Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Конёнков Сергей Тимофеевич

 
Конёнков Сергей Тимофеевич
10.07.1874 - 09.12.1971
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 10.07.1964 Медаль № 10447
Орден Ленина № 340640

    Памятники
  Надгробный памятник
  г. Москва, памятник
  г. Москва, аннотационная доска
  г. Москва, мемориальная доска
  г. Смоленск, бюст
  г. Смоленск, аннотационная доска
  г. Рославль, мемориальная доска


Конёнков Сергей Тимофеевич - советский скульптор, народный художник СССР.

Родился 28 июня (по новому стилю - 10 июля) 1874 года в деревне Верхние Караковичи Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии, ныне Рославльский район Смоленской области, в семье зажиточной крестьянина. Белорус. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Первоначальное образование получил в местной начальной школе, затем учился прогимназии в городе Рославль. Там впервые и проявились способности Конёнкова к живописи.

В 1892 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества при Академии художеств, был зачислен на скульптурное отделение. Одновременно с учёбой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова на Мясницкой улице в городе Москва. Изготовленные Конёнковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова. В 1897 году вместе со скульптором П. Клодтом Конёнков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. По возвращении на родину, в 1898 году, Конёнков переводит в бронзу свою первую значительную работу — «Камнебоец».

Сразу по возвращении приехал в город Санкт-Петербург и поступил училище Императорской академии художеств в класс скульптуры, которым руководил известный скульптор Владимир Беклемишев. Дипломная работа Конёнкова Самсон, разрывающий узы показалась чиновникам академии слишком революционной и была уничтожена по их распоряжению.

Окончив Академию, возвратился в Москву, где очень скоро его произведения заняли заметное место на выставках Союза русских художников и Московского товарищества художников. Среди его работ особой известностью пользуются «Нике», «Лада», портреты Баха, Паганини, Чехова, Кривополеновой, а также деревянные скульптуры.

Принимал участие в революции 1905-1907 годов в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» и др.). В этот период Сергей Тимофеевич оформляет кафе Филиппова на Тверской (1905), создаёт барельеф «Пиршество» (1910). В 1912 году посетил Грецию и Египет.

Среди других известных дореволюционных работ Конёнкова - барельеф Пиршество (1910), лесная серия, в которую входят Старенький старичок (1909), Стрибог (1910), Вещая старушка (1916), Дядя Григорий (1916). В этих работах он переосмысливал образы старинных преданий и применял приёмы народной резьбы. Параллельно с лесной серией Конёнков работал и над греческой серией. Именно он первым из русских скульпторов конца XIX - начала XX века обратился к изображению обнажённого женского тела. Конёнкова ещё до революции называли русским Роденом.

В первые годы Советской власти участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Поиски новых форм отразились в работах 1918—1919 годов - барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены и памятнике «Степан Разин», установленный на Красной площади в 1919 году (в настоящее время - в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге). В 1923 году Конёнков участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

В декабре 1923 года, сопровождая выставку советского и русского искусства, выехал в США. Изначально предполагалось, что поездка продлится всего несколько месяцев, но возвращение в СССР состоялось лишь спустя 22 года. В этот период с основном проживал в Нью-Йорке. В 1928-1929 году он совершил поездку в Италию, познакомился с Максимом Горьким, создал его портрет. В те же годы его персональная выставка прошла в Риме. В 1935 году по заказу администрации Принстонского университета Конёнков создаёт бюст выдающегося учёного Альберта Эйнштейна, который был хорошим знакомым супругов Конёнковых.

В годы Второй Мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. В 1945 году по личному указанию Иосифа Сталина был зафрахтован пароход Смольный, на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Он получил мастерскую на улице Горького (ныне - Тверской) в Москве.

В годы своей послевоенной работы в СССР Конёнков был автором скульптурных портретов многим выдающимся людям, в том числе Ивана Тургенева, Владимира Маяковского, Константина Циолковского, Николая Зелинского. Конёнков был автором памятников Александру Пушкину, Льву Толстому, Василию Сурикову, надгробного памятника Михаилу Пришвину. Особое место в портфолио Конёнкова занимают изображения композиторов, в том числе Иоганна Себастьяна Баха и Николо Паганини. В 1965 году в здании Московского Дома Художника состоялась выставка работ Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1964 года за выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства и в связи с девяностолетием со дня рождения Конёнкову Сергею Тимофеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 9 декабря 1971 года в возрасте 97 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 8).

Награждён двумя орденами Ленина (17.01.1956, 10.07.1964). Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1951) и Ленинской премии (1957). Действительный член Академии Художеств СССР (1954), Народный художник РСФСР (1955), Народный художник СССР (1958). Почётный гражданин Смоленска (1964).

В честь Конёнкова названы улицы в городах Москва, Смоленск, Рославль, Донецк. В городе Смоленск так же установлен бюст Конёнкова, в городе Москва на улице Коненкова - памятник. В 1973 году открыт Музей скульптуры С. Т. Коненкова в Смоленске, в 1974 году – Музей-мастерская С. Т. Коненкова на ул. Горького (ныне - Тверской) в Москве. Конёнков лично передал в дар Смоленску 41 своё произведение, за последующие годы количество экспонатов музея удвоилось.

Биографический материал предоставлен Сергеем Семеновым (г. Смоленск)

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Большая советская энциклопедия
 Публикации в сети Интернет
Подводная археология   Т