Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Седельников Пётр Иванович

 
Седельников Пётр Иванович
27.12.1921 - 22.11.2017
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 5340
Орден Ленина № 26501


Седельников Пётр Иванович – командир звена 237-го штурмового авиационного полка (305-я штурмовая авиационная Павлоградская Краснознаменная дивизия, 14-я воздушная армия, 3-й Прибалтийский фронт), старший лейтенант.


Родился 27 декабря 1921 года в городе Свободный ныне Амурской области в семье рабочего. Русский. Окончил 10 классов в 41-й школе города Кемерово, Кемеровский аэроклуб. Призван в армию в 1940 году. Был направлен в Новосибирскую военную авиационную школу пилотов, затем в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1943 году.  Впоследствии окончил курсы командиров эскадрилий.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с  июля 1943 года. Сражался в  305-й штурмовой авиационной дивизии на Юго-Западном, 3-м Украинском, 3-м и 2-м Прибалтийских фронтах.

На Юго-Западном (с 20 октября 1943 года – 3-м Украинском) фронте участвовал в составе 17-й воздушной армии в следующих операциях:

Изюм-Барвенковская наступательная операция (17 – 27 июля 1943 года);
Донбасская стратегическая наступательная операция (13 августа – 22 сентября 1943 года), в том числе освобождение города Павлоград;
Запорожская (10 – 14 октября 1943 года) и Днепропетровская (23 октября – 23 декабря 1943 года) наступательные операции – этапы Нижнеднепровской стратегической операции, в том числе освобождение городов Запорожье и Днепропетровск;
Никопольско-Криворожская наступательная операция (30 января – 29 февраля 1944 года), в том числе освобождение городов Никополь и Кривой Рог;
Березнеговато-Снигирёвская наступательная операция (6 – 18 марта 1944 года);
Одесская наступательная операция (26 марта – 14 апреля 1944 года) и освобождение города Одесса.

На 3-м Прибалтийском фронте в составе 14-й воздушной армии участвовал в операциях:
Псковско-Островская наступательная операция (17 – 31 июля 1944 года) и освобождение городов Остров и Псков;
Тартуская наступательная операция (10 августа – 6 сентября 1944 года), в том числе освобождение города Тарту (Эстония);

В составе 14-й воздушной армии на 3-м Прибалтийском фронте, а затем в составе 15-й воздушной армии на 2-м Прибалтийском фронте участвовал в  Прибалтийской стратегической наступательной операции (14 сентября – 24 ноября 1944 года), в том числе в Рижской наступательной операции (14 сентября – 22 октября 1944 года) и освобождении столицы Латвии города Рига.

К сентябрю 1944 года совершил 110 боевых вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку скоплений танков, автомашин, артиллерии и другой боевой техники, живой силы, железнодорожных узлов, транспортных коммуникаций, опорных пунктов на переднем крае и в глубине обороны противника, а также на разведку.
Уничтожил  97 автомашин с боеприпасами и военными грузами, 5 танков, 1 паровоз, 11 вагонов, 11 орудий полевой артиллерии, 9 зенитных орудий, 3 бензозаправщика, 4 миномета, взорвал 3 склада боеприпасов и 2 склада горючего, сжег 3 цистерны с горючим, один самолет Ю-52 на земле, в составе группы потопил вражеское судно, уничтожил и рассеял большое количество вражеских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Седельникову Петру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1946 году окончил Высшую офицерскую школу ВВС, в 1954 году – лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС).

После увольнения в запас подполковник П.И.Седельников жил в Москве. Работал в Гидрометцентре СССР начальником штаба гражданской обороны, в течение 25 лет – в Московском инженерно-экономическом институте (с 1975 года – Московский институт управления).

Умер 22 ноября 2017 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

П.И.Седельников – участник Парадов Победы на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года и 9 мая 1990 года. Почётный житель района Выхино-Жулебино Москвы (2005).

Награждён орденом Ленина (23.02.1945), 2 орденами Красного Знамени (30.05.1944; 28.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (28.01.1944; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (3.01.1944), 2 орденами Красной Звезды (16.09.1943, …), медалями.

 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза


Представляется к высшей правительственной награде – присвоению звания «Герой Советского Союза» за выполнение 110 боевых вылетов на уничтожение скоплений автотранспорта, живой силы, мотомехчастей, железнодорожных эшелонов, на опорные пункты врага. Из общего числа 7 боевых вылетов выполнил на разведку вражеских войск.

В боях проявил себя смелым, мужественным и настойчивым офицером-летчиком. Он наносил сокрушительные удары по немецким войскам у Белгорода и в боях за освобождение Советской Украины, освобождал Донбасс, города Павлоград, Запорожье, Днепропетровск, Никополь, Кривой Рог, Вознесенск, Николаев, Одессу. В боях с немецким фашизмом он прошел славный боевой путь от Северского Донца до Днестра.

Отлично владея боевой техникой, при наличии хороших технических знаний, при самом сильном сопротивлении врага отлично выполнял боевой приказ.

Так, 20.03.1944 года, выполняя боевое задание по уничтожению автоколонн и живой силы противника в районе Николаева, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и прикрытие цели истребителями, пробился к цели, прямым попаданием бомб и снарядов РС уничтожил 3 семитонных автомашины с боеприпасами, одно орудие полевой артиллерии и пушечно-пулеметным огнем расстрелял более отделения фашистских солдат. Самолет тов. Седельникова над целью получил сильное повреждение; несмотря на это, привел его на свой аэродром и отлично произвел посадку.

23.03.1944 года, вылетев на «охоту» в паре, обнаружил  на станции Мартыновская два железнодорожных эшелона и, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, атаковал эшелоны. Прицельным бомбометанием и реактивными снарядами РС с пикирования зажег два рядом стоящих эшелона. На шоссейной дороге встретил автоколонну и с бреющего полета пушечно-пулеметным огнем уничтожил 3 автомашины и расстрелял более отделения вражеских солдат.

За время боевой работы на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах 18 раз в составе группы отбивал атаки вражеских истребителей, где показал свои отличные летные качества в владении боевой техникой.

В боях на 3-м Прибалтийском фронте также показывает образцы в выполнении боевых заданий. Участвуя в боях по прорыву вражеской обороны на реке Великая, в освобождении городов Псков, Остров и Тарту выполнил 26 боевых вылетов на уничтожение вражеских войск и техники.

Выполняя боевое задание 23.08.1944 года по уничтожению обозов, автоколонн противника в районе города Тарту при сильном сопротивлении лично уничтожил 4 автомашины с боеприпасами, 5 повозок, подавил огонь 2 орудий зенитной артиллерии, уничтожил до отделения солдат противника.

В повседневной работе проявил себя отличным организатором и руководителем.
Звено под его командованием произвело 195 боевых вылетов, не имея боевых потерь и летных происшествий. За эти вылеты звеном уничтожено 164 автомашины с боеприпасами и военными грузами, 12 танков, 9 батарей полевой артиллерии, в том числе 2 самоходных пушки, 2 паровоза, 26 вагонов, 98 повозок с военным имуществом, 8 складов боеприпасов и 5 складов горючего.

Лично тов. Седельников за 110 боевых вылетов  уничтожил 97 автомашин с боеприпасами и военными грузами, 5 танков, 1 паровоз, 11 вагонов, зажег два эшелона, уничтожил 11 орудий полевой артиллерии, 9 зенитных орудий разного калибра, 3 бензозаправщика, 4 миномета, взорвал 3 склада боеприпасов и 2 склада горючего, сжег 3 цистерны с горючим, уничтожил 40 повозок с военным грузом, один самолет Ю-52 на земле, в составе группы потопил вражеское судно, уничтожил и рассеял более 3 рот вражеских солдат и офицеров.

Своими славными боевыми делами заслужил большой авторитет и всеобщее уважение.

За свои подвиги достоин высшей правительственной награды – присвоения  звания «Герой Советского Союза».

Командир 237 штурмового авиационного полка подполковник Шеламов
1 сентября 1944 года

Из воспоминаний П.И.Седельникова (записал Константин Быков)

«Памятных эпизодов было много. Особенно интересен первый боевой вылет, потому что не знаешь практически ничего. Рассказывают, показывают, а когда сам полетел, то ощущение совсем другое… Но когда перелетаешь линию фронта, когда началась стрельба, пошла работа по цели, то уже все отпадает, сосредоточен только на уничтожении цели.
Первый раз меня сбили на десятом вылете. К тому времени я приобрел некоторый опыт и чувствовал себя опытным летчиком. И допустил ошибку. Группой мы вылетели на станцию Барвенково. Стали в круг. На станции было два эшелона с войсками и техникой. На втором заходе я видел, как впереди идущий самолет сбросил бомбы. Буквально, еще два метра, и было бы прямое попадание, но бомбы легли между рельсов. «Ну, – думаю, – сейчас я зайду!». Высоту набрал побольше и не маневрируя пошел прямо на паровоз. «Сейчас как врежу!», – думаю. И только нажал на кнопку, сбросил бомбу, как мне пробили броню, и мотор сразу забарахлил. Чувствую, вот-вот откажет.
Повернул в сторону своей территории и пошел по прямой. Как раз на этой прямой стояли замаскированные немецкие батареи, они делали залп наверняка, сбивали самолет и сразу же замолкали, чтоб их нельзя было обнаружить. Я знал об этих батареях, но обойти их не мог, потому что мотор мог в любую минуту остановиться. Они меня сразу же обстреляли, но каким-то чудом удалось проскочить.
Линию фронта проходил на высоте 50-60 метров. Все что там было, пушки, пулеметы – все обрушилось на меня. Но с нашей стороны меня тоже заметили и дали ответный огонь, прикрыли. Прямо над Донцом вблизи штурмовика разорвался снаряд, пробил борт и, по-видимому, перебил тягу руля высоты. Однако я перелетел через линию фронта, и сразу постарался отойти от нее подальше, чтоб выйти из зоны огня. Тянул еще километров 5, а когда садился – ручку управления зажало, и я не смог полностью выбрать ее на себя. Под углом врезались в землю! Ремни не выдержали, ударился лицом. Но самолет не взорвался. Вспомнил про стрелка. Думаю: «Его убило, столько огня было!» Нет! Слышу, скрипит фонарь. Стрелок на меня смотрит: «Жив, командир?»

При подготовке биографии, кроме указанных источников, использованы материалы сайтов Победа-60 (автор – Константин Быков), МОУ Гимназия № 41 города Кемерово, Префектура ЮВАО, Судьба (очерк «Поле подсолнухов» Алексея Реутского).

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»