Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кадомцев Анатолий Иванович

 
Кадомцев Анатолий Иванович
23.01.1918 - 21.02.1944
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 13.04.1944


Кадомцев Анатолий Иванович – командир  эскадрильи 59-го гвардейского  штурмового авиационного полка (2-я гвардейская  штурмовая авиационная Черниговская дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт), гвардии капитан.


Родился 23 января 1918 года в селе Подхватиловка, ныне Нижнеломовского района Пензенской области в крестьянской семье. Русский. После смерти отца в 1921 году воспитывался у бабушки на станции Мамонтовка Московской области. Окончив 8 классов средней школы в городе Пушкино в 1934 году, работал слесарем на Мытищинском вагоностроительном заводе. Работу на заводе совмещал с учёбой в Тайнинском аэроклубе Осоавиахима (Мытищи). 
 
Призван в армию в 1937 году. Окончил Энгельсскую военную авиационную школу летчиков в 1939 году. Служил лётчиком - инструктором в Челябинском авиационном училище. В октябре 1941 года на базе училища был сформирован 688-й ночной легкобомбардировочный полк, вместе с которым  младший лейтенант А.И.Кадомцев прибыл на Западный фронт, на аэродром города Загорск (ныне Сергиев Посад).

В боевых действиях принимал участие с ноября 1941 года. Сражался на Западном Калининском, Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах.

На Западном, а затем Калининском фронте в 688-м ночном легкобомбардировочном полку совершал боевые вылеты днем и ночью на самолете Р-z, участвуя в обороне Москвы, в боях против Ржевской группировки противника. С мая 1942 года проходил переобучение на самолет-штурмовик Ил-2. В июле 1942 года в составе 688-го штурмового авиационного полка 228-й штурмовой авиационной дивизии прибыл на Юго-Западный фронт. В составе  этой дивизии (с 18 марта 1943 года – 2-й гвардейской) находился до конца войны. В мае 1943 года был назначен командиром эскадрильи.

Участвовал в составе 8-й, а затем 16-й воздушной армии в Сталинградском сражении, в составе 16-й воздушной армии – в  битве на Курской дуге, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской  наступательных операциях.

К  23 октября 1943 года произвел 280 успешных боевых вылетов на нанесение бомбардировочно-штурмовых ударов по скоплениям танков, боевой техники и живой силы, аэродромам, железнодорожным эшелонам, переправам, укреплениям на переднем крае и во вражеском тылу. Уничтожил и повредил до 65 танков, 340 автомашин, до 16 самолетов на земле и 4 в воздушном бою, взорвал до 7 железнодорожных эшелонов,  3 артиллерийских батареи, 4 прожекторных установки, разрушил 2 переправы, истребил до 1800 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за умелое руководство эскадрильей, мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Кадомцеву Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Герою не довелось получить заслуженную награду. 21 февраля 1944 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Рогачев – Бобруйск (Белоруссия)  самолёт гвардии майора А.И.Кадомцева был сбит истребительной авиацией противника. А.И.Кадомцев и его воздушный стрелок гвардии старшина Иван Матвеевич Турутин с боевого задания не вернулись.

По данным, приведенным в книге «Бессмертные подвиги» и в двухтомнике  «Герои Советского Союза», т. 1, летчик направил горящую машину на скопление войск врага. Похоронен в Бобруйске.

Именем Героя названы улицы в Москве и Мытищах. В городе Мытищи на одном из домов установлена мемориальная доска. На Мытищинском заводе, на здании цеха, где работал А. И. Кадомцев, также была установлена мемориальная доска. Родное село А.И.Кадомцева Подхватиловка в 1964 году было переименовано в его честь в Кадомцево.*

Награжден орденом Ленина (13.04.1944), 2 орденами Красного Знамени (27.04.1942; 4.11.1942), орденами Александра Невского (15.09.1943), Отечественной войны 2-й степени (25.01.1943), Красной Звезды (28.03.1942).

……………………………….
*В 1991 году село Кадомцево ликвидировано, как обезлюдевшее (в 1989 году в ней был 1 житель).

 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза


Боевая деятельность тов. Кадомцева ведет свое начало с ноября 1941 года, когда враг угрожал центру нашего государства – Москве. Верный сын великого русского народа тов. Кадомцев встал на защиту Советской Родины, производя боевые полеты на самолете Р-зет. В руках умелого, отважного летчика уже в то время самолет Р-зет стал грозным оружием. 85 успешных ночных боевых вылетов произвел капитан Кадомцев на своем самолете под Москвой, а впоследствии, на Калининском фронте, – под  Ржевом. Большинство его боевых вылетов проходило в исключительно трудных и сложных метеорологических условиях. Иногда прижимаясь к земле в условиях плохой видимости и, несмотря на это, всегда выходил на цель и точно поражал ее.
В период, когда немцы подходили к каналу Москва–Волга, т. Кадомцев совершал по 7-8 боевых вылетов за ночь по опорным пунктам противника. Им было уничтожено более 200 укрепленных огневых точек, взорвано до 9 железнодорожных эшелонов, лично уничтожено до 10 вражеских самолетов на земле, более 200 немецких солдат и офицеров. устлали своими трупами путь от Москвы до Ржева.
Руководимая им эскадрилья за этот период произвела более 705 успешных ночных боевых вылетов.
Молодой, требовательный командир учил своих летчиков мастерству полетов в ночных условиях, умению точно поражать цель.
В результате командование поручало ему выполнять самые сложные задачи по уничтожению врага.
15 февраля 1942 года была поставлена задача – нанести массированный удар по вражескому аэродрому у совхоза Дугино. Была темная ночь, но аэродром был найден, и удар наносился по нему в течение целой ночи, сопровождавшийся большими взрывами и пожарами. За эту ночь его эскадрилья произвела 63 боевых вылета. В результате уничтожено до 35 самолетов противника.
На станции Сычевка в направлении к Ржеву стоял эшелон с боеприпасами. Станция сильно прикрывалась огнем зенитной артиллерии. Была поставлена задача – во что бы то ни стало уничтожить состав. Как всегда, успешно выполнил эту задачу т. Кадомцев. Прибыв в район цели, он начал искусно маневрировать в зоне огня зенитной артиллерии и, выбрав момент, все бомбы сбросил на цель. Наблюдались сильные взрывы в центре состава.
За проявленное мужество и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками 28.3.1942 года т. Кадомцев был награжден орденом Красной Звезды.
С 10 июля 1942 года  капитан  Кадомцев – на Сталинградском и Донском фронтах.
Для защиты Волжской твердыни – города Сталинграда Родина ему вручила первоклассный самолет с мощным вооружением Ильюшин-2. Отлично овладевший сложной и мощной техникой самолета, он с первых дней борьбы проявил подлинные образцы мужества и отваги.
Совершил 117 успешных боевых вылетов на этом фронте. Водил группы штурмовиков своей эскадрильи на уничтожение танков и живой силы противника, на переправы через реку Дон, по переднему краю обороны противника, на аэродромы противника в условиях, когда воздушная обстановка была исключительно сложной, когда немцы  собрали в районе Сталинграда своих самых отъявленных воздушных пиратов. Капитан Кадомцев неоднократно проводил воздушно-оборонительные бои с истребителями противника, неустанно обучал ведению воздушного боя свой летный состав.
26 июля 1942 года ведомая Кадомцевым группа штурмовиков при подходе к цели была атакована 12 Ме-109. Несмотря на это, цель была атакована отлично, и штурмовики приняли воздушно-оборонительный бой. В результате было сбито 3 вражеских истребителя, один из них был сбит Кадомцевым. Группа  без потерь возвратилась на свой аэродром.
17.8.1942 года полк совершил массированный налет по скоплению танков противника  в районе Абганерово под Сталинградом. В этом налете принимала участие и эскадрилья, ведомая капитаном Кадомцевым. В результате налета на поле боя осталось уничтоженными и поврежденными до 65 танков противника, что подтвердило наземное командование, части которого в этот момент устремились вперед и заняли этот район.
Более половины уничтоженных танков – результат работы группы штурмовиков Кадомцева.
Однажды в неравном бою с вражескими истребителями подбили его машину. Кадомцев не оставил ее. Он летел к земле на неуправляемом самолете. Легче всего было выброситься с парашютом, но он не терял надежды спасти машину. Он верил в свое умение, в свое летное мастерство. То увеличивая, то уменьшая обороты мотора, он вывел горящую машину из крена и посадил ее у самой линии фронта. Подоспевшие танкисты потушили огонь, и самолет был доставлен в полк.
Тов. Кадомцев по праву считается отличным мастером ночных полетов на самолете Ил-2. Он одним из первых летчиков фронта овладел всей сложностью и трудностью ночного самолетовождения Ил-2. Он совершил 60 успешных ночных боевых вылетов, обучил искусству полетов в ночных условиях Героя Советского Союза Бибишева Ивана Фроловича.
За период боевой работы на Сталинградском и Донском фронтах капитан Кадомцев уничтожил 46 вражеских танков, 165 автомашин, до 16 самолетов на земле, 4 самолета в воздушном бою, более 1000 немецких солдат и офицеров.
Каждый вылет Кадомцева характерен исключительной точностью бомбометания, большой разящей силой удара. Там, где водимая им группа «обрабатывала» передний край обороны противника, наши наземные части всегда имели успех продвижения вперед.
13.1.1943 года шестерка самолетов Ил-2, ведомая Кадомцевым, произвела штурмовой удар по крупным силам противника в кольце окруженной группировки под Сталинградом. Пикируя, штурмовики накрывали одну за другой огневые точки противника, что дало возможность продвигаться нашим наземным войскам. За отличный штурмовой удар капитану Кадомцеву объявил благодарность командующий 16 воздушной армией генерал-лейтенант Руденко.
26.1.1943 года Кадомцев получил задачу бомбить аэродром, куда транспортные самолеты врага доставляли продукты и боеприпасы своим окруженным войскам. При подходе к цели летчики заметили большую группу самолетов Ю-52, шедших под прикрытием истребителей. Было принято решение атаковать самолеты противника, и штурмовики стали пикировать на тяжело груженные транспортные машины. Самолет, за которым устремился Кадомцев, после первой очереди врезался в землю. Прорвавшись через заслон зенитной артиллерии, штурмовики обрушили на аэродром бомбовый груз, вызвав пожары и взрывы.
Высоко оценило командование боевую работу гвардии капитана Кадомцева, по праву считавшегося искусным истребителем танков. За проявленный героизм, мужество и отвагу в разгроме немецких войск под Сталинградом  гвардии капитан Кадомцев награжден двумя орденами – «Красное Знамя» 4.11.1942 года и Отечественной войны 2-й степени 26.1.1943 года.
С мая 1943 года гвардии капитан Кадомцев – на Центральном фронте. Он неустанно готовит свой летный состав к предстоящим летним сражениям,  одновременно выполняя исключительно важные задания командования, производя налеты на вражеские аэродромы Орловского аэродромного узла и по железнодорожному узлу станции Орел.
В период начавшегося летнего наступления немцев всей своей силой, умением и мастерством громит фашистские полчища.
Капитан Кадомцев произвел на Центральном фронте до настоящего времени 69 успешных боевых вылетов. Он уничтожал немецкие танки, технику и живую силу  на Орловском и Севском направлениях.
9 июля 1943 года тов. Кадомцев получил задачу уничтожить прорвавшиеся танки противника в районе севернее Поныри. Шестерка штурмовиков поднялась в воздух во главе с заслуженным истребителем танков  тов. Кадомцевым и через несколько минут обрушила свой смертоносный груз на цель. В результате стремительного налета было уничтожено около 12 танков и более 150 гитлеровцев, следовавших за танками. Этот результат боя был подтвержден наземными частями и истребителями прикрытия. После успешного налета все самолеты возвратились на свой аэродром.
Только с 5 по 8 июля 1943 года  эскадрилья гвардии капитана Кадомцева  произвела 72 успешных боевых вылета по скоплениям танков и живой силы противника. Было уничтожено до 60 танков и более 600 солдат и офицеров врага.
В результате мощных ударов с воздуха по войскам противника враг понес большие потери в живой силе и технике, не выдержал и начал откатываться на исходные позиции, а затем начал отступать. Наземные войска, которых поддерживали с воздуха наши штурмовики, выразили благодарность летчикам группы Кадомцева за отличную штурмовку вражеских позиций.
Части Красной Армии перешли в решительное наступление, стремительно продвигаясь вперед, на запад.
Отважный летчик-штурмовик гвардии капитан Кадомцев беспрерывными вылетами прокладывает  путь нашим наземным частям, беспощадно уничтожая  огневые точки противника, танки и живую силу.
26 августа 1943 года в течение дня трижды поднимал тов. Кадомцев свою группу в воздух на штурмовку укрепленных пунктов западнее Севска, и после каждого его удара наземные части стремительно занимали эти укрепленные рубежи и населенные пункты.
Части немецкой армии были вплотную прижаты нашими войсками к реке Десна и спешно старались переправиться на ее правый берег. Гвардии капитан Кадомцев и здесь наносит крупный удар – уничтожает переправу. В результате гитлеровские войска были отброшены под напором Красной Армии, понеся большие потери в живой силе и технике.
За проявленное мужество и отвагу в борьбе с немецкими оккупантами, за ряд успешных боевых налетов, за всемерную поддержку пехотинцев с воздуха гвардии капитан Кадомцев награждается командованием орденом Александра Невского.
С 15 октября 1943 года гвардии капитан Кадомцев совершает ряд интенсивных ударов по вражеским опорным пунктам на правом берегу реки Днепр. Пребывая над целью до 30 минут, производя по 8 – 9 заходов, содействовал развитию успеха наших наземных войск в форсировании реки Днепр.
Наблюдавший за действиями группы штурмовиков гвардии капитана Кадомцева заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал-полковник Ворожейкин, командующий 16 воздушной армией генерал-лейтенант Руденко дали отличную оценку действиям штурмовиков и объявили благодарность личному составу.

За период участия на фронтах Отечественной войны в борьбе с немецкими захватчиками гвардии капитан Кадомцев произвел 280 успешных боевых вылетов. В результате боевой работы им было уничтожено и повреждено до 65 танков, 340 автомашин, до 16 самолетов на земле и 4 в воздушном бою, взорвано до 7 железнодорожных эшелонов, до 3 артиллерийских батарей, 4 прожекторных установки, разрушено 2 переправы, уничтожено до 1800 гитлеровцев.

За образцовое выполнение боевых  заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 59 гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка гвардии подполковник Скляров
23 октября 1943 года

Кроме приведенных источников, использованы материалы с сайтов Красные соколыАвиаторы  Второй мировой, Пензенская областная библиотека им. М.Ю.Лермонтова.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Мемориал»
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Хлюпин В.И. Сыны России. - М., 1985.