Кузнецов Николай Васильевич - заместитель командира эскадрильи 70-го гвардейского штурмового авиационного Белорусского Краснознаменного полка (3-я гвардейская штурмовая авиационная Валдайско-Ковельская Краснознаменная дивизия, 1-й смешанный авиационный корпус, 6-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии старший лейтенант.
Родился 13 декабря 1921 в селе Юргинское ныне Тюменской области в семье служащего. Русский. Позднее его семья переехала в Омск, где он окончил неполную среднюю школу и аэроклуб. Призван в армию в 1940 году Омским горвоенкоматом. В 1941 году окончил Омскую военную авиационную школу пилотов в звании старшего сержанта.
В действующей армии – с марта 1942 года. Сражался в 74-м (с 18 марта 1943 года – 70-м гвардейском) штурмовом авиационном полку в составе 6-й ударной авиационной группы, с июня 1942 года – в 243-й (с 18 марта 1943 года – 3-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии на Северо-Западном, 2-м Прибалтийском, 2-м и 1-м Белорусских фронтах.
На Северо-Западном фронте в составе 6-й воздушной армии участвовал в боях с демянской группировкой противника на территории Новгородской области (Демянский и Старорусский районы), в Демянской наступательной операции (15 – 28 февраля 1943 года).
На 2-м Прибалтийском фронте в ноябре 1943 – январе 1944 года в составе 15-й воздушной армии поддерживал наземные войска фронта в наступательных боях на территории Псковской области на витебско-полоцком направлении.
На 1-м Белорусском фронте участвовал в составе 6-й воздушной армии в Люблин-Брестской наступательной операции (18 июля – 2 августа 1944 года) – составной части, Белорусской стратегической наступательной операция "Багратион".
К 16 августа 1944 года совершил 90 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку скоплений войск и боевой техники, железнодорожных станций и аэродромов, на разведку стратегических военных объектов в тылу и на переднем крае обороны противника. Уничтожил 6 танков, 38 автомашин, 8 бензоцистерн, 1 паровоз, 8 вагонов, 12 артиллерийских орудий. В воздушном бою сбил 1 вражеский самолёт.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за умелое выполнение боевых задач, отвагу и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Кузнецову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая «Звезда».
На 1-м Белорусском фронте в составе 16-й воздушной армии Н.В.Кузнецов принимал участие в Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции; Восточно-Померанской стратегической наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 года).
За два дня до начала Берлинской стратегической операции, 14 апреля 1945 года, когда части 1-го Белорусского фронта на ряде участков вели разведку боем, при выполнении боевого задания на подступах к Берлину в районе Зеелов – Долгелин самолет Н.В.Кузнецова был сбит огнем зенитной артиллерии противника и врезался в землю в 1,5 км северо-восточнее станции Долгелин. По данным двухтомника / 2 /, летчик направил горящий самолет на вражескую батарею.
Похоронен в Тиргартене (Западный Берлин).
В Берлине у памятника погибшим советским воинам установлена мемориальная доска в память о подвиге Н.В.Кузнецова. Именем Героя названы улица в Омске и школа, где он учился. На одном из домов улицы Кузнецова установлена аннотационная доска.
Награжден орденом Ленина (26.10.1944), 2 орденами Красного Знамени (5.04.1943; 26.08.1943), орденом Красной Звезды (3.01.1943), медалями, в том числе «За отвагу» (15.06.1943).
Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза
На фронтах Отечественной войны участвует с марта 1942 года в составе 70 гвардейского штурмового авиационного полка в должности летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи. За отличное выполнение боевых заданий командования награжден: за 15 боевых вылетов – орденом «Красная Звезда», за 20 боевых вылетов – орденом «Красное Знамя», за 1 успешный боевой вылет – медалью «За отвагу», за последующие 19 боевых вылетов награжден орденом «Красное Знамя».
После последнего награждения тов. Кузнецов на самолете Ил-2 произвел 35 боевых вылетов. Всего им произведено 90 успешных бомбардировочно-штурмовых боевых вылетов на уничтожение войск и боевой техники противника на поле боя, в ближнем и глубоком тылу, самолетов противника на его аэродромах, подходящих резервов по шоссейным и железным дорогам. Проявил при этом мужество, отвагу и героизм. Отлично владеет техникой пилотирования на самолете Ил-2, смело атакует цели, показывая пример бесстрашия и ненависти к врагу. Для него нет невыполнимой задачи. Как ни сложна цель, он точно отыскивает ее и поражает, делая по 6-8 заходов. Не один раз водимая им группа превращала немецкую хваленую технику в груды металлолома, а живую силу противника – в груды трупов.
28.03.1942 года группа самолетов из 5 Ил-2 при отходе от цели была атакована тремя Ме-109 и двумя ФВ-190. Идя замыкающим в строю, тов. Кузнецов сразу же подвергся атаке двух Ме-109. Выведенная из строя задняя пулеметная установка не могла обеспечить неуязвимость задней полусферы. Он отбил 4 атаки истребителей противника, в то же время не отстал от группы и не дал истребителям противника разбить строй штурмовиков, чем обеспечил возврат группы на свой аэродром без потерь.
5.12.1942 года при отходе от цели группа из 7 Ил-2 была атакована 6 Ме-109. Идя прикрывающим, отбил несколько атак противника. Точным огнем своего оружия сбил 1 Ме-109. Сам получил ранение, на его самолете были повреждены рули глубины, стабилизатор, приборная доска. Несмотря на ранение и повреждения самолета, благополучно произвел посадку на свой аэродром.
7.03.1943 года группой из 8 Ил-2 бомбардировал и штурмовал аэродром противника, на котором находилось до 10 самолетов Ю-52 и до 15 Ю-88, Ме-109. Тремя заходами уничтожено 8 самолетов противника. При отходе от цели штурмовики были атакованы четырьмя Ме-109, с которыми вели воздушный бой. Сбили 1 и подбили 1 самолет противника.
21.03.1943 года группа 8 Ил-2 бомбардировала и обстреливала пушечно-пулеметным огнем и снарядами РС до 15 самолетов на аэродроме противника. В результате уничтожено и повреждено 9 самолетов. За успешное выполнение задания по штурмовому налету на аэродром тов. Кузнецову и его группе объявлена благодарность командующим 6 воздушной армией.
11.05.1943 года при выполнении задания по разведке обнаружил скопление до 50 автомашин и до 3 взводов пехоты противника. Смело произвел 4 атаки с бреющего полета и уничтожил 10 автомашин, до 40 солдат и офицеров. За отличное выполнение задание получил благодарность командира полка.
12.06.1943 года ведущим группы 4 Ил-2 получил задание на бомбардировку железнодорожных эшелонов противника и повел группу на цель. При перелете через линию фронта прямым попаданием снаряда в правую сторону центроплана на его самолете были перебиты трубки пневмоперезарядки пушек и пулеметов, трубка подъема шасси, которые произвольно выпали, повредило тягу элеронов и трос спуска пулемета. Несмотря на полученные повреждения, уверенно вывел группу на цель, произвел 4 захода. В результате было уничтожено 2 паровоза, 12 вагонов и 1 автомашина с боеприпасами. За отличный боевой вылет был награжден командующим 6 воздушной армией медалью «За отвагу».
28.04.1944 года группой 7 Ил-2 при атаке скопления автомашин, автобензоцистерн и танков уничтожил 10 танков, подавил огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии, вызвал 10 очагов пожара. Лично уничтожил 3 автобензоцистерны.
9.07.1944 года ведущим группы 5 Ил-2 вылетел на уничтожение железнодорожных эшелонов противника. Выйдя точно на цель, тремя заходами штурмовал 2 эшелона, груженных живой силой и техникой противника. Благодаря внезапности и умелому применению Ил-2, уничтожил 2 паровоза, 6 вагонов, повредил железнодорожное полотно.
12.07.1944 года парой Ил-2 вылетел на разведку войск противника. Обнаружил скопление до 50 автомашин с боеприпасами и пехотой на железнодорожном разъезде Липники, железнодорожный эшелон с живой силой и техникой противника. С бреющего полета шестью заходами атаковал цель и уничтожил 15 автомашин, 1 паровоз, 10 вагонов. Задание командования выполнил отлично.
19.07.1944 года группой 6 Ил-2 летал на уничтожение техники и живой силы на переправе через реку Западный Буг у п. Бережцы. В результате умелой атаки под сильным огнем зенитной артиллерии противника уничтожено 35 автомашин, зажжены пункты Роковец, Бережцы.
Из 90 успешных боевых вылетов 26 сопровождались воздушными боями, в которых проявил умение, храбрость и героизм. Ни одного раза не был сбит истребителями противника, а на его личном счету 1 сбитый самолет в воздухе, уничтожено 6 танков, 38 автомашин, 8 бензоцистерн,1 паровоз, 8 вагонов, 12 орудий, до 10 всадников, вызвано 28 пожаров, 19 взрывов.
Имеет 5 благодарностей от командира полка. 2 благодарности от командующего армией и 5 благодарностей от Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В.Сталина.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом мужество, отвагу и героизм достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Командир 70 гвардейского штурмового авиационного Белорусского краснознаменного полка гвардии подполковник Кузьмин 16 августа 1944 года