Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Тихонравов Михаил Клавдиевич

 
Тихонравов Михаил Клавдиевич
29.07.1900 - 04.03.1974
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 17.06.1961 Медаль № 9975
Орден Ленина № 344977

    Памятники
  Надгробный памятник


Тихонравов Михаил Клавдиевич - начальник отдела ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

Родился 16 (29) июля 1900 года в городе Владимире. Из семьи служащего. Русский.

С 1902 года семья жила в Санкт-Петербурге. Окончил 3-ю городскую классическую гимназию. В 1918 году, спасаясь от голода, семья переехала в город Переславль-Залесский Владимирской губернии. Работал курьером в городском народном суде, тогда же стал комсомольским активистом, одним из организатором и товарищем (заместителем) председателя первой в городе комсомольской ячейки.

С июня 1919 года - в Красной Армии, доброволец. Служил заведующим агитационно-просветительским отделом Переславского уездного военкомата, в 1920 году - агитатором в Владимирском губернском военном комиссариате. В 1920 году поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота в Москве. В 1923 году институт реорганизован в Академию Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского, Тихонравов окончил академию в составе её самого первого выпуска в 1925 году. Служил в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье имени В.И. Ленина. С 1926 года работал в конструкторских бюро Н.Н. Поликарпова и Д.П. Григоровича.

Параллельно с работой над новыми моделями самолётов Тихонравов в эти годы работал и над созданием спортивных планеров собственной конструкции, разработав около 10 моделей. Часть из его планеров участвовала в спортивных соревнованиях и в Всесоюзных слётах планеристов в Коктебеле (Крым), они получали призовые места и на них даже были установлены рекорды высоты и дальности.

С 1930 года - руководитель моторной группы конструкторского бюро Московского авиационного завода № 39 имени В.Р. Менжинского. В эти годы М.К. Тихонравов встретился с С.П. Королёвым, который увлёк его идеями реактивных двигателей и ракет. В 1932 года Тихонравов является одним из создателей Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД), вскоре становится начальником бригады в ГИРД. Один из ведущих создателей первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе ГИРД-09, успешно запущенной 17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино.

С октября 1933 года служил в Реактивном научно-исследовательском институте Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР - старший инженер, с 1934 - начальник отдела, с июня 1936 - старший научный сотрудник, с декабря 1936 - вновь начальник отдела, с декабря 1937 года - начальник группы. Там вёл конструкторскую работу в области создания жидкостных ракетных двигателей, ракет для изучения верхних слоёв атмосферы земли, с конца 1930-х годов сосредоточился над разработкой неуправляемых реактивных снарядов (ракеты будущих "катюш").

В годы Великой Отечественной войны вёл самую активную работу над дальнейшей разработкой реактивных снарядов и реактивных двигателей для ВВС. С октября 1943 года был начальником лаборатории НИИ-3 при Совете Народных Комиссаров СССР. С июня 1943 года работал в НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР - начальник лаборатории, С сентября 1944 года - начальник научно-исследовательского сектора в филиале института, с конца 1944 года - вновь начальник лаборатории.

С 1946 года - заместитель начальника научно-исследовательского института № 4 Академии артиллерийских наук СССР по реактивным снарядам. Наряду с основной деятельностью в институте в первые послевоенные годы, глубоко анализируя развитие советской и германской ракетной техники, пришёл к выводу о возможности многоступенчатых баллистических ракет (как их тогда называли, "пакетная ракетная схема") и глубоко разрабатывал её. Однако его выступления по этому вопросу на научных конференциях в институте и в Академии в 1948 и в 1950 годах не только не встретили понимания, но и были объявлены фантастическими идеями. Поддержали Тихонравова тогда только президент Академии артиллерийских наук А.А. Благонравов и С.П. Королёв. Сам же Тихонравов был обвинён в работе над бесполезными идеями и снят с должности заместителя начальника НИИ в 1950 году, его назначили с понижением научным консультантом института, а занимавшийся ракетами отдел - расформировали. В 1950 - 1953 годах в связи с уменьшением загруженностью работой в институте работал по совместительству заведующим кафедрой в Академии оборонной промышленности.

Но уже в 1953 году руководство государства и Вооружённых сил было вынуждено обратить самое серьёзное внимание на развитие реактивного вооружения ввиду его ускоренного развития в США. Оказалось, что Тихонравов продолжал "подпольно" работать над своими идеями в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской работы. Он предоставил свои разработки, которые легли в основу дальнейших перспективных планов института. Тогда же сам Тихонравов был назначен академиком-секретарём Академии артиллерийских наук и предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства, утверждённую после ряда доработок в 1954 году. С 1955 года инженер-полковник Тихонравов - в запасе.

С февраля 1955 году по предложению С.П. Королёва направлен в его Опытно-конструкторскою бюро № 1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Ему принадлежит честь создания первого искусственного спутника Земли, успешно запущенного в космос 4 октября 1957 года и открывшего космическую эру в развитии человечества. При его непосредственном руководстве проектировался космический корабль "Восток-1", выведенный на космическую орбиту 12 апреля 1961 года с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.

За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года Тихонравову Михаилу Клавдиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С июня 1961 года - начальник отдела - заместитель главного конструктора ОКБ-1 (в 1966 году переименовано в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ)). Коллектив под его руководством создавал советские пилотируемые корабли и автоматических межпланетные станции, принимал активнейшее создание в разработке искусственных спутников Земли различного назначения. С 1970 года - научный руководитель ЦКБЭМ.

Вёл активную преподавательскую работу: преподаватель и профессор кафедры в Московском авиационном институте имени С. Орджоникидзе (1930-1931, 1960-1974), в Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (1944-1947), в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана (1947-1952).

Член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР (1947). Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Доктор технических наук (1958). Профессор (1962).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 4 марта 1974 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Инженер-полковник (30.04.1945). Награждён двумя орденами Ленина (1945, 17.06.1961), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1950), орденом Отечественной войны 2-й степени (18.11.1944), медалью "За Победу над Германией В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1946), другими медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970).

Именем Героя назван 50-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны России, улицы в городах Владимир и Юбилейный Московской области. Мемориальные доски установлены в городах Владимир и Юбилейный. Почётный гражданин города Переславль-Залесский (2011, посмертно).

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Военный энциклопедический словарь РВСН. ‒ Москва, 1999.
 Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.