Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Павловский Илья Михайлович

Павловский Илья Михайлович

19.04.1923 - 14.01.1982

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 5451

Павловский Илья Михайлович — заместитель командира-штурман авиационной эскадрильи 659-го Галацкого ордена Кутузова истребительного авиационного полка 288-й Павлоградской Краснознаменной ордена Суворова истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, капитан.

Родился 19 апреля 1923 года в селе Коростино ныне Котовского района Волгоградской области в семье крестьянина. Украинец. С 1933 года проживал с родителями в деревне Бурцево Каширского района Московской области. В 1940 году окончил 7 классов Ледовской средней школы и поступил в аэроклуб города Подольска, который успешно окончил в 1941 году.

В Красной Армии с 1941 года. В 1942 году окончил Армавирскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии — с 29 октября 1942 года. Воевал в составе 659-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиационной дивизии на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Прошел должности от пилота до командира эскадрильи.

Сержант И.М. Павловский в октябре 1942 — январе 1943 года совершил 46 боевых вылетов на прикрытие наземных войск, переправ, сопровождение штурмовиков. В воздушных боях сбил 4 самолета противника. Приказом командира дивизии (№ 06/н) от 12 марта 1943 года награжден орденом Красной Звезды.

В феврале того же года количество боевых вылетов И.М.Павловского достигло 62, воздушных боев – 18, а количество сбитых самолетов противника — 7. 26 февраля в воздушном бою он был ранен. Приказом командующего 17-й воздушной армией № 09 от 21 марта 1943 года сержант И.М. Павловский был награжден орденом Красного Знамени. Вскоре ему было присвоено офицерское звание.

К январю 1944 года заместитель командира эскадрильи лейтенант И.М.  Павловский произвел 188 боевых вылетов, участвовал в 50 групповых и 18 индивидуальных воздушных боях. За год произвел 49 вылетов на разведку, 10 — на штурмовку, 54 — на сопровождение штурмовиков и прикрытие своих войск. В воздушных боях сбил еще 8 самолетов противника. Командованием полка представлен к награждению орденом Ленина. Приказом командующего воздушной армией (№ 019/н) от 29 апреля 1944 года награжден вторым орденом Красного Знамени. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

Летом 1944 года капитан И.М. Павловский за произведенные 273 боевых вылета, сбитые лично 11 и в группе 8 самолетов противника командованием полка представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Представление реализовано не было.

В августе 1944 года, временно командуя эскадрильей, И.М. Павловский организовал надежное прикрытие боевых действий наземных войск при прорыве обороны противника в нижнем течении Днестра. За пять дней боев эскадрилья совершила 115 боевых вылетов, уничтожила до 33 автомашин и большое количество живой силы противника. Приказом командующего воздушной армией (№ 053/н) от 20 сентября 1944 года награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Летчики 659-го ИАП в ходе Ясско-Кишиневской операции надежно прикрывали наземные войска, успешно выполняли боевые задания по сопровождению штурмовых и бомбардировочных подразделений. Приказом Верховного Главнокомандующего № 0305 от 9 сентября полку было присвоено почетное наименование «Галацкий».

В ходе Будапештской операции командир эскадрильи капитан И.М. Павловский лично сбил 5 самолетов противника. Его эскадрилья успешно выполняла боевые задачи по прикрытию наземных войск и штурмовке объектов и войск противника. Командованием полка он был представлен к награждению третьим орденом Красного Знамени. Приказом командующего воздушной армией (№ 013/н) от 29 января 1945 года награжден вторым орденом Отечественной войны 1-й степени. Уверенно действовали и остальные эскадрильи полка. 13 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования при овладении Будапештом полк был награжден орденом Суворова.

К марту 1945 года капитан И.М. Павловский совершил 375 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы 8 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Павловскому Илье Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего за войну И.М. Павловский произвел около 400 боевых вылетов, участвовал более чем в 100 воздушных боях, лично сбил 20 и в составе группы — 9 самолетов противника.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Служил на Дальнем Востоке и в Крыму.

С 1974 года полковник И.М. Павловский — в запасе.Жил в городе Севастополь. Работал инспектором в горисполкоме.

Умер 14 января 1982 года. Похоронен на кладбище "Кальфа" города Севастополь.

Заслуженный военный лётчик СССР (1969). Награждён орденом Ленина (18.08.1945), тремя орденами Красного Знамени (21.03.1943, 29.04.1944, …) двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (20.09.1944, 29.01.1945), четырьмя орденами Красной Звезды (12.03.1943, …), медалями.

В Севастополе на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.


Из наградного листа на И.М.Павловского:

«Участвуя на фронтах Отечественной войны, проявил себя знатным летчиком-истребителем и разведчиком, беззаветно преданным великому делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине.
При выполнении боевых заданий командования показал образцы бесстрашия, боевого упорства, мужества, отваги и героизма, беспощадно мстя немецким захватчикам за разорения, принесенные советскому народу и отстаивая честь и независимость нашей великой Родины.
Выполняя задания командования, на самолетах Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3 произвел триста семьдесят пять успешных боевых вылетов, из них на прикрытие наземных войск –сто сорок, с налетом сто двадцать два часа, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – сто тридцать боевых вылетов с налетом сто сорок пять часов, на разведку войск, аэродромов и подходящих резервов противника – шестьдесят три боевых вылета, с налетом шестьдесят четыре часа, на штурмовку войск и техники противника – двадцать один боевой вылет, с налетом двадцать два часа, на перехват и свободную охоту – двадцать оин вылет с налетом двадцать пять часов.
В двадцати личных и семидесяти пяти групповых воздушных боях, проведенных в период Сталинградской битвы, на Изюм-Барвенковском направлении, в операции по освобождению Донбасса, Никопольском и Криворожском направлениях, в операции по прорыву обороны противника в районе среднего течения реки Днестр и уничтожении Кишиневской группировки и в Будапештской операции сбил лично девятнадцать самолетов противника: два Ю-88, пять Ю-87, один ФВ-189, два ФВ-190, семь Ме-109 и два Ю-52 и в группе – восемь самолетов противника: два Ю-88, один Хе-111, два Ю-87 и три Ме-109.
При выполнении боевых заданий командования тов. ПАВЛОВСКИЙ личными подвигами в воздушных боях с численно превосходящим противником увлекал своих ведомых на подвиги не щадя своей жизни.

21.7.43 года шестерка ЯК с ведущим капитаном ПАВЛОВСКИМ вылетела нa прикрытие наземных войск в районе Красный Шахтер, Каменка и Малая Камышеваха. При подходе к району прикрытия по радио получила сообщение от наземной рации наведения о подходе к району прикрытия двух групп бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей прикрытия. Через несколько минут шестерка ЯК встретила до 30 Ю-87 и ХШ-123 под прикрытием 12 Ме-109 и до 20 Ю-88, идущих на дистанции 2-3 км от первой группы. Наша шестерка с хода вступила в неравный воздушный бой, смело атакуя бомбардировщиков и сковывая истребителей. Расстроив боевой порядок бомбардировщиков и сковав истребителей на допустила произвести прицельного бомбардирования наших наземных войск, а часть из них сбросила бомбовый груз по своим войскам. Шестерка ЯК вышла победителем в этом неравном воздушном бою. В результате умело проведенного воздушного боя сбито 2 Ю-87, 3 Ю-88 и 3 Ме-109. В этом воздушном бою капитан ПАВЛОВСКИЙ сбил лично один Ю-88 и в группе один Ю-87.

26.4.44 года в паре с ведомым капитан ПАВЛОВСКИЙ прикрывал сопровождением 7 штурмовиков Ил-2 в район Каушаны (Тирасполь). Во время штурмовки пехоты противника 4 Ме-109 стремились атаковать штурмовиков Ил-2, но капитан ПАВЛОВСКИЙ со своим ведомым вступил в воздушный бой с истребителями противника, не допустил их произвести ни единой атаки по штурмовикам и в этом воздушном бою сбил одного Ме-109. Штурмовики Ил-2 успешно и без потерь выполнили боевое задание.

При выполнении заданий на разведку войск противника проявил себя талантливым, тактически грамотным разведчиком. Важные обнаруженные цели немедленно передавал по радио наземным войскам. Выполняя боевые задачи на прикрытие наземных войск и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, наблюдение за воздухом умело сочетает с ведением разведки поля боя.
22.8.44 года прикрывая наземные войска в районе Тихоцкий, Долгенькая, Моросовка, заметил в 7 километрах южнее Долгенькой до 40 танков противника в боевом порядке и движении к переднему краю. Капитан ПАВЛОВСКИЙ по радио связался с наземной рацией наведения «Река-37», дал точные координаты нахождения танков, в результате цель была накрыта нашим артогнем. Капитан ПАВЛОВСКИЙ с воздуха умело корректировал ведение огня. До пяти танков противника было сожжено и подбито, а остальные повернули обратно. Атака противника была сорвана.
В период Будапештской операции тов. ПАВЛОВСКИЙ показал образцы исключительной силы воли, боевого мастерства и умения побеждать врага. Только в районе Будапешта в воздушных боях им сбито шесть самолетов противника. 3.1.45 года прикрывая наземные войска в районе Шютте (Будапешт) на высоте 4500 метров группа, в составе которой находился капитан ПАВЛОВСКИЙ, встретила 4 Ме-109. Первым заметив противника, капитан ПАВЛОВСКИЙ на пикировании, атакой сверху под ракурсом ¼, сбил одного Ме-109, который упал в 6 километрах юго-восточнее Шютте. При выходе из атаки капитан ПАВЛОВСКИЙ атаковал ведущего Ме-109, идущего на вертикаль и сбил его с дистанции 60-100 метров. Самолет упал в 3 километрах восточнее Тардош.
Великий патриотизм и чувство мести ненавистным немецким захватчикам за убийства и насилия над нашим советским народом всегда влекут тов. ПАВЛОВСКОГО искать противника в воздухе и на земле, вступать с ним в бой и уничтожать его. Выполняя свою непосредственную задачу и обнаружив скопление или сосредоточение наземного противника, он штурмовал его.
Произвел семьдесят две штурмовки войск и техники противника, в результате которых уничтожил и повредил до 13 автомашин, 5 повозок, 2 паровоза, рассеял и частично уничтожил до 90 солдат и офицеров противника.
Высокое боевое мастерство летчика-истребителя и героизм тов. ПАВЛОВСКОГО, проявляемые при выполнении боевых заданий командования и в воздушных боях, служат примером для летного состава части и воспитывают в их чувство смелости, мужества и отваги.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, проявленный патриотизм, образцы доблести, отваги и героизма, произведенные триста семьдесят пять успешных боевых вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков и разведку, успешное умелое ведение разведки и сбитые лично девятнадцать и в группе восемь самолетов противника достоин высшей правительственной награды – присвоения звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Командир 59 истребительного авиационного Галацкого ордена Кутузова полка
подполковник Смешков

6 марта 1945 года»

Биографию подготовил: Олег Кожухарь

Источники

Волгоградцы - Герои Советского Союза. Волгоград, 1968

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»