Макарцев Михаил Константинович – начальник Железнодорожных войск Министерства обороны СССР, генерал-полковник.
Родился 4 февраля 1927 года в городе Елец ныне Липецкой области.
После учебы в школе поступил в Елецкий техникум железнодорожного транспорта, который окончил с отличием в 1946 году. В 1946-1948 годах работал в проектной конторе управления Московско-Донецкой железной дороги, Елецкой дистанции зданий и сооружений. В апреле 1948 года был призван в Советскую Армию. Службу начал рядовым железнодорожного батальона в Азербайджанской ССР (ныне - Азербайджан). После прохождения срочной службы остался в рядах Вооруженных Сил. По окончании военного училища командовал взводом, который принимал непосредственное участие в строительстве известного на всю страну Сочинского вокзала. Вместе со своими подразделениями строил железнодорожные пути и объекты железнодорожного транспорта на Куйбышевской железной дороге.
После окончания в 1958 году Военной академии тыла и транспорта – командир роты, заместитель командира мостового батальона по политической части, командир железнодорожного батальона. Участвовал в строительстве Западно-Карельской магистрали, железнодорожных линий в Прибалтике и Белоруссии, в прокладке магистрали Тюмень – Сургут.
Своей первой высокой награды – ордена Ленина – был удостоен за освоение новой техники и технологии при строительстве моста в должности командира батальона. Тогда личный состав батальона, которым он командовал, впервые освоил сооружение высоких железобетонных опор на 24-метровых сваях-оболочках, а также осуществил укладку бетона под водой.
В дальнейшем занимал должности заместителя командира и командира 29-й железнодорожной бригады (город Вильнюс, ныне - Литва), заместителя командира и командира 4-го железнодорожного корпуса (город Свердловск, ныне - Екатеринбург), начальника штаба Железнодорожных войск Министерства обороны СССР.
Строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) для Макарцева фактически началось в 1974 году с началом строительства линии БАМ – Тында, которую строили его подчинённые. Предстояло выполнить более 6 миллионов кубических метров земляных работ, уложить 180 километров железнодорожного пути, построить около 170 искусственных сооружений, много станций и разъездов.
С февраля 1983 по февраль 1992 года – начальник Железнодорожных войск Министерства обороны СССР.
28 апреля 1984 года на Байкало-Амурской магистрали, на разъезде имени Героя Советского Союза В.П. Мирошниченко, состоялся торжественный митинг, посвящённый укладке последнего звена на 1470-километровой трассе Тында – Комсомольск-на-Амуре. Это значительное событие произошло на полтора года раньше намеченного срока. Начальник Железнодорожных войск генерал-полковник М.К. Макарцев доложил заместителю Министра обороны СССР – начальнику Тыла Вооружённых Сил СССР Маршалу Советского Союза
С.К. Куркоткину о готовности Восточного участка БАМа пропустить первый поезд. За этой замечательной победой стояло десятилетие напряжённой борьбы военных железнодорожников со сложнейшими природными и климатическими условиями и техническими проблемами, которые в итоге были преодолены.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем её протяжении и проявленный при этом героизм генерал-полковнику
Макарцеву Михаилу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С февраля 1992 года – в отставке. Проживает в Москве.
Генерал-полковник (1983). Заслуженный строитель Литовской ССР (1966).
Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степеней, медалями, а также иностранными медалями.