4 автомашины, 2 батареи полевой артиллерии и до двух взводов пехоты.

25.04.1945 года при штурмовке и бомбардировке артиллерии противника на северо-западной окраине города Потсдам группой в составе 18 Ил-2 под командованием гвардии майора Компаниец было уничтожено 2 танка, 2 артиллерийских батареи четырехорудийного состава, разрушено 2 дзота, создано 3 очага пожара, расстреляно до взвода пехоты.

Тов. Компаниец с 12 января 1945 года, участвуя в наступательных боях западнее города Сандомир, при формировании рек Одер,  Нейссе, Шпрее, по уничтожению окруженных группировок юго-западнее города Оппельн и юго-восточнее Берлина, овладении жизненно важными центрами Германии лично совершил ведущим групп в 18 – 30 самолетов Ил-2 16 успешных боевых вылетов.

За отличную работу полка на поле боя и нанесение большого урона противнику в январской операции, где им было произведено 1179 успешных самолето-вылетов, полк награжден орденом Кутузова 3-й степени.

За умелое командование полком, совершившим с 12 января 1945 года 1707 успешных боевых самолето-вылетов при прорыве обороны противника западнее города Сандомир, овладении городами Хмельник, Енджеюв, Ченстохова, Радомско, Краков, Оппельн, центром Домбровского угольного бассейна городом Катовице, при форсировании рек Одер, Нейссе и Шпрее, при уничтожении окруженных группировок юго-западнее города Оппельн и юго-восточнее Берлина и овладении городом Берлин, за жестокий урон, нанесенный при этом в живой силе и технике противника, за оличное выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленные в выполнении 105 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, за сбитые в воздухе 5 и на земле 5 самолетов противника гвардии майор Компаниец достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 9 гвардейской штурмовой авиационной Красноградской Краснознаменной ордена Суворова дивизии гвардии подполковник Донченко

3 мая 1945 года


Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом (г.Ижевск) и В.П.Воробьевым (г.Подольск).

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации. - К.: Политиздат Украины, 1988
 Шморгун В.К. Красный сокол. - М.: Голос-Пресс, 2005.