Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Стрельченко Владимир Игнатьевич

 
Стрельченко Владимир Игнатьевич
01.06.1917 - 25.11.1981
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 04.02.1944 Медаль № 2847
Орден Ленина № 17336

    Памятники
  Аллея Героев в Чугуеве
  Надгробный памятник (1)
  Надгробный памятник (2)
  Мемориальная доска


Стрельченко Владимир Игнатьевич - штурман 948-го штурмового авиационного полка (308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Брянский фронт), майор.

Родился 1 июня 1917 года в городе Саранск (ныне Республика Мордовия) в семье прапорщика 101-го запасного полка. Русский. Окончил 8 классов в 1932 году, работал до августа 1932 года учеником слесаря на Саранской махорочной фабрике. Поступил в сентябре 1933 года в авиационный техникум в городе Горький (ныне Нижний Новгород), однако через месяц был отчислен за самовольную отлучку в Саранск по болезни.

Осенью 1933 года поступил на строящийся Саранский консервный комбинат и проработал там до августа 1935 года токарем механических мастерских. Осенью 1935 года поступил в железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) по специальности «токарь-станочник». В марте того же года поступил в Саранский аэроклуб, где учился без отрыва от основной учебы и последующей работы. После окончания школы ФЗУ до октября 1936 года работал в депо железнодорожной станции Рузаевка.

В 1936 году после окончания курса обучения в аэроклубе направлен на учебу в Ульяновскую летно-техническую школу Осоавиахима. Окончив Ульяновскую летно-техническую школу в 1938 году, В.И.Стрельченко возвратился в Саранский аэроклуб, где с 1 апреля 1938 года работал младшим авиатехником, а с мая 1939 года – летчиком-инструктором. Во время учебного полета вместе с курсантом попал в аварию, в результате которой был разбит самолет. Был сурово наказан – отстранен от полетов и лишен всех документов, дающих право на летную работу.

23 ноября 1939 года был призван в армию Саранским горвоенкоматом. Служил на Украине, под Харьковом на 113-й авиабазе рядовым красноармейцем по обслуживанию самолетов. Командование заметило молодого красноармейца, разбирающегося в самолетах. В 1940 году В.И.Стрельченко был направлен в Волчанскую школу пилотов, которую успешно окончил в марте 1941 года. В звании сержанта был направлен в 135-й ближнебомбардировочный полк 49-й авиационной дивизии. Полк был вооружен легкими одномоторными двухместными бомбардировщиками Су-2.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июля 1941 года. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах.

К началу сентября 1943 года выполнил 192 успешных боевых вылета на самолетах Су-2 и Ил-2, нанеся противнику значительный ущерб в живой силе и технике. Уничтожил 28 танков, более 145 автомашин с грузами, до 140 подвод с боеприпасами, до батальона солдат и офицеров противника. В воздушных боях сбил лично 1 самолет противника и 12 - в составе групп.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за отвагу и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Стрельченко Владимиру Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил около 240 боевых вылетов.

После окончания войны В.И.Стрельченко продолжал службу в Военно-Воздушных Силах.

С апреля 1946 года был заместителем командира 392-го ночного бомбардировочного авиаполка, вооруженного самолетами По-2, в Московском военном округе. С июля 1946 по март 1949 года - заместитель командира 369-го авиационного полка 3-й гвардейской авиационной десантно-транспортной дивизии ВДВ, вооруженной самолетами Ли-2 (Белорусский ВО). С марта 1949 года продолжил службу в городе Черновцы в десантно-транспортной авиации старшим летчиком-инструктором 4-й авиационной дивизии.

В декабре 1951 года был направлен на курсы усовершенствования офицерского состава в город Липецк, где он переучивался на реактивные самолеты Ил-28. По окончании курсов в декабре 1952 года направлен в Забайкальский военный округ, на должность заместителя командира, летчика-инспектора 815-го бомбардировочного авиаполка 228-й бомбардировочной авиационной дивизии. Служба в суровом климате Забайкалья обострила его болезни, накопленные за многие годы. С 20 июля 1957 года подполковник В.И.Стрельченко – в запасе по болезни.

Поселился с семьей в Брянске, принимал активное участие в общественной жизни – был председателем комитета содействия военкомату отставных офицеров и офицеров запаса, членом партийного бюро Бежицкого райкома ДОСААФ. Выступал с лекциями и беседами на предприятиях, в институтах и школах города.

С ноября 1959 по апрель 1962 года работал на Брянском автозаводе контрольным мастером участка испытаний и сдачи автомобилей. С февраля 1964 по июнь 1965 года работал в Брянском доме научно-технической информации и пропаганды в должности старшего инженера по машиностроению и двигателям.

В 1966 году с семьей переехал в город Дубна Московской области. Работал членом комитета содействия военкомату, с мая 1972 по 1975 год - инженером-инспектором инспекции маломерного флота.

По рекомендации врачей в мае 1976 года с семьей переселился в Саратов, где также вел активную общественную работу. Встречался с пионерами и школьниками в школах города, в течение пяти лет принимал присягу у курсантов Саратовского высшего авиационного училища. До конца своих дней работал начальником областного штаба походов по местам революционной, боевой и трудовой славы Саратовского обкома ВЛКСМ.

Скончался 25 ноября 1981 года. Похоронен на Елшанском кладбище города Саратов.

На могиле Героя в 1982 году установлен скульптурный памятник. На здании Саранского аэроклуба, где учился В.И.Стрельченко, установлена мемориальная доска. Материалы о биографии и подвигах героя имеются в ряде музеев, в том числе в музее Военно-Воздушных Сил СССР (город Монино, Московская область); республиканском объединенном краеведческом музее им. И.Д.Воронина (город Саранск); музее боевой славы «О племени крылатых» в Саранской средней школе № 8.

Награжден орденами Ленина (4.02.1944), Красного Знамени (9.12.1941), Александра Невского (5.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (18.07.1943), 2 орденами Красной Звезды (12.03.1942; 1956), медалями, знаком Ордена Британской Империи (18.01.1944).

В начальном периоде войны сержант В.И. Стрельченко в 135-м ближнебомбардировочном авиационном полку в качестве пилота, а затем командира звена  действовал с аэродрома под городом Новозыбков (Брянская область) на Рославльском, Новгород-Северском, Брусилово-Конотопском, Роменском направлениях. Бомбил скопления вражеских войск, танковые и моторизованные колонны, переправы, летал на разведку. В составе 21-й армии участвовал в сражении за Киев, в обороне Харькова. Вместе с отступающими соединениями  армии  аэродромы полка и 16-й авиационной дивизии, куда полк входил с сентября 1941 года, перемещались на восток.

К сентябрю 1941 года командир звена сержант В.И.Стрельченко совершил 45 успешных боевых вылетов, был награжден орденом Красного Знамени.

12 ноября 1941 года ему было присвоено внеочередное воинское звание лейтенанта.
К концу января 1942 года на его счету было уже 84 боевых вылета, он был награжден орденом Красной Звезды.

28 февраля 1942 года В.И.Стрельченко был назначен заместителем командира эскадрильи.

Участвовал в составе 21-й армии в мае 1942 года в наступлении на Харьковском направлении с целью освобождения Харькова и в последующих оборонительных боях на территории Харьковской области и в Донбассе.

С июля 1942 года сражался на Сталинградском фронте в составе 270-й бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии, бомбил войска противника на Дону, на подступах к Сталинграду.

С октября 1942 по  май 1943 года 135-й бомбардировочный авиационный полк проходил перевооружение и переобучение летного состава на  штурмовик Ил-2, после чего был преобразован в 135-й штурмовой авиационный полк и включен в состав 308-й штурмовой авиационной дивизии. В феврале  1943 года  В.И.Стрельченко было присвоено звание капитана. В июне 1943 года В. И. Стрельченко был переведен в 948-й штурмовой полк той же дивизии и назначен командиром эскадрильи. К этому времени он совершил 180 боевых вылетов на самолете Су-2.  С 21 июля 1943 года он – штурман полка.

На Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в  Курской битве – в ее оборонительной фазе (с 5 июля 1943 года), а затем в Орловской стратегической наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года). В июле 1943 года награжден орденом  Отечественной войны 1-й степени.

С 1 сентября по 3 октября 1943 года В.И.Стрельченко участвовал в Брянской наступательной операции.  

В октябре 1943 года 15-я воздушная армия была переведена на Прибалтийский (с 20 октября – 2-й Прибалтийский) фронт.

В составе 15-й воздушной армии на 2-м Прибалтийском фронте, а декабря 1943 по март 1944 года – в составе 3-й воздушной армии на 1-м Прибалтийском фронте В.И.Стрельченко поддерживал наземные войска в наступательных боях на Витебско-Полоцком направлении и в ходе Витебской наступательной операции (3 февраля – 13 марта 1944 года). 17 ноября 1943 года ему было присвоено звание майора.

В мае 1944 года майору В.И.Стрельченко был вручен знак ордена Британской империи V класса (грамота от 18 января 1944 года) в числе группы советских военачальников и отличившихся воинов Красной Армии во главе с Маршалом Советского Союза А.В.Василевским, награжденных королем Великобритании Георгом Шестым.

На 3-м Белорусском фронте В.И.Стрельченко принимал участие в составе 1-й воздушной армии в Белорусской стратегической операции «Багратион» – Минской (29 июня – 4 июля 1944 года),  Вильнюсской (5 – 20 июля 1944 года) и  Каунасской (28 июля – 28 августа 1944 года) наступательных операциях.

В сентябре 1944 года награжден орденом Александра Невского.

9 января 1945 года майор В.И.Стрельченко был назначен заместителем командира и летчиком-инструктором  по технике пилотирования и теории полета 621-го штурмового авиационного полка 307-й штурмовой авиационной дивизии 3-го штурмового авиационного корпуса.

В составе 2-й воздушной армии на 1-м Украинском фронте участвовал в Сандомирско-Силезской наступательной операции (12 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции; Нижнесилезской наступательной операция (8 – 24 февраля 1945 года); Верхнесилезской наступательной операции (15 – 31  марта 1945 года); Берлинской (16 апреля – 8 мая 1945 года) и Пражской (6 – 12 мая 1945 года) стратегических наступательных операциях.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Капитан Стрельченко участвует в Отечественной войне в составе 135 ББАП на самолетах Су-2 с 5 июля 1941 года по 10 сентября 1942 года на Юго-Западном и Сталинградском фронтах, с 14 марта 1943 года  по настоящее время – на Брянском фронте, на самолетах Ил-2.
В Отечественную войну вступил рядовым пилотом – сержантом и вырос до грамотного авиационного командира – капитана. Будучи командиром звена, стал ведущим групп от звена до 25 самолетов, сводившихся из двух полков для массированных ударов по врагу.
Капитан Стрельченко имеет высокую аэронавигационную подготовку и за весь период войны летал в самых сложных метеорологических условиях, не имея ни одного случая потери ориентировки.
В совершенстве владея самолетовождением, высокой техникой пилотирования, тактически грамотным маневром в зоне действительного зенитного огня и противоистребительным маневром, из числа 192 боевых вылетов тов. Стрельченко 127 раз был ведущим групп и потерял при этом только 3 экипажа. За этот же период провел 75 успешных воздушных боев без единой потери своих самолетов, сбил лично 1 самолет противника и 12 – в составе групп.
Капитан Стрельченко в качестве ведущего групп принимал участие в разрушении стратегически важных переправ на реке Днепре в пунктах Рогачев, Жлобин, участник операций Елецкого и Харьковского направлений, разгрома танковой группировки противника в районе Паричи и обороны Сталинграда.
За время участия в Отечественной войне совершил 192 эффективных боевых вылета, подтвержденных наземным командованием, истребителями сопровождения, повторными вылетами, фотоконтролем и контролерами в группах.

Высокое мастерство воздушного бойца и командира, личную отвагу и геройство тов. Стрельченко показал в целом ряде воздушных боев, смелых и грамотных штурмовых и бомбардировочных налетов по живой силе и технике противника.

18.12.1941 года на одном из участков фронта Елецкого направления в районе Пятницкое противник занимал выгодную артиллерийскую позицию, которая мешала продвижению наших войск. Тов. Стрельченко в составе 9 самолетов Су-2 получил задачу установить точное местонахождение артиллерийской позиции и подавить ее. Выйдя точно в заданный район, насыщенный плотным огнем зенитной артиллерии, разыскал цель и произвел группой 4 захода, вывел из строя прислугу и подавил огонь 6 батарей противника. Благодаря этому, наши войска прорвали линию обороны противника, заняли несколько населенных пунктов и улучшили свои позиции.

10.06.1942 года на Изюм-Барвенковском направлении противник в районе Архангельское сосредоточил значительные силы танков. Капитан Стрельченко получил задание пятеркой самолетов Су-2 произвести бомбардировочный и штурмовой налет по скоплению танков.
При подходе к цели группа встретила 4 Ме-110 и 5 Ме-109. Был проведен воздушный бой, в результате которого было сбито 2 Ме-109, остальные самолеты противника были рассеяны и в беспорядке ушли на свою территорию. После этого группа Стрельченко успешно выполнила свою задачу, уничтожив до 10 танков и рассеяв до роты пехоты.

15.06.1942 года, производя полет на разведку на станцию Беломестная, обнаружил железнодорожный состав с боеприпасами. Заместитель командующего ВВС 21-й армии приказал тов. Стрельченко уничтожить вражеский эшелон. Тов. Стрельченко повел группу из 6 Су-2 на уничтожение этого эшелона без прикрытия истребителей. В районе цели группа была атакована четырьмя Ме-109, которые старались не допустить бомбардировщиков к цели и не дать им сбросить бомбы. Тов. Стрельченко, умело маневрируя группой, дал возможность стрелкам-бомбардирам сбить одного Ме-109 и атаковал цель, сделав 3 захода. В результате прямого попадания бомб  было разбито до 12 вагонов с боеприпасами и подожжены 2 пакгауза.

23.06.1942 года получил задание бомбардировать звеном скопление войск противника в районе Терново. При взлете на своем аэродроме был атакован двумя Ме-109, которые сопровождали группу Хе-111, шедших бомбить аэродром. Экипаж вступил в воздушный бой. Тов. Стрельченко, отлично маневрируя, дал возможность стрелку-бомбардиру огнем из турельного пулемета сбить Ме-109, который упал вблизи нашего аэродрома. Немецкий летчик Курт Шаде взят в плен. Самолет, пилотируемый тов. Стрельченко, получил сильное повреждение органов управления, были пробиты бензобаки. Несмотря на это. тов. Стрельченко собрал свое звено, пошел на задание. Сделав два захода на скопление войск противника,  пришел на свой аэродром и отлично посадил поврежденный самолет.

22.07.1942 года вел разведку войск противника в районе Калач (под Сталинградом). В городе Калач обнаружил базу горючего для заправки танков. Доложив об этом, изъявил желание разбомбить базу. Получив разрешение командира 270-й авиадивизии, пятью самолетами Су-2 бомбардировал и поджег базу. База горела двое суток, что подтверждено истребителями сопровождения последующих вылетов.

23.07.1943 года группа из 6 самолетов Ил-2 под командой капитана Стрельченко в районе Становой Колодезь, несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, с двух заходов уничтожила 5 батарей полевой артиллерии, 8 автомашин и до роты пехоты противника.

30.07.1943 года группа из 5 самолетов Ил-2 (ведущий – капитан Стрельченко) в районе Опальково накрыла гранулированным фосфором до 10 танков, 20 автомашин и до батальона пехоты противника. Атака производилась с высоты 10 метров.

Капитан Стрельченко – не только ведущий групп, но и отличный воздушный разведчик. Из 192 боевых вылетов 43 вылета произвел на разведку войск противника, в каждом случае представляя ценные  сведения командованию.
Умелыми и дерзкими штурмовыми и бомбардировочными ударами группы, водимые капитаном Стрельченко, нанесли противнику большие потери в технике и живой силе. На его личном счету уничтожено и повреждено: до 140 подвод с боеприпасами, более 145 автомашин с грузами, 28 танков, убито и рассеяно до батальона солдат и офицеров противника.

За успешно проведенные 192 боевых вылета в период Отечественной войны по разгрому немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм капитан Стрельченко достоин звания Героя Советского Союза.

Командир 948 штурмового авиаполка подполковник Храбрых

Все фотографии – из книги В.М.Ковшовой «Во славу Саранска, на благо России».

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Ковшова В.М. Во славу Саранска, на благо России. - Рузаевка, 2009.