Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Прошенков Николай Иванович

 
Прошенков Николай Иванович
07.01.1918 - 27.04.1963
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 6559
Орден Ленина № 24485

    Памятники
  Надгробный памятник
  Аллея Героев в Корсунь-Шевченковском


Прошенков Николай Иванович – командир эскадрильи 69-го гвардейского истребительного авиационного полка 23-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии майор.

Родился 7 января 1918 года в деревне Путятино, ныне Вязниковского района Владимирской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Отец его был участником Гражданской войны, потерял ногу, часто болел. Основная мужская работа легла на плечи Николая. В 1925 году пошёл в 1-й класс в деревне Харино, учился прилежно.

В 1932 году окончил 7 классов, следующие 2 года учился в ФЗУ и работал на фабрике в Вязниках. Был помощником мастера на ткацкой фабрике "Свободный пролетарий". Одновременно занимался в аэроклубе. В 1938 году поступил на военную службу. В 1939 году окончил Чкаловское авиационное училище лётчиков.

С 13 августа 1941 года младший лейтенант Н.И. Прошенков на фронтах Великой Отечественной войны. По декабрь 1941 года сражался в составе 13-го истребительного авиационного полка, летал на И-153 и Як-1; с марта по июнь 1941 года – в 774-м истребительном авиационном полку, где летал на Як-1; по осень 1944 года – в 21-м гвардейском истребительном авиационном полку, на Як-1 и "Аэрокобре"; по май 1945 года – в 69-м гвардейском истребительном авиационном полку, на "Аэрокобре".

За годы войны сражался на Северо-Западном (с 13.08.1941 по 1.09.1941), Южном (с 1.09.1941 по 15.12.1941), снова Северо-Западном (с 15.12.1941 по 18.05.1943), Степном (с 10.08.1943 по 20.10.1943), 2-м Украинском (с 20.10.1943 по 6.07.1944), 1-м Украинском (с 8.07.1944 по май 1945) фронтах.

Дважды он был ранен: 25.04.1942 года – осколочное ранение в надбровную область; 19.07.1942 года – осколочное ранение правой лопаточной области.

В августе 1941 года Н.И. Прошенков открывает боевой счёт. В неравном бою с 4 вражескими самолётами он сбивает один Ме-109. Оставшиеся 3 немецких истребителя пытались атаковать самолёт Н.И. Прошенкова, но советский лётчик сам атаковал фашистов и обратил их в бегство.

От Москвы до Берлина пролёг боевой путь лётчика-истребителя Н.И. Прошенкова. Около 400 боевых вылетов, десятки боёв, таких, как, например, 3 февраля 1944 года. В тот день 5 советских лётчиков, среди которых был Н.И. Прошенков, приняли бой с 50 самолётами противника и победили: 6 вражеских машин было сбито (3 из них – лично Прошенков), остальные спаслись бегством.

14 апреля 1942 года группа в составе 4 самолётов Як-1 под командованием Н.И. Прошенкова вылетала на прикрытие наземных войск в районе Старая Русса. В это время 10-я немецкая армия была окружена нашими войсками в районе Демянска. Немецкое командование старалось всеми силами вывести свои войска из окружения, бросая на поддержку наземных войск всё новые и новые эскадры бомбардировочной и истребительной авиации. Группы немецких истребителей постоянно патрулировали над линией фронта, немецкие бомбардировщики бомбили боевые порядки наших войск. Н.И. Прошенков, зная тактику противника, приступил к выполнению поставленной задачи, преследуя цель встретить вражеских бомбардировщиков на подходах к линии фронта.

Через несколько минут он заметил в воздухе группу до 15 Ju-87 идущих к линии фронта без прикрытия истребителей. Н.И. Прошенков своей группой в составе 4 Як-1 смело и решительно атаковал вражеских бомбардировщиков. В результате дерзких и решительных атак были сбиты 4 Ju-87, из которых одного сбил лично сам Прошенков. Остальные самолёты противника, сбросив свой бомбовый груз на свои же войска, позорно покинули поле боя, а Н.И. Прошенков в составе своей группы без потерь возвратился на свой аэродром.

В марте 1943 года в Красноярск на Енисее был отведён для переформирования 21-й гвардейский истребительный авиационный полк. Здесь часть получила новые самолёты – Р-39 "Аэрокобра". Первоначально новая неизученная техника создавала проблемы – в Красноярске потерпели крушение 2 самолёта. Но Красноярская учёба пошла впрок, и в октябре полк выступил на фронт.

3 февраля 1944 года группа в составе 5 самолётов "Аэрокобра" под командованием Н.И. Прошенкова прикрывала наземные войска в районе Шпола. На высоте 2500 метров Н.И. Прошенков заметил группу пикировщиков Ju-87 до 15 самолётов, а с интервалом до 15 км подходила и вторая группа немецких бомбардировщиков. Н.И. Прошенков, имея преимущество в высоте, приказал одной паре находиться на той же высоте, а сам в составе 3 самолётов решительно атаковал самолёты противника и с первой же атаки сбил лично одного "Юнкерса". Выйдя из атаки, снова атаковал Ju-87 и в результате атаки сбил второго вражеского бомбардировщика. Видя, что "Юнкерсы" идут без прикрытия истребителей, Н.И. Прошенков приказал верхней паре вступить в бой с бомбардировщиками. В результате смелых и дерзких атак истребителей группы под командованием Н.И. Прошенкова, немецкие бомбардировщики не выполнили свою задачу, в беспорядке ушли на свою территорию, потеряв при этом 5 самолётов.

После этого Н.И. Прошенков заметил ещё одну группу Ju-87 до 18 самолётов и вступил с ними в бой. С первой же атаки сбил ещё одного "Юнкерса" и умело командуя своей группой, разогнал немецких бомбардировщиков. Так 5 наших лётчиков под командованием Н.И. Прошенкова сорвали массированный налёт немецких бомбардировщиков на наши боевые порядки наземных войск, сбив при этом 6 самолётов противника типа Ju-87, из которых 3 лично сбил сам Н.И. Прошенков.

24 марта 1944 года Н.И. Прошенков парой прикрывал наземные войска в районе Первомайска. Вскоре заметил группу бомбардировщиков противника до 30 Ju-87. Не считаясь с превосходящими силами противника, решительно атаковал вражеские самолёты, в результате чего со своим ведомым сбили по одному "Юнкерсу". Окончив время патрулирования над целью, при возвращении на свой аэродром Н.И. Прошенков получил приказание со станции наведения возвратиться обратно в тот же район, так как к цели подходила вторая группа Ju-87 до 35 самолётов под прикрытием 8 Mе-109. Н.И. Прошенков решительно атаковал и эту группу самолётов противника, в результате атаки лично сбил один Ju-87, а подоспевшей восьмёркой наших истребителей группа бомбардировщиков была разогнана, не выполнив задание.

Благодаря отличной осмотрительности Н.И. Прошенков вскоре заметил и третью группу Ju-87 до 6 самолётов под прикрытием 2 Ме-109. Не имея боеприпасов, Н.И. Прошенков своими дерзкими атаками обманул противника, разогнал и эту группу самолётов, не дав им бомбить наши боевые порядки наступающих наземных войск. В этом тяжёлом бою с превосходящими силами противника в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии противника, Н.И. Прошенков в течение 40 минут парой отражал налёт 3-х групп немецких бомбардировщиков и лично сбил 2 Ju-87.

28 апреля 1944 года группа в составе 6 самолётов "Аэрокобра" под командованием Н.И. Прошенкова сопровождала 16 штурмовиков Ил-2 в район Яссы. После отличного выполнения боевой задачи штурмовиками, Н.И. Прошенков заметил в воздухе 2 группа Ju-87 до 40 самолётов под прикрытием 8 Ме-109, которые пытались бомбить боевые порядки наших наземных войск. Приказав по радио четвёрке самолётов связать боем истребителей противника, сам совместно со штурмовиками решительно атаковал немецких бомбардировщиков. В этом сложном бою комбинированной группы наших самолётов Н.И. Прошенков проявил исключительное мастерство и умение в управлении боем. В результате обе группы "Юнкерсов" были разогнаны, сбито при этом 8 Ju-87 из них 3 – сбили штурмовики и 1 – лично сбил сам Н.И. Прошенков.

В июне 1944 года молодёжь Красноярского края собрала для фронта 2 миллиона рублей. На эти деньги была куплена эскадрилья "Аэрокобр", названная "Красноярский комсомолец". Самолёты передали пилотам 21-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Во время уничтожения Корсунь-Шевченковской группировки немцев лётчики полка сбили 19 самолётов противника, потеряв 2 своих. В Уманской операции сбили 41, потеряли ещё 2. В Ясско-Кишинёвской – 8 и 3 соответственно.

4 августа 1944 года группа в составе 6 самолётов "Аэрокобра" под командованием Н.И. Прошенкова прикрывала переправу через реку Висла. Со станции наведения Н.И. Прошенков был предупреждён о подходе группы самолётов противника к цели, которые из-за облачности пытались бомбить переправу. Обнаружив 10 FW-190, Н.И. Прошенков приказал по радио паре набрать высоту и прикрыть атаку, а сам четвёркой атаковал самолёты противника. В результате атаки сбил лично один FW-190, а второго сбил ведущий второй пары. Остальные самолёты противника, сбросив бомбы вне цели, ушли на свою территорию. За умелую организацию этого боя и решительные атаки, лётчикам группы Н.И. Прошенкова была объявлена благодарность командиром 7-го истребительного авиационного корпуса.

4 апреля 1945 года группа в составе 4 самолётов "Аэрокобра" под командованием гвардии майора Н.И. Прошенкова сопровождала 8 бомбардировщиков Пе-2 в район Герлиц. В районе цели было замечено 8 FW-190, которые питались атаковать наших бомбардировщиков. Отсекая наглые атаки истребителей противника от бомбардировщиков и благодаря умелому руководству боем, было сбито 3 FW-190, из них одного "Фоккера" сбил лично сам Н.И. Прошенков. Остальные самолёты противника, испытав неприступность к бомбардировщикам Пе-2, ушли на свою территорию. Наши бомбардировщики, отлично выполнив задание, без потерь возвратились на свой аэродром. Потерь со стороны истребителей сопровождения не было.

К маю 1945 года командир эскадрильи 69-го гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка 23-й гвардейской истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта гвардии майор Н.И. Прошенков совершил 375 успешных боевых вылетов, в 86 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы 4 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Прошенкову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6559).

После окончания Великой Отечественной войны Н.И. Прошенков продолжал служить в Военно-воздушных силах СССР. В 1952 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1960 года гвардии полковник Н.И. Прошенков – в запасе. Жил в Киеве. Скончался 27 апреля 1963 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. 

Из наградного листа на гвардии майора Н.И. Прошенкова:

Тов. Прошенков за период Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками с 13.08.1941 г. по 1.05.1945 г. произвёл 375 успешных боевых вылетов, провёл 86 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 19 самолётов противника типа: 8 Ю-87, 6 МЕ-109, 3 ФВ-190, 1 Ю-88, 1 ФВ-189 и 4 самолёта противника типа: 3 Ме-109, 1 Ю-88 в групповых воздушных боях.
В период с 13.08.1941 г. по 7.01.1943 г. произвёл 192 боевых вылета, провёл 63 воздушных боя, лично сбил 8 самолётов противника типа: 5 Mе-109, 2 Ю-87, 1 Ю-88 и 4 самолёта противника типа: 3 Ме-109, 1 Ю-88 в групповых воздушных боях: 18.08.1941 г. сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе Спас – Демянск; 19.10.1941 г. сбил один самолёт противника типа Mе-109, который упал в районе станции Ишунь; 26.11.1941 г. сбил один самолёт противника типа Ю-88, который упал в районе Ислантерек; 18.03.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе Горшковицы; 21.03.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ю-87, который упал в районе Пенно; 26.03.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе Стариково; 14.04.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ю-87, который упал в районе Козлово; 17.04.1942 г. сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе Борисово.
За лично обитые 8 самолётов противника типа: 5 Mе-109, 2 Ю-87, 1 Ю-88, 4 самолёта противника типа: 3 Ме-109 и 1 Ю-88 в групповых воздушных боях и произведённые 192 успешных боевых вылетов - награждён двумя орденами Красного Знамени 15.05.1942 г. и 10.02.1943 г.
В период с 7.01.1943 г. по 14.03.1944 г. произвёл 47 успешных боевых вылетов, провёл 6 воздушных боёв, лично сбил 5 самолётов противника типа 3 Ю-87, 1 ФВ-190, 1 ФВ-189: 15.10.1943 г. сбил один самолёт противника типа ФВ-190, который упал в районе Анновка – Михайловка; 11.12.1943 г. сбил один самолёт противника типа ФВ-189, который упал в районе Степанино; 3.02.1944 г. сбил три самолёта противника типа: Ю-87, которые упали в районах: Киселёва, Ступичное, Кокреное.
За лично сбитые 5 самолётов противника типа: 3 Ю-87, 1 ФВ-190 и 1 ФВ-189, произведённые 47 успешных боевых вылетов – награждён орденом Отечественной войны 1-й степени 20.04.1944 года.
В период с 14.03.1944 г. по 1.09.1944 г. произвёл 58 успешных боевых вылетов, провёл 7 воздушных боёв, лично сбил 4 самолёта противника типа: 3 Ю-87, 1 ФВ-190: 24.03.1944 г. выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск в районе Первомайск, лично сбил два самолёта противника типа Ю-87, которые упали в районе Первомайск, что подтверждают лётчики: гвардии майор Носов, гвардии майор Рожков; 28.04.1944 г. выполняя боевое задание на сопровождение штурмовиков Ил-2 в район Яссы лично сбил один самолёт противника типа Ю-87, который упал возле города Яссы, что подтверждают лётчики: Ефимов, Коваленко, Тушков, Байдиков; 4.08.1944 г. выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск в районе Баранув - Сухожув, лично сбил один самолёт противника типа ФВ-19О, который упал в районе Пацанув, что подтверждают лётчики: Мальцев, Гусев, Бубнов и станция наведения от 9-й ГИАМД гвардии майор Макеев.
В период с 1.09.1944 г. по 7.03.1945 г. произвёл 33 успешных боевых вылетов, из них 30 боевых вылетов в период с 12.01.1945 г. по 7.03.1945 г. За этот же период эскадрилья под руководством тов. Прошенкова произвела 170 успешных боевых вылетов, не имея своих потерь и за присвоенную квалификацию "Мастер воздушной радиосвязи" – награждён орденом Александра Невского 25.04.1945 г.
В период с 7.03.1945 г. по 1.05.1945 г. произвёл 45 успешных боевых вылетов, из них 5 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков Пе-2 на столицу Германии гор. Берлин, провёл 10 воздушных боёв, лично сбил два самолёта противника типа: 1 Ме-109 и 1 ФВ-190: 16.03.1945 г. выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск в районе Неиссе, лично сбил один самолёт противника типа Ме-109, который упал в районе Неиссе, что подтверждают наземные войска, воинская часть № 67641; 24.04.1945 г. выполняя боевое задание на сопровождение бомбардировщиков Пе-2 в район Герлиц, лично сбил один самолёт противника типа ФВ-190, который упал в районе аэродрома Герлиц, что подтверждают лётчики: Кудлик, Акулович, Соколенко и экипажи Пе-2 из 81-го ГБАКП.
За произведённые 45 успешных боевых вылетов, лично сбитые 2 самолёта противника типа: 1 Ме-109 и 1 ФВ-190, отличные штурмовые действия по войскам и технике противника, и надёжное сопровождение бомбардировщиков – представлен к награждению орденом Красного Знамени 3.05.1945 г.
Гвардии майор Прошенков своим мужеством, стойкостью и геройством в воздушных боях воодушевляет на боевые подвиги лётный состав эскадрильи, в результате чего эскадрилья, под его командованием в период о 7.10.1943 г. по 15.12.1944 г. произвела 893 боевых вылетов, в воздушных боях лётчиками эскадрильи сбито 46 самолётов противника, имея при этом свои потери: самолётов – 4, лётчиков – 3.
За период с 12.01.1945 г. по 1.04.1945 г. эскадрилья под его командованием произвела 308 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбито 4 самолёта противника, имея при этом одну свою боевую потерю.
Имея большой боевой опыт и отличные организаторские способности, гвардии майор Прошенков за время командования эскадрильей обучил, воспитал и ввёл в бой 50 молодых лётчиков прибывших из запасных авиационных полков.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками имеет 29 благодарностей от командира полка, командира дивизии, командира корпуса, Командующего 5-й ВА и Верховного главнокомандующего тов. Cталина.
Отличный воздушный боец и командир – организатор боя. В ожесточённых боях с врагом показал чудеса мужества, отваги и геройства. Особо отличался в боях во Львовской операции 1944 года и завершающей операции 1945 года по окончательному разгрому врага в его собственной берлоге.
Являясь постоянным ведущим групп истребителей, умело организует и управляет воздушным боем. Отлично использует радиосвязь в воздухе, как основное средство для управления боем. За отличное овладение воздушной радиосвязью, приказом Командующего войсками 2-й Воздушной Армии № 00120 от 5.12.1944 года гвардии майору Прошенкову присвоена квалификация "Мастер воздушной радиосвязи".
Лётчики, летающие на выполнение боевых заданий в группе под командованием тов. Прошенкова всегда уверены в силе и способности своего командира, зная, что любое боевое задание будет выполнено только на отлично с нанесением больших потерь врагу.
Полк, в операции 1945 года по окончательному разгрому немецких оккупантов, в основном выполнял боевые задания на сопровождение бомбардировщиков. И здесь, как и всегда тов. Прошенков показал своё мастерство и умение воевать. Группы по 6-8 самолётов под командованием тов. Прошенкова бомбардировщиков сопровождали отлично, потерь со стороны бомбардировщиков и своих самолётов не было, за что лётчикам от ведущих групп бомбардировщиков объявлено 35 благодарностей.
Смелость и геройство, мужество и отвага и вся жизнь гвардии майора Прошенкова принадлежат славным делам на поле боя с врагом за честь и независимость нашей Родины.

За лично уничтоженные 19 самолётов противника, 4 самолёта противника в групповых боях, произведённые 375 успешных боевых вылетов, умелое командование группами истребителей в бою, воспитание мужества и отваги у своих подчинённых, отличную организацию боевой работы эскадрильи, проявленные в боях мужество, отвагу и геройство – достоин представления к званию – Герой Советского Союза. 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - Ярославль: 1967.