Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Домников Василий Михайлович

 
Домников Василий Михайлович
04.11.1918 - 09.04.1945
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 29.06.1945

    Памятники
  Надгробный памятник


Домников Василий Михайлович - штурман эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного Тихвинского Краснознамённого ордена Кутузова 3-й степени авиационного полка (276-я бомбардировочная Гатчинская дважды Краснознамённая ордена Суворова 2-й степени авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан.

Родился 4 ноября 1918 года в деревне Ефимовка Новосильского уезда Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области, в крестьянской семье. Русский. Во время коллективизации семья не вступила в колхоз, передала туда добровольно все имущество и уехала из деревни. Окончил 7 классов сельской школы в соседнем селе.

В 1936 году уехал в город Воронеж и поступил в авиационный техникум имени Чкалова, одновременно занимался в аэроклубе, на штурманском отделении. Из-за болезни отстал по программе и в 1939 году вынужден был оставить учебу и в техникуме и в аэроклубе.

В сентябре 1939 года был призван в Красную Армию Кагановичским райвоенкоматом города Воронежа и направлен в Краснодарскую военную школу летчиков-наблюдателей. По окончанию учебы в 1940 году был направлен в 44-й бомбардировочный Краснознаменный авиационный полк Ленинградского военного округа (город Старая Русса). Службу начала стрелком-бомбардиром (штурманом) самолета СБ (АНТ-40).

В составе этого полка встретил начало Великой Отечественной войны и прошел весь боевой путь. Участвовал в боях с 22 июня 1941 года. Принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. В ноябре 1942 года полк был преобразован в 43-й гвардейский.

В 1941-1943 годах штурман Домников совершил 93 боевых вылета на самолете СБ. С марта 1943 года выполнял боевые задания на самолете Пе-2. Летал с будущими Героями Советского Союза Сергеем Глинским, Николаем Клочко. В 1943 году вступил в ВКП(б).

Последовательно проходил службу в должности стрелка-бомбардира (штурмана) самолета, штурмана звена, адъютанта эскадрильи, штурмана эскадрильи, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, с августа 1944 года вновь штурманом эскадрильи. Проявил себя отличным штурманом и ведущим группы самолётов. Не имел ни одного случая невыхода на цель и потери ориентировки как у самого лично, так и в эскадрильи.

Участвовал в операциях войск Ленинградского фронта по прорыву обороны противника под Ленинградом, на Карельском перешейке, по освобождению Эстонии, с октября 1944 года на территории Восточной Пруссии в составе 3-го Белорусского фронта.

Всего к апрелю 1945 года гвардии капитан Домников В.М. совершил 215 успешных боевых вылетов, из них на самолёте СБ 93 боевых вылета (из них 82 - ночью), на самолёте Пе-2 122 боевых вылета. Сбросил на противника 170000 килограммов бомб разного калибра. В ходе выполнения специальных задания сбросил 29000 килограммов грузов для партизан. За отличное выполнение боевых заданий в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество, отвагу и героизм был представлен к присвоению звания «Герой Советского Союза». Но высокие награды Родины отважный лётчик получить не успел.

Погиб 9 апреля 1945 года, при посадке поврежденного самолета на своем аэродроме. Похоронен в братской могиле в посёлке Пушкино Нестеровского района Калининградской области. На могиле установлен памятник.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Домникову Василию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (29.06.1945), Красного Знамени (28.07.1943), Александра Невского (17.02.1945), Отечественной войны 1-й степени (15.05.1944), Красной Звезды (3.05.1942), медалью «За оборону Ленинграда».

У Хомутовской средней школы Новодеревеньковского района Орловской области установлен бюст.

*Данная дата гибели указана в биографии на основании данных сайта «ОБД Мемориал». В разных источниках также указывается, что гвардии капитан В.М. Домников погиб 6, 8 и 10 апреля 1945 года.

Из наградного листа

Краткое изложение личного боевого подвига и заслуг:

Непосредственное участие в выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, принимает с 22.6.1941 года. За это время произвел 215 успешных боевых вылетов, из них на самолете СБ 93 боевых вылета, на самолете Пе-2 - 122, из 93 вылетов, произведенных на самолете СБ - 82 выполнены ночью. За этот период времени на головы фашистских захватчиков сбросил 170000 кг бомб разного калибра.

Выполняя специальные задания разведывательного отдела штаба Ленинградского фронта и штаба партизанского движения сбросил специальный груз - 29000 кг.

Отличный штурман, технике и самолетовождения в любых условиях владеет в совершенстве. Случаев невыхода на цель или потерь ориентировок, как у самого лично, так и в эскадрильи не было. При выполнении боевых заданий проявляет мужество и настойчивость, стараясь как можно лучше и точнее выполнить поставленные Командованием задачи.

В 1941-1942-1943 г.г., когда противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника были особенно сильными, гвардии капитан ДОМНИКОВ В.М. бесстрашно вел самолет не взирая под час на сплошные разрывы зенитной артиллерии противника и непрерывные атаки истребителей. В сложной обстановке полета и боя действует уверенно, про должая полет по проложенному маршруту к заданной цели.

В 1941 году вначале войны принимал участив в разгроме фашистской дивизии под Шимском,где его боевая работа высоко оценена командованием.

Позднее в ноябре месяце 1941г. принимает активное участие в освобождении города Тихвин и разгроме Тихвинской группировки немцев.

Прибыв вначале декабря месяца 1941 г, в г. Ленинград, выполнял боевые задания по бомбардировке ж.д. станций, мест сосредоточения живой силы и техники, подавления дальнобойных арт. батарей противника, обстреливающих г. Ленинград, а также выполнял специальные задания разведывательного отдела штаба Ленинградского фронта и штаба партизанского движения, где произвел 62 боевых вылета - ночью, на самолете СБ.

В период наступательных операций войск Ленинградского фронта, при прорыве обороны противника под Ленинградом и на Карельском перешейке во главе своей эскадрильи наносил бомбовые удары по опорным пунктам, путям подвоза и отступающим колоннам противника.

Участвовал в операциях по прорыву долговременной обороны немцев под Нарвой и освобождении Советской Эстонии.

Прибыв в состав 3-го Белорусского фронта с 15.10.1944г. по настоящее время водит свою эскадрилью на бомбардировку укрепленных пунктов, ж.д. станций, мест сосредоточения живой силы и техники противника.

В результате боевой работы, проведенной гвардии капитаном ДОМШКОВЫМ врагу нанесен колоссальный урон.

31.5.1942 г. успешно произвел выброску оружия для партизан в 35 км юго-восточнее г. Нарва. Несмотря на сильное противодействие ЗА противника по всему маршруту и у цели, груз был сброшен точно в намеченный пункт, за что раз вед. отделом штаба Ленинградского фронта экипажу объявлена благодарность.

6.6.1942г. в сложных метеоусловиях при низкой облачности и малой видимости произвел боевой вылет ночью по выброске парашютистов в 20 км юго-западнее г. Кенгисеп. Приземление парашютистов наблюдал точно в намеченном месте. За отличное выполнение поставленной задачи от начальника развед. отдела штаба Ленинградского фронта экипажу объявлена благодарность.

24.4.1943г. группе 6-ти самолетов Пе-2 была поставлена задача -нанести бомбардировочный удар по арт.батареям и живой силе противника в районе Черная речка, пробившись через сплошную завесу ЗА и отражая атаки истребителей противника, бомбометание произвел точно по заданной цели, в результате уничтожен склад с боеприпасами, одна батарея 3-х орудийного состава, убито до 100 чел. солдат и офицеров противника. Результат подтвержден командиром 42-й арт.бригады.

9.6.1943г. внезапным налетом на аэродром Сиверская, ведущий штурман девятки самолетов Пе-2 нанес бомбардировочный удар по уничтожению материальной части противника. Несмотря на сильное противодействие ЗА противника, метким бомбометанием уничтожил 13 самолетов. Результат бомбометания подтвержден фотоконтролем и воздушным наблюдением истребителей сопровождения. За отличное выполнение поставленной задачи командующий 13-и Воздушной Армии всему летному составу, участвующему в налете, объявил благодарность.

12.12.1943г. в момент, когда против партизан Ленинградской области готовилась карательная экспедиция немцев, а партизаны нуждались в боеприпасах и вооружении, группе была поставлена задача - оказать помощь, своевременно и точно в указанном месте сбросить ценный груз. Несмотря на сложные метеоусловия и противодействие с земли всех видов вооружения, т.к. высота полета была всего 200 м. Задание было выполнено отлично. Командованием штаба партизанского движения, всему летному составу, участвующему в выполнении задания была объявлена благодарность.

17.1.1944г. в период наступления наших наземных частей в районе Красное село, противник сосредоточил большое количество танков и пехоты, готовясь контр. атаковать наши части, группе самолетов Пе-2, ведущей гвардии капитаном ДОМИКОВЫМ, была поставлена задача - произвести бомбардировку по скоплению танков и живой силы противника на восточной окраине г.Красное село. В результате бомбометания отмечены прямые попадания по двум танкам, уничтожена стреляющая арт. батарея трехорудийного состава, вызвано 4 очага пожара.

24.1.1944г. бомбардировал ведущим 9-ти самолетов арт. батареи противника южнее г. Гатчина и ж. д. эшелоны на ст. Гатчина-Товарная. В результате бомбардировочного удара в исключительно сложных метеоусловиях, на малой высоте и при сильном противодействии ЗА и всех видов пехотного оружия противника, отмечены прямые попадания по арт. батареям. На станции Гатчина-Товарная подожжено 2 ж. д. эшелона.

26.2.1944 г. ведущим 9-ти самолетов Пе-2 бомбардировал материальную часть противника на аэродроме Тарту. Преодолев сильный заградительный огонь ЗА противника, бомбометание выполнено успешно. При уходе от цели группа была атакована 8-ю истребителями противника типа ФВ-190. Благодаря чёткому, организованному огню штурманов и стрелков-радистов, все атаки истребителей противника были отбиты и один истребитель сбит. Наши самолеты без потерь вернулись на свой аэродрому в результате дешифрирования фотоснимков и развед. сводки штаба т 3-й Воздушной Армии №58 от 27.2.1944 г. на аэродроме Тарту уничтожено 22 самолета противника.

3.4.1944 г. ведущим 9-ти самолетов Пе-2 с пикирования бомбардировал автоколонну до 50 единиц на дороге от Крюки на Гришманы, при выводе из пикирования, колонна была обстреляна из пулеметов стрелков-радистов. В результате бомбардировочного удара и обстрела в колонне возникло 6 очагов пожара и один сильный взрыв.

24.10.1944 г. в составе группы, ведущим 9-ки Пе-2 произвел бомбометание по ж. д. станции Бенкхайм. При сильном противодействии с земли, бомбометание было выполнено точно по цели. На станции возникло 15 очагов пожара. Подтверждено фотоснимками, фото схема № 411 .

5.1.1945 г. в составе полка ведущим девятки бомбардировал гю Тройбург, в результате прямых попадания бомб уничтожено и повреждено 24 заводских здания, разрушен мост. Подтверждено фэтосхемой № 1.

12.1.1945 г. ведущим девятки бомбардировал опорные пункты в районе города Гольдап. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника, бомбометание произведено успешно. Как подтверждает фотосхема №2, уничтожено и повреждено 5 зданий, разрушено 75 м шоссейной дороги и отмечено 4 прямых попадания по траншеям.

20.1.1945 г. дважды вылетал и водил свою группу на помощь наступающим наземным войскам. В первом вылете бомбардировал г. Инстенбург. Несмотря на яростный огонь зенитной артиллерии, как в первом, так и во втором вылете, задание выполнено успешно. В городе Инстенбург разрушено 30 зданий, отмечено прямое попадание в плотину и разрушено 40 м ж.д. полотна. В г. Гумбинен разрушено 12 здании, разбито 75 м ж.д. полотна, вызваны многочисленные пожары, среди которых отмечен 1 чрезвычайно сильный взрыв, предположительно взорван склад с боеприпасами - /фотосхемы №№ 11 и 12/.

5.2.1945 г. с высоты 3000 м в составе 20 самолетов, ведущим девятки Пе-2 бомбардировал складские помещения в порту Пиллау. По данным фотодешифрирования в порту Пиллау разрушено и повреждено - 53 здания, возникло 5 сильных взрывов в расположении складских и портовых сооружений, поврежден 1 корабль и 1 судно-/фотосхема №7/. За нанесенный ущерб противнику бомбовыми ударами всему личному составу, выполняющему боевое задание в этот день, командиром 276 БАГДКОСД генерал-майором авиации НЕЧИПОРЕНКО объявлена благодарность.

15.2.1945г. ведущим 9-ти-самолетов в составе полка с высоты 600 м бомбардировал скопление живой силы до 3000 чел. и до 100 автоспец. машин в пункте Лихтенфельд. Несмотря на исключительно сложные метеоуеловия, группа вышла точно на цель. Бомбометание произведено эффективно. По данным фотодешифрирования и подтверждению наземного командования в пункте Лихтенфельд разрушено до 20 жилых зданий, вызвано 6 мощных очагов пожара. В результате бомбометания и обстрела из пулеметов штурманов и стрелков - радистов убито до 300 солдат и офицеров противника.

20.2.1945 г. в составе полка дважды вылетал на уничтожение опорных пунктов и арт. минометных батарей в городах Браунсберг и Оттен. В первом вылете по данным фотодешифрирования в г. Браунсберг уничтожено 53 здания, 200 мт. ж.д. полотна, вызвано 8 очагов пожара и отмечено прямое попадание в завод /фэтосхема № 122/. В пункте Оттен разрушено и повреждено 25 зданий /фотосхема № 18/. После бомбардирования населенного пункта часом позднее, последний был занят нашими войсками.

9.3.1945 г. в составе полка, ведущим 9-ки самолетов Пе-2, бомбардировал живую силу и арт.минометные батареи в опорном пункте Хансвальд. В результате бомбардирования в пункте было уничтожено и повреждено - 20 зданий, отмечено 7 прямых попаданий по траншеям. /Фотосхема № 41/.

За отличное выполнение боевых заданий в борьбе с немецкими захватчиками, при защите нашей Родины, снятии блокады с города ЛЕНИНА, освобождении Ленинградской области, Советской Карелии, Советской Эстонии, при боевых действиях по разгрому немецких войск непосредственно на территории противника, проявленные при этом доблесть, мужество, отвагу и геройство Гвардии капитан ДОМНИКОВ Василий Михайлович достоин присвоения звания - «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Командир 34 Гвардейского бомбардировочного авиационного Тихвинского Краснознаменного ордена Кутузова полка и подполковник КОЛОКОЛЬЦЕВ.

Биография предоставлена Сергеем Кащеевым

    Источники
 Автобиография
 Бессмертный подвиг. - Орел, "Орелиздат", 1995
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Документы на сайте «Мемориал»
 Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.
 За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978
 Иноземцев И.Г. Под крылом - Ленинград. - М.:Воениздат,1978