Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Копылов Виталий Егорович

 
Копылов Виталий Егорович
12.06.1926 - 09.02.1995
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 26.04.1971 Медаль № 16755
Орден Ленина № 405146

    Памятники
  Надгробный памятник (Казань)
  Аннотационная доска (Казань)


Копылов Виталий Егорович - директор орденов Ленина и Октябрьской Революции Дальневосточного машиностроительного завода Министерства авиационной промышленности СССР, город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Родился 12 июня 1926 года в селе Верхняя Берёзовка (ныне - Кошкинский район Самарской области). Русский. Из крестьян. Отец погиб на фронте в Великую Отечественную войну.

В 1933-1943 годах учился в средней школе села Андреаполь (ныне - Надеждино) того же района. В 1943-1949 годах учился в Куйбышевском авиационном институте. После его окончания он был направлен на работу на Дальневосточный машиностроительный завод в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края: технолог, старший технолог, начальник технического бюро, старший мастер цеха. С 1951 года - начальник плазово-шаблонного цеха и цеха оснастки. С 1956 года - исполняющий обязанности главного технолога и главный технолог завода. С 1958 года - заместитель главного инженера по подготовке производства. С 1960 - секретарь заводского партийного комитета КПСС. С июля 1965 года - директор этого завода. Член КПСС.

С именем В.Е. Копылова связан расцвет завода. Это был период освоения выпуска истребителя-бомбардировщика третьего поколения с изменяемой в полёте стреловидностью крыла Су-17. Освоение производства потребовало коренной реконструкции и перепланировки цехов завода. Был построен корпус для агрегатно-сборочных цехов, современный сборочный цех, корпус механообрабатывающих цехов. Принятые меры обеспечили выпуск последующих модификаций Су-17 в требуемом количестве. Также в годы руководства заводом Копылова были построены большие жилые массивы, спортивный комплекс, лыжная база, пионерский лагерь, птицефабрика и многие другие объекты социальной сферы. 18 января 1971 года за "освоение производства новой техники" Дальневосточный машиностроительный завод был награждён орденом Октябрьской Революции.

За выдающиеся достижения в освоении выпуска новой продукции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Виталию Егоровичу Копылову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

С октября 1973 года В.Е. Копылов - генеральный директор Казанского авиазавода № 22 имени Горбунова (Татарская АССР), в 1978 году предприятие преобразовано в Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С.П. Горбунова. Внёс большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР. Под его руководством на КАПО был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолёта Ил-62 и стратегического бомбардировщика Ту-160, в городе Лениногорск был открыт филиал завода и организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М». По инициативе В. Е. Копылова при КАПО был построен домостроительный комбинат и ежегодно вводилось в строй до 30 тысяч квадратных метров жилья для работников завода.

Советская программа производства Ту-160, как и соответствующая программа США В-1, предусматривала выпуск около ста машин за две пятилетки. Но со второй половины 1980-х годов в связи с «перестройкой» и конверсией для «ускорения» технического прогресса ассигнования на оборонку резко уменьшились. А с развалом СССР и вовсе прекратились. Было выпущено порядка 30 самолетов Ту-160, из которых 19 передали на аэродромы ВВС, дислоцированные на Украине.

В конце августа 1991 года парламент Украины принял постановление о переводе всех дислоцированных здесь воинских формирований (в том числе и 19 новейших стратегических бомбардировщиков Ту-160) под свой контроль. Началась чёрная полоса борьбы за продолжение выпуска Ту-160. На КАПО имени С.П. Горбунова и смежных заводах-поставщиках имелись большие заделы разной степени готовности агрегатов и систем для Ту-160. Однако обращения в различные высшие властные инстанции результата не возымели. В феврале 1992 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал распоряжение о прекращении выпуска бомбардировщиков Ту-95МС и приостановке выпуска Ту-160.

Ситуация усугублялась тем, что в условиях провозглашения Татарстаном суверенитета практически прекратилось финансирование федеральным центром КАПО им. С.П. Горбунова, а обращение Копылова к Правительству Татарстана с предложением о сохранении завода для Ту-160 не нашло поддержки. Ввиду этого в мае 1994 года Копылов написал заявление об увольнении и ушёл на пенсию. С этого времени он являлся консультантом генерального директора КАПО имени С. П. Горбунова. Но спокойно жить, наблюдая дальнейший развал российского авиапрома и возглавлявшегося им более двадцати лет предприятия, Копылов не смог. 9 февраля 1995 года он застрелился в своём рабочем кабинете. Похоронен на кладбище "Сухая река" в Казани.

Заслуженный машиностроитель Российской Федерации (1994). Депутат Верховного Совета Татарской АССР (1975-1990).

Награждён двумя орденами Ленина (26.04.1971, 29.03.1976), орденами Октябрьской Революции (10.03.1981), Трудового Красного Знамени (22.07.1966), медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (1970).

В честь Копылова названа улица в Казани, проспект в Комсомольске-на-Амуре. В Казани и Комсомольске-на-Амуре установлены мемориальные доска в честь Героя. В 2008 году имя "Виталий Копылов" присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 российских ВВС.


Биография подготовлена Сергеем Семёновым (город Смоленск).

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым