Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Макарцев Михаил Константинович

Макарцев Михаил Константинович

04.02.1927 - 14.03.2024

Герой Социалистического Труда

Даты указов

25.10.1984

Медаль № 20380

Орден Ленина № 400834

Макарцев Михаил Константинович – начальник Железнодорожных войск Министерства обороны СССР, генерал-полковник.

Родился 4 февраля 1927 года в городе Елец Елецкого уезда Орловской губернии (ныне – Елецкого района Липецкой области). Русский.

После учёбы в 8-летней школе поступил в Елецкий путейско-строительный техникум НКПС СССР, который окончил с отличием в 1946 году. В 1946-1948 годах работал в проектной конторе управления Московско-Донецкой железной дороги, Елецкой дистанции зданий и сооружений. В апреле 1948 года был призван в Советскую Армию. Службу начал рядовым железнодорожного батальона в Азербайджанской ССР (ныне – Азербайджан). После прохождения срочной службы остался в рядах Вооружённых Сил. По окончании в 1951 году экстерном Ленинградского ордена Ленина Краснознамённого училища военных сообщений имени М. В. Фрунзе командовал взводом отдельного путевого железнодорожного батальона, который принимал непосредственное участие в строительстве известного на всю страну Сочинского вокзала. Вместе со своими подразделениями строил железнодорожные пути и объекты железнодорожного транспорта на Куйбышевской железной дороге.

После окончания в 1958 году Военной академии тыла и транспорта – командир роты, заместитель командира мостового батальона по политической части, командир железнодорожного батальона. Участвовал в строительстве Западно-Карельской магистрали, железнодорожных линий в Прибалтике и Белоруссии, в прокладке магистрали Тюмень – Сургут.

Своей первой высокой награды – ордена Ленина – был удостоен за освоение новой техники и технологии при строительстве моста в должности командира батальона. Тогда личный состав батальона, которым он командовал, впервые освоил сооружение высоких железобетонных опор на 24-метровых сваях-оболочках, а также осуществил укладку бетона под водой.

В дальнейшем занимал должности заместителя командира и командира 29-й железнодорожной бригады (город Вильнюс Литовской ССР, ныне – Литва), заместителя командира и командира 4-го железнодорожного корпуса (город Свердловск, ныне – Екатеринбург).

Строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) для Макарцева фактически началось в 1974 году с началом строительства линии БАМ – Тында, которую строили его подчинённые. Предстояло выполнить более 6 миллионов кубических метров земляных работ, уложить 180 километров железнодорожного пути, построить около 170 искусственных сооружений, много станций и разъездов.

В 1976-1983 годах – начальник штаба Железнодорожных войск, а с февраля 1983 по февраль 1992 года – начальник Железнодорожных войск Министерства обороны СССР.

28 апреля 1984 года на Байкало-Амурской магистрали, на разъезде имени Героя Советского Союза В. П. Мирошниченко, состоялся торжественный митинг, посвящённый укладке последнего звена на 1470-километровой трассе Тында – Комсомольск-на-Амуре. Это значительное событие произошло на полтора года раньше намеченного срока. Начальник Железнодорожных войск генерал-полковник М. К. Макарцев доложил заместителю Министра обороны СССР – начальнику Тыла Вооружённых Сил СССР Маршалу Советского Союза С. К. Куркоткину о готовности Восточного участка БАМа пропустить первый поезд. За этой замечательной победой стояло десятилетие напряжённой борьбы военных железнодорожников со сложнейшими природными и климатическими условиями и техническими проблемами, которые в итоге были преодолены.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем её протяжении и проявленный при этом героизм генерал-полковнику Макарцеву Михаилу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С февраля 1992 года генерал-полковник М. К. Макарцев – в отставке. Жил в Москве. Умер 14 марта 2024 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Воинские звания:
генерал-майор технических войск (04.11.1973);
генерал-лейтенант технических войск (30.10.1978);
генерал-полковник технических войск (03.11.1983):
генерал-полковник (26.04.1984).

Заслуженный строитель Литовской ССР (1966).

Награждён 2 орденами Ленина (1964; 25.10.1984), орденами Трудового Красного Знамени (1980), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями, а также иностранными медалями.

Почётный железнодорожник (1985). Почётный транспортный строитель (1983).

В Санкт-Петербурге установлен бюст Героя (08.05.1995).


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

"Красная Звезда" от 04.02.2012

Публикации в сети Интернет