Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кожевников Евгений Фёдорович

 
Кожевников Евгений Фёдорович
07.01.1906 - 29.04.1979
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 04.02.1975 Медаль № 16070
Орден Ленина № 422527

    Памятники
  Мемориальная доска
  Надгробный памятник


Кожевников Евгений Фёдорович – Министр транспортного строительства СССР.

Родился 25 декабря 1905 (7 января 1906) года в городе Царицын (ныне Волгоград) в семье банковского служащего.

В 1921 году окончил единую трудовую школу второй ступени в Астрахани и в 1922 году поступил в Ленинградский институт инженеров путей сообщения. За время учебы прошел практику помощника машиниста на Московско-Казанской железной дороге (1924 год), на восстановлении и испытании мостов Читинской железной дороги (1925 год), на изысканиях и строительстве железной дороги Термез – Сталинабад (1926 год).

После защиты в июне 1927 года диплома инженера путей сообщения получил распределение на Средне-Азиатскую железную дорогу, где работал инженером в отделе пути до призыва в Красную Армию. В сентябре 1928 года по окончании одногодичной Ленинградской школы военных сообщений имени Фрунзе направлен на Туркестано-Сибирскую железную дорогу где работал помощником начальника, начальником дистанции и помощником начальника строительного участка.

Осенью 1930 года командируется на строительство Кузнецкого металлургического комбината, где работает в должности старшего прораба отдела строительства новых путей, технорука, начальника управления «Земжелдорстрой». В апреле 1935 года переводится на строительство Кузнецкого паровозостроительного завода, а в 1936 году, в связи со свертыванием этого объекта, направляется во вновь созданный на Южном Урале трест «Орскхалилстрой» (в 1939 году переименован в «Южуралтяжстрой»), где 4 года трудится в качестве главного инженера конторы «Орскникельстрой», начальника технического отдела треста, главного инженера строительно-монтажного управления (СМУ) «Ормедьстрой», главного инженера треста. Осенью 1940 года назначается главным инженером СМУ «Орскметаллургстрой» Наркомстроя СССР. После прекращения из-за начавшейся войны строительства Орского металлургического завода возвращается в трест «Южуралтяжстрой» на строительство оборонных заводов, где работает начальником управления промышленного строительства (июль – октябрь 1941 года), главным инженером (1941-1942 годы), управляющим трестом (1942-1943 годы). В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В июне 1943 году направляется в США экспертом Советской правительственной закупочной комиссии. По возвращении на Родину в 1944 году назначается начальником Главного управления специализированных трестов Наркомата по строительству СССР. В апреле 1945 года переводится в Госплан СССР на должность начальника управления планирования стройиндустрии. В декабре 1947 – ноябре 1949 годах – заместитель председателя Госплана СССР по вопросам строительства. С ноября 1949 года – в Аппарате Совета Министров СССР: заместитель председателя Бюро по топливу и транспорту Совмина СССР (1949-1951 годы), помощник заместителя Председателя Совета Министров СССР (1951-1953 годы), начальник отдела строительства высотных домов Управления делами Совмина СССР (апрель – август 1953 года), заведующий Отделом строительства Совмина СССР (1953-1954 годы).

В апреле – августе 1954 года – первый заместитель Министра строительства СССР.

С августа 1954 по март 1975 года – Министр транспортного строительства СССР (в марте 1963 – октябре 1965 года – председатель Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР – Министр СССР). Руководил Минтрансстроем СССР с момента его основания более 20 лет.

По воспоминаниям коллег Е.Ф. Кожевников был строг, требователен и принципиален – и это касалось как производственных, так и административных вопросов. Требовал четкого соблюдения сроков сдачи объектов, контроля за качеством строительства, рациональным использованием производственных ресурсов. Очень внимательно и бережно относился к кадрам.

Ему удалось добиться введения в Министерстве наиболее эффективной двухзвенной системы управления: министерство – территориальные тресты, то есть производство. Иные министерства имели трех-четырехзвенную структуру (министерство, республиканские министерства, главные территориальные управления, тресты). В Минтрансстрое главные производственные управления составляли часть центрального аппарата. Из десятка строительных союзных министерств Минтрансстрой к началу 70-х годов по многим показателям работал стабильнее всех – четко и в полном объеме выполнял не только годовые, но и квартальные задания. Для многочисленных заказчиков присутствие их объекта в планах Минтрансстроя было надежным гарантом выполнения работ.

За 20 лет его пребывания на посту Министра Минтрансстроем была выполнена грандиозная по масштабам работа. Построены тысячи километров новых железнодорожных линий, вторых путей, в том числе, в Казахстане при освоении целинных земель, в Средней Азии, в центральной части России, на Востоке страны и в Сибири. Сооружены десятки километров морских и речных причалов, мостов, более 500 километров линий метрополитенов. Введены в строй Волго-Балтийский водный путь, переправа Ванино - Холмск. Начато строительство Байкало-Амурской магистрали.

Сразу после своего основания Министерство транспортного строительства СССР начало принимать участие в строительстве транспортных объектов за границей. Уже в 1955 году объем технического содействия (проектные работы и поставки оборудования, строительных конструкций и материалов) составил 300 тысяч рублей (во внутренних ценах СССР). С тех пор объем участия Минтрансстроя в строительстве за рубежом постоянно возрастал, достигнув к концу 70-х годов (ко времени создания Всесоюзного объединения «Зарубежтехнотранс») десятков миллионов рублей в год. Первыми странами, в создание транспортных систем которых Министерство внесло весомый вклад, были: Монголия, Афганистан и Сирия. За эти годы была создана железнодорожная сеть в Монголии, построено 1500 километров автодорог с твердым покрытием с тоннелем и галереями на перевале Саланг в Афганистане, построена 750-километровая железная дорога Латакия - Алеппо - Камышлы, железная дорога. Аккари - Тартус - морской порт (50 километров) и автодорожный мост Майядин через реку Евфрат в Сирии. Минтрансстрой построил ряд крупных транспортных объектов в Китае (включая мост через реку Янцзы), реконструировал железную дорогу Тумайган - порт Раджан в КНДР. При техническом содействии Минтрансстроя СССР построены железнодорожная линия Багдад - Басра в Ираке (540 километров, 1970 год), автомагистраль Симбра - Джанакпур (109 километров, 1973 год) в Непале, автодорога Ходейда - Таиз (200 километров, 1967 год), морской порт Ходейда (1968 год) - в Йемене, построены железная дорога Госграница - Кошице (90 километров, 1967 год) в Чехословакии, железная дорога Госграница - Катовице (397 километров, 1979 год) в Польше, железнодорожная линия Конакри - Дебеле (114 километров 1975 год) в Гвинее, восстановлена разрушенная американскими агрессорами железнодорожная линия Винь - Хошимин (1310 километров, 1975 год) во Вьетнаме, создана уникальная паромная переправа Варна (Болгария) - Ильичевск (СССР). По Межправительственному Советско-Чехословацкому соглашению от 1970 года Министерство оказало техническое содействие в строительстве Пражского метрополитена. В ЧССР было поставлено горнопроходческое и строительное оборудование, материалы, командированы советские специалисты по проектированию, строительству и эксплуатации. Открытая в июле 1974 года первая очередь метрополитена снабжена эскалаторами, монеторазменными аппаратами и турникетами советского производства. На линии были поставлены вагоны Мытищинского машиностроительного завода. При проходке тоннелей под рекой Влтавой были успешно применены проходческие щиты Ясиноватского завода с отделкой из пресс-бетона. Минтрансстрой оказал техническое содействие в проектировании и реконструкции железной дороги Гавана - Сантьяго де Куба протяженностью 800 км.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1975 года за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в развитии транспортного строительства Кожевникову Евгению Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С марта 1975 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения.

Член ЦК КПСС в 1961-1976 годах. Депутат Верховного Совета СССР 6-го - 9-го созывов (1962-1979).

Жил в Москве. Скончался 29 апреля 1979 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награжден 5 орденами Ленина (01.10.1945, 16.01.1956, 06.01.1966, 25.08.1971, 04.02.1975), 2 орденами Трудового Красного Знамени (24.11.1942, 02.06.1962), орденом Красной Звезды (09.01.1943), медалями, в том числе "За трудовую доблесть" (26.04.1939).

Имя Е.Ф. Кожевникова было присвоено Улан-Удэнскому заводу мостовых металлических конструкций (в настоящее время – ЗАО «Улан-Удэстальмост»). В Москве по адресу улица Садовая-Спасская, дом 21 (бывшее здание Минтрансстроя СССР) установлена мемориальная доска Е.Ф. Кожевникову.

 

Подготовил Тимур Каримов

    Источники
 Гарнюк С.Д. Совет Народных Комиссаров СССР. Совет Министров СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.
 Ивкин В.И. Государственная власть СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.
 Публикации в сети Интернет